Всем привет! Это канал proстранное искусство, где я делюсь историями о необычных художниках и рассказываю о самых странных и удивительных произведениях искусства.
Герои сегодняшнего выпуска использовали в работе живых насекомых, змей и птиц. Это был XVI век, отношение к природе было совершенно иным, чем сегодня, в наш век гуманистов, экозащитников и морализаторов. Тем не менее, результатами этой потрясающе неэкологичной работы мы восторгаемся до сих пор.
Бернар Палисси
В XVI веке в Италии пользовалась большой популярностью техника "слепок природы" (le style rustique). Местные гончары использовали веточки растений и мелких насекомых, чтобы сделать изящное и натуралистичное украшение не посуде.
Дело приобрело иной оборот, когда итальянской техникой заинтересовался французский керамист Бернар Палисси. Личность, надо сказать, выдающаяся: писал трактаты о химии, был известным религиозным диссидентом, которого пыталась "отмолить" сама Екатерина Медичи, но закончил он всё равно довольно плачевно.
Энтузиазм, с которым Палисси учился всему новому, достаточно проиллюстрировать одной короткой историей:
В XVI веке Франция только училась искусной работе с керамикой, перенимала опыт итальянцев и испанцев, и Палисси был как раз одним из первых, кто принёс в родную страну майолику. Но когда в руки мастера попал китайский фарфоровый кубок идеально белого цвета - то перенять этот опыт удалось не сразу. Чтобы достичь нужной для обжига температуры в печи, Палисси решился сжечь всю мебель в доме.
Разумеется, техника "слепок природы" была воспринята керамистом с не меньшим энтузиазмом. Но помимо маленьких веточек и лепестков он решил использовать животных, насекомых и даже птиц. Умело раскрашенное блюдо с подобными фигурками выглядит действительно изящно, красиво и очень натуралистично.
Но как же оно создавалось?
Технология была довольно сложная. Сначала ящерки, лягушки и насекомые аккуратно отлавливались и помещались в специальную ёмкость с влажной землей. Потом их усыпляли, вымачивали в уксусе и помещали на тончайший слой глины. Далее "экспонат" крепился к глине с помощью тонких иголок и ниток в необходимом положении и обмазывался маслом. Сверху накладывали слой гипса, который при застывании представлял собой весьма точную "формочку", а уже её затем наполняли глиной, раскрашивали и обжигали. Гипс отлично сохранял рельеф, что позволяло достичь невероятной реалистичности.
Блестящая глазированная керамика со своеобразными натюрмортами получила название "сельская глина". У Палисси было огромное количество последователей, которые изготавливали в мастерских целые партии подобных блюд и кувшинов. Для упрощения процесса гипсовые слепки снимались не с "моделей", а с готовой посуды целиком.
Венцель Ямницер
Совсем иной была технология, которую использовал венский ювелир Венцель Ямницер. Семейная мастерская, которой владели они с братом, специализировалась на роскошных кубках из драгоценных металлов. А с золотом и серебром работать гораздо сложнее, чем с глиной. В данном случае натуралистичные фигурки делались так: звери, насекомые или маленькие птички обмазывались глиной, а потом обжигались в печи. Тушки сгорали, а глина со всеми необходимыми рельефами оставалась и впоследствии заливалась металлом.
Разумеется, глядя на маленьких беззащитных птичек и насекомых, застывших во времени, невольно испытываешь жалость. С другой стороны - эти создания живут уже больше 400 лет, и к ним по-прежнему можно прикоснуться.