Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Ребенок не говорил, а оказалось, что ничего не слышал. Мой пример вредности совета: не отдавать к логопеду до 3 лет

Оглавление

Меня однажды попросили позаниматься с мальчиком второго класса. У него были проблемы по всем предметам. Просила бабушка мальчика. Его родителей я так и не увидела. А занималась я с ним несколько месяцев, пока не проявились улучшения в учёбе.

Когда я пришла к этому мальчику в первый раз, он был очень скромным и неразговорчивым. Проблемы были с письмом, чтением, математикой, скоростью восприятия информации, памятью, вниманием. Говорил медленно, уроки мог делать целый день. Были некоторые логопедические нарушения в устной и письменной речи.

Я не сразу заметила у него слуховой аппарат. Он был очень маленький и прикрывался волосами. Бабушка сама сказала мне после первого занятия, что он у внука есть и что внук плохо слышит. И тогда для меня все нарушения и проблемы с учёбой этого мальчика стали понятны.

Мальчик учится в обычной школе и ведёт обычную жизнь. Но очень застенчив. Слуховой аппарат часто снимает из-за боязни, что  одноклассники будут дразнить. Фото автора
Мальчик учится в обычной школе и ведёт обычную жизнь. Но очень застенчив. Слуховой аппарат часто снимает из-за боязни, что одноклассники будут дразнить. Фото автора

Бабушка поведала мне всю историю этого мальчика, чтобы я лучше понимала причины плохой успеваемости ученика.

Ребенок долго не говорил. Он ни произносил ни звукоподражаний, ни лепетал, ни гулил. Его родители всё время на работе. Оба с головой ушли в работу, а сыном занимается бабушка. Все они слушали советы: если ребенок не говорит, подождите до трёх лет, заговорит в этом возрасте, а если нет, то обратитесь к логопеду, но раньше трёх к логопеду и не стоит обращаться.

Этот совет можно услышать отовсюду. От врачей, знакомых, даже от самих логопедов. Мальчику было уже 3 года, а он всё не говорил. Его стали определять в детский сад в надежде, что там будет бесплатный логопед. В одном саду его не было, а в другом была логопедическая группа, которая оказалась переполненной, и пропуск туда был закрыт.

Пока определялись с садом, мальчику исполнилось 3,5. Начали искать частного логопеда по знакомым и детским центрам. Родителям хотелось, чтобы он был с опытом и подешевле. Пока искали прошло ещё полгода. Мальчику исполнилось 4. Золотое время для развития было упущено.

В итоге нашли они всё-таки логопеда. Он посоветовал обследовать ребенка у врачей и проверить слух. Бабушка повела внука в поликлинику и оказалось, что мальчик плохо слышит, практически не слышит вовсе. Ему поставили тугоухость.

Родители недоумевали: они здоровые, у них никогда в роду таких проблем не было, как мог у здоровых людей родиться такой ребенок?

Купили слуховой аппарат на пятом году жизни ребенка. Начали заниматься со специалистами. Мальчик постепенно начал говорить.

Бабушка нанимала репетиторов и дефектологов, чтобы к школе внук догнал своих сверстников по развитию речи и общему развитию.

Родители определили в обычную школу. Думаю, это было ошибкой. Программу мальчик не тянул, это было видно с первого класса. Тем более стеснялся в школе носить слуховой аппарат.

Я, как мама, не могу никак понять одного:

Как можно было не понимать, что твой ребенок ничего не слышит до 4 лет?

Не обращает внимание, когда зовут, не пытает повторить хоть какой-то звук, не поворачивает голову на звуки.

Второе, что мне не понятно - почему ребенку не проверили слух в роддоме или в поликлинике лор? Моей дочке, как только она родилась, сразу в роддоме проверили. Но она родилась в Москве, а в других городах, возможно, такой проверки нет. В городе, где живёт этот мальчик и я сама, плохо с узкими специалистами в поликлинике. Лора, невролога, хирурга не подловить - они приезжают в местную поликлинику раз в месяц. Очередь расписана на несколько месяцев вперёд.

Но ведь можно же было съездить в другую поликлинику или пойти в частный центр. Неужели настолько было наплевать на ребенка? Родители занимались работой или своей личной жизнью. Ребенка спихнули на бабушку. Но что сейчас винить бабушку? Она пожилой человек, многого не понимает. Бабушка есть бабушка.

Мальчика, конечно, жаль. И жаль, что время для его развития упущено. Речь они восстановили очень быстро. За год ребенок говорил медленно, но понятно и связными предложениями. Но к школе все равно оказался не готов. Логопедические и дефектологические проблемы будут ещё долго преследовать его.

Это конечно, хорошо, что бабушка заботится об успеваемости внука и нанимает репетиторов по всем предметам. Но я всё равно остаюсь при мнении,что мальчик должен учиться в специальном классе или учреждении, но не в обычной школе. Однако бабушка и родители категорически этого против.

Им повезло ещё, что они нашли меня. Так как я - и логопед, и учитель начальных классов. Поэтому занималась с мальчиком по всем предметам сразу, кроме английского, плюс давала логопедические упражнения. И бабушке не пришлось нанимать нескольких специалистов.

Занимались с мальчиком несколько месяцев по два часа два раза в неделю. Мне казалось, что этого не достаточно, что проблем у него слишком много. Но позже стали проявляться первые улучшения в речи и в учёбе. Бабушка радовалась и больше укреплялась во мнении, что не надо отдавать внука ни в какую специальную школу.

Какие нужно сделать выводы из этого случая?

  • Если видите проблемы с речью у ребёнка, показать логопеду нужно раньше 3 лет. Я занималась с неговорящими детьми в возрасте 1,5 - двух с половиной лет. Необходимо осмотреть речевой аппарат ребенка: язык, зубы, мышцы рта, уздечку и т.д. Специалист также проводит тесты на восприятие информации ребенком, на внимание и память. В год - полтора ребенок должен уже понимать обращенную к нему речь.
  • Не игнорировать посещение врачей, помимо педиатра. Педиатр не всё может увидеть.
  • Заниматься развитием ребенка с рождения, а не в 3 года. Говорить с ним, петь песни, читать, играть в игры, развивающие моторику рук. Ребенок должен видеть ваши губы, должен слышать разные звуки. Так он научится говорить.
  • Здоровые родители - это, к сожалению, не обязательно, здоровые дети.

Пишите в комментариях, как вы считаете, можно ли до 4 лет не замечать, что ребенок не слышит? Ставьте 👍, подписывайтесь.

Читайте также полезные статьи про запуск речи:

✅ Когда пора к логопеду: 6 действенных советов как не упустить нарушение речи у ребенка

Запуск речи и исправление звуков без помощи логопеда: возможно ли❓Наш опыт

Заговорили в год, когда все детки вокруг молчали. Делюсь своим маленьким педагогическим приёмом запуска речи у сына