Мощные течения, сильные ветра, огромная глубина Гибралтарского пролива, скалистое дно и подвижная граница между Африканской и Евразийской тектоническими плитами делают сложным или даже невозможным строительство моста или туннеля через Гибралтар. Однако, история показывает, что проект подобного строительства казался не только осуществимым, но уже готовился к стадии реализации. Но, обо всём по порядку.
Привязать к себе Африку
История строительства (проектирования) путепровода через Гибралтар начинается с 1860 года, когда французский инженер Лоран де Вильедемиль получает от испанского правительства разрешение на строительство туннеля под проливом. Инженер заручился поддержкой французских банков и провёл масштабную рекламную кампанию по сбору средств и в дальнейшем, для создания акционерного общества будущего туннеля. Однако, политическая нестабильность в Испании в 1867-1874 гг., привела к оттоку акционеров и финансовому краху идеи.
Здесь важно отметить, что интерес европейских держав к мосту/туннелю через Гибралтар был очень силён вплоть до середины ХХ века. Особенно, это касалось Франции, мечтавшей о создании железной дороги от Парижа до Дакара и владевшей почти всей Западной Африкой, а также Бельгии, колонией которой являлись обширные земли тропической Африки - Бельгийское Конго. До начала ХХ века Испания менее всех была заинтересована в наличии туннеля под Гибралтарским проливом, до тех пор, пока в 1904 году Франция и Великобритания не признали право владения Испанией Северной и Южной части Марокко, а в 1912 году было образовано Испанское Марокко.
Примо де Ривера одобряет
Несмотря на сравнительно небольшую ширину Гибралтарского пролива в 14 километров, большинство инженеров отказалось рассматривать вариант строительства моста и склонялись к идее сооружения туннеля. Однако, уже в начале ХХ века стало ясно, что технически сложно и финансово затратно прорубать туннель в толще скальных пород.
В 1928 году выдающийся испанский инженер Фернандо Гальего Эррера запатентовал невиданный способ сооружения туннелей непосредственно под водой, но над дном пролива, используя для этого тросы для закрепления плавучего туннеля. Патент был направлен на рассмотрение лично председателю испанского правительства Примо де Ривера, которому идея настолько понравилась, что он решил оформить правительственный заказ на полную разработку проекта строительства туннеля через Гибралтар.
Согласно подробному плану Фернандо Эррера туннель должен быть овальным в сечении, шириной 26 метров и высотой 18,5 метров. Подобная форма была необходима для противодействия мощным течениям. Внутри туннеля должны были располагаться железная дорога на две колеи и двухполосное шоссе. Протяжённость туннеля оценивалась в 15 километров, для чего предполагалось создать 75 секций по 200 метров длиной каждая. Каждую секцию предлагалось закрепить четырьмя тросами к железобетонной платформе опущенной на дно пролива, а чтобы платформа не сдвинулась течением, её объём должен быть равен 10 000 кубических метров. Сам туннель предлагалось опустить на глубину 20 метров. Таким образом, получался классический Архимедов мост.
О степени серьёзности проекта и заинтересованности в нём испанского правительства, свидетельствует огромный деревянный ящик со всеми чертежами и расчётами Фернандо Эррера, который ныне хранится в Наваррском народном университете. Сам инженер изучил берега Испании и Марокко и определил маршрут туннеля от Пунта дель Асебуче возле Альхесирас в Испании до Пунта бланка возле Сеуты в Марокко. Частые посещения выбранных для строительства мест Фернандо Эррера со своими помощниками, интервью местным и зарубежным изданиям, очередная встреча с председателем правительства, убедила всех, что строительство вот-вот начнётся. Однако, в январе 1930 года Примо де Ривера подаёт в отставку и отбывает в Париж, где через полтора месяца скончался...
Последние надежды
По мнению инженера и правительственной комиссии, предлагаемый проект туннеля был технически и финансово реализуем. Правда, в Испании рассчитывали на поддержку Франции, которая в это время активно занималась подготовкой строительства Транссахарской магистрали. Последнее заседание технической комиссии при правительстве Испании, где обсуждался проект туннеля, состоялось в мае 1936 года, где были высказаны всего два замечания: устранение излишней загазованности в туннеле и проблема обеспечения его безопасности с учётом роста агрессии Германии и Италии.
Если система вентиляции подводного тоннеля была доработана практически сразу, то решение проблемы обеспечения безопасности выглядела сложнее, ведь в случае авианалёта или торпедирования, туннель мог сразу быть уничтожен и тут система шлюзов ситуацию не спасла бы. Военная охрана, патрулирование и в целом обеспечение безопасности сооружения обошлось бы гораздо дороже, нежели текущее обслуживание путепровода. Но, дальнейшие события в Испании - гражданская война, Вторая мировая война и провозглашение независимости Марокко отодвинули реализацию проекта на неопределённый срок.
Несмотря на новые данные по Гибралтарскому проливу, а также последующие новые проекты по созданию мостов/туннелей через пролив, проект тоннеля Фернандо Эррера является самым проработанным и актуальным на сегодняшний день, единственное, что предлагают современные инженеры, так это заменить тросы на поплавки, что удешевит проект. Правда, теперь стоит вопрос не о технической возможности строительства туннеля, а о его необходимости в принципе, ведь Марокко давно уже не принадлежит Испании, а Франция потеряла все свои владения в Западной Африке.
Рубрика "Невероятные проекты";
________________________