Найти тему
Иван Коновалов

Наемник-крестоносец граф фон Розен и уникальная эскадрилья «Дети Биафры»

Оглавление

Гражданская война в Нигерии (о ней в статьях Гражданская война в Нигерии. Часть 1. Франция, Великобритания, почти вся Африка и СССР и Гражданская война в Нигерии. Часть 2. Белые наемники, успехи Биафры и гибель республики ) прошла при подавляющем превосходстве федеральных ВВС, боевая авиация Биафры была крайне малочисленной. И в нигерийских, и в биафрских ВВС работали европейские наемники. Совершенно особую страницу войны в воздухе Биафры составляют действия эскадрильи шведских солдат удачи под названием «Дети Биафры», которой руководил неисправимый идеалист и крестоносец (в самом положительном смысле этого слова) летчик-ас граф Карл Густав фон Розен.

Гаф фон Розен в самолете "Миникон". Источник: https://warspot.ru/8663-karl-gustav-fon-rozen-prervannyy-polyot/images?name=%2F000%2F038%2F332%2Fcontent%2Ffon_rozen_v_kabine_malmo_mfi-9b-e762b655cd8f92852b2979c258a884cc.jpg
Гаф фон Розен в самолете "Миникон". Источник: https://warspot.ru/8663-karl-gustav-fon-rozen-prervannyy-polyot/images?name=%2F000%2F038%2F332%2Fcontent%2Ffon_rozen_v_kabine_malmo_mfi-9b-e762b655cd8f92852b2979c258a884cc.jpg

Война в воздухе Биафры

С началом войны нигерийские ВВС состояли в основном из многоцелевых, транспортных, учебно-боевых самолетов, вертолетов, истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков было мало. Летчиков катастрофически не хватало, большинство профессиональных военных пилотов (ибо по национальности) присоединились к сепаратистам. Великобритания — союзник федерального правительства — отказалась продать северянам боевые самолеты. Но Лагос обратился за помощью к Москве и получил положительный ответ. Нигерийцы закупили в СССР 27 истребителей МиГ-17Ф, 20 учебно-боевых МиГ-15УТИ и шесть бомбардировщиков Ил-28, с подачи советского руководства Чехословакия продала Нигерии 26 учебно-боевых самолетов L-29. Военных летчиков предоставил Египет, где хорошо были знакомы с советской боевой техникой. Австралийских, британских, родезийских и южноафриканских летчиков для нигерийских ВВС вербовал наемник Джон Питерс.

Источник: https://amp.topwar.ru/28594-proschay-biafra-vozdushnaya-voyna-v-nigerii-1967-70-gg.html
Источник: https://amp.topwar.ru/28594-proschay-biafra-vozdushnaya-voyna-v-nigerii-1967-70-gg.html

В войну Биафра вступила с одним старым бомбардировщиком B -26 Invader , которым управлял ветеран конголезских войн польский наемник Ян Зумбах по кличке «камикадзе Браун». Пассажирский лайнер Fokker F.27 Friendship переоборудовали в бомбардировщик. 12 июля в воздух поднялся переоборудованный в бомбардировщик ближнемагистральный транспортник Douglas DC -3. Затем ВВС Биафры включили старый B -25 Mitchell , которым управлял бывший пилот люфтваффе, известный под именем Фред Херц, еще один B -26 Invader (пилот — французский наемник Жан Боннэ). К этому можно добавить восемь вертолетов Alouette и 12 старых самолетов Т-6.

Источник: https://www.x-plained.com/aircraft-review-mladg-mig-15/
Источник: https://www.x-plained.com/aircraft-review-mladg-mig-15/

Наиболее масштабную акцию эта «эскадрилья» попыталась осуществить в ночь с 6 на 7 октября 1967 года, атаковав столицу Нигерии. Результаты рейда были ничтожны, Fokker F.27 попал под зенитный огонь и взорвался в воздухе прямо над советским посольством. Экипаж (пять белых наемников) погиб. После падения Порт-Харкорта почти вся боевая авиация Биафры была потеряна, остался только одинокий В-25 Фреда Херца.

Источник: https://en.topwar.ru/28594-proschay-biafra-vozdushnaya-voyna-v-nigerii-1967-70-gg.html
Источник: https://en.topwar.ru/28594-proschay-biafra-vozdushnaya-voyna-v-nigerii-1967-70-gg.html

С ноября 1967 года развернула активные действия ударная авиация Нигерии, причем объектами нападения стали не военные объекты и позиции биафрских войск, ударам подвергались объекты инфраструктуры, городские кварталы. Это делалось для того, чтобы посеять панику среди мирного населения, подорвать экономику мятежной провинции. Однако эффект получился обратный — это еще больше ожесточило мятежников, а Лагос начали обвинять в военных преступлениях и геноциде мирного населения. Из-за морской блокады провинции в Биафре начался голод. Гуманитарная катастрофа в Биафре, от которой гибли прежде всего дети, не могла оставить равнодушными мировые благотворительные организации. Ежедневно с осени 1968 года из Габона, Дагомеи и Сан-Томе они перебрасывали десятки тонн продовольствия и медикаментов, иногда вместе с гуманитарными грузами переправлялись оружие и боеприпасы.

Граф фон Розен

Среди летчиков, участвовавших в этих опасных предприятиях, был и знаменитый воздушный ас и искатель приключений граф фон Розен, работавший на тот момент пилотом шведской чартерной компании Transair . Аристократ из древнего рода, к своим 60 годам Карл Густав фон Розен (его тетка, кстати, была замужем за Германом Герингом) имел за плечами удивительнейшую летную карьеру. Когда фашистская Италия в 1935 году напала на Эфиопию, фон Розен присоединился к воздушной миссии Красного Креста, перебрасывал в районы боевых действий продовольствие и медикаменты, вывозил раненых с поля боя, доставлял послания императора Хайле Селассие эфиопским партизанам.

Источник: https://waralbum.ru/community/history/309/paged/6/
Источник: https://waralbum.ru/community/history/309/paged/6/

В 1939 году во время Зимней войны поступил добровольцем в финскую армию, летал на импровизированном бомбардировщике, хотел лететь бомбить Кремль, но был остановлен приказом Маннергейма. Во Вторую мировую войну работал в голландской авиакомпании KLM , его жена погибла в Сопротивлении.

Источник: https://twitter.com/thebiafratimes/status/1131131228373934080
Источник: https://twitter.com/thebiafratimes/status/1131131228373934080

В 1945–1956 годах он был инструктором императорских эфиопских ВВС, 1960–62 годах возил в Конго гуманитарные грузы ООН. Был личным пилотом генсека ООН Дага Хаммершельда, и не погиб вместе с ним только потому, что в тот злополучный день заболел.

Страшные картины войны в Биафре — убитые дети и женщины, разрушенные города, повсеместный голод — произвели на этого в высшей степени благородного человека шоковое впечатление. Граф фон Розен решил объявить федеральному правительству свою личную войну.

«Миниконы» и «Дети Биафры»

Фон Розен предложил лидеру Биафры полковнику Оджукву создать небольшую ударную эскадрилью из нескольких шведских легких однодвигательных учебных самолетов Malmo МFI-9В, которые в Африки прозвали «миниконы» ( Minicon ), оборудованных двумя блоками 68-мм неуправляемых ракет MATRA. Операция прикрытия была тщательно подготовлена. Правительство Танзании, поддерживающее борьбу Биафры, обратилось с просьбой к компании Malmo Flygindustrie помочь в создании авиашколы. Для этой цели были куплены 5 самолетов за 60 тысяч долларов, 140 тысяч стоил наем пилотов и техников. Уже как собственность Танзании их перегнали во Францию, где местные техники оборудовали их пусковыми установками ракет, заменили электрику, поставили дополнительные баки. Затем их разобрали, погрузили в транспортные самолеты и отправили в Либревиль. Здесь «миниконы» собрали и перегнали их на секретный аэродром в буше Габона, выкрасили в специальный камуфляж — верх зеленый, чтобы сверху они сливались с джунглями, снизу голубой под цвет неба, вооружили ракетами. В кабинах установили прицелы с устаревших шведских истребителей SAAB J-22. Несколько дней пилоты тренировались и испытывали ракеты.

Эскадрилья "Дети Биафры". Источник: https://warspot.ru/8663-karl-gustav-fon-rozen-prervannyy-polyot/images?name=%
Эскадрилья "Дети Биафры". Источник: https://warspot.ru/8663-karl-gustav-fon-rozen-prervannyy-polyot/images?name=%

Затем ночью они перелетели через море на секретную взлетно-посадочную полосу в Биафре. В команде фон Розена было четыре шведских наемника и трое ибо. Позже было закуплено еще четыре «миникона». Эскадрилья получила неофициальное название «Дети Биафры». 22 мая она нанесла свой первый удар, атаковав аэродром в Порт-Харкорте. 24 мая нападению подвергся Бенин, 26 мая — Энугу. 28 мая «Дети Биафры» вывели из строя электростанцию в Угели. Цели неизменно атаковались на сверхмалой высоте от 2 до 5 метров, это делало зенитки противника в местных джунглях бессильными. Больше досаждали пулеметы и винтовки пехотинцев, пробоин было много, но ни один самолет не был сбит. Во время полета соблюдался режим радиомолчания.

Конец эскадрильи

Как только международные СМИ рассказали о подвигах эскадрильи фон Розена, шведское правительство немедленно потребовало, чтобы летчики вернулись на родину. 30 мая они совершили последний налет на Калабар и отправились домой. Наемники утверждали, что ими были уничтожены или повреждены не менее 12 самолетов нигерийских ВВС, в том числе два МиГ-17 и три Ил- 28, федералы все отрицали и утверждали: ущерб минимальный. Густава фон Розена встретили в Швеции как национального героя, начавшееся было против него расследование было прекращено. Этот бесстрашный человек вернулся в Биафру через месяц вместе с еще одним шведским пилотом и готовил местных летчиков на МFI-9В, в боях больше не участвовал. В его эскадрилье теперь служили только биафрцы, но в конце войны на одном из «миниконов» летал тнаемник Фред Херц.

Карл Густав фон Розен так и остался в Африке, он погиб в эфиопском Годе (провинция Огаден) 12 июля 1977 года, когда на дом его друга Беллете Ергете, где он гостил, напали сомалийские повстанцы.

Источник: https://topwar.ru/66554-biafra-45-let-so-dnya-okonchaniya-krovavoy-voyny-v-nigerii.html
Источник: https://topwar.ru/66554-biafra-45-let-so-dnya-okonchaniya-krovavoy-voyny-v-nigerii.html

Все боевые «миниконы» были уничтожены противником, один (и два учебных МFI-9В) достался нигерийцам в качестве трофея после капитуляции армии Биафры. Все это время они продолжали наносить удары, в августе «Дети Биафры» нанесли серьезный урон нефтяной отрасли Нигерии, проведя серию воздушных рейдов против нефтеналивных барж и нефтеперекачивающих станций в устье реки Эскравос, в Угели, Квале, Кокори и Порт-Харкорте. 12 января 1970 года Биафра капитулировала. По разным оценкам в этой войне погибло от одного до трех миллионов человек.

Также по теме:

ЧВК Blackwater – частная армия Эрика Принса

Частные военные компании на войне в Ираке. Часть 2

Частные военные компании на войне в Ираке. Часть 1

Боб Денар и успех наемников на Коморских островах

Полковник Боб Денар и провал наемников в Бенине

Частные военные компании на войне в Афганистане

Британские наемники и британский спецназ в Сьерра-Леоне

Наемники в Биафре – последняя война Роже Фолька

Восстание наемников в Конго. Битва за Букаву

Восстание наемников в Конго. Жан Шрамм и Боб Денар

Типажи наемников в Конго в западных СМИ

Французские наемники на войне в Конго и интриги бельгийских союзников

Британские наемники и скандал «Иран-контрас»

Наемник Бешеный Майк Хоар и его Коммандо 5. Часть 1. Начало

Наемник Бешеный Майк Хоар и его Коммандо 5. Часть 2. Большая война

Наемник Бешеный Майк Хоар и его Коммандо 5. Часть 3. Последние бои

Кубинские наемники в Конго. Против повстанцев симба и Че Гевары

Гражданская война в Нигерии. Часть 1. Франция, Великобритания, почти вся Африка и СССР

Гражданская война в Нигерии. Часть 2. Белые наемники, успехи Биафры и гибель республики

Гражданская война в Нигерии. Часть 3. Война в воздухе

Отряд наемников «полковника Каллана» в Анголе. Катастрофа

Отряд наемников «полковника Каллана» в Анголе. Крутое начало

Британские наемники и комедия с родезийским контрактом

«Белый легион» – наемники на Великой Африканской войне

Частная военная компания Sandline International. Папуасский контракт

Немецкие военспецы – самые востребованные наемники в период между двумя мировыми войнами

«Переворот Вонга» – провал наемников в Экваториальной Гвинее

Executive Outcomes в – самая эффективная частная военная компания. Операции в Сьерра-Леоне

Executive Outcomes – самая эффективная частная военная компания. Ангольский контракт

Частный военный бизнес США. Начало

Британские наемники в джунглях Суринама

Британские наемники и операция по ликвидации Пабло Эскобара

Британские наемники и госпереворот на Мальте

Война британского спецназа в Омане

Операция британских наемников в Йемене – предтеча создания первой ЧВК

Полковник Стирлинг и частный военный бизнес. Часть 1

Полковник Стирлинг и частный военный бизнес. Часть 2

« Дикие гуси» против «голубых касок» в Конго