Обзор книги ( 2007)
Первое ощущение от стихов Давида Самойлова - живая звучность и мерность, какая-то особенная весёлая ладность. Стихотворения данного поэта довольно-таки мелодичны. И дело не только в этом. Все его произведения несут в себе музыку мира, скрытую, рождающуюся вместе с ритмом и рифмами строк.
Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всем, чему был свидетелем на войне, описывал чувства и переживания, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.
Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронес в своем сердце поэт через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не суждено было любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжил писать о войне и в мирное время.
Военная тематика в стихах Самойлова
Так в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение "Сороковые". Впервые оно было напечатано в журнале "Новый мир".
Одно из первых его стихотворений в сборнике называется " Сороковые". Оно посвящено военной тематике. Поэт в произведении вспоминает о своей службе в юности и о любви.
"Сороковые"
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения – несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.
Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия как "война, беда, мечта и юность ". Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.
Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются описанием, отношением лирического героя, переступившего порог зрелости, к самому себе в юности.
Условно композицию "Сороковых" можно разделить на 3 части.
- Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
- Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
- В третьей части в шестой строфы автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стихотворения замыкается в кольцо.
Следующее стихотворение Самойлова " Старик Державин" тоже про войну, о боевых действиях под селом Лодвой и сетовании лирика и одновременно главного героя произведения поэта об отсутствии преемников.
Произведение " Слава Богу! Слава Богу!" тоже на военную тему. Оно посвящено стойкости и мужеству самого автора после окончания великой отечественной и верности боевому знамени.
" Перебирая наши даты" представляет собой воспоминание поэта о погибших друзьях-солдатах. Павлу, Михаилу, Илье, Борису и Николаю посвящается данное произведение, которых хотя уже и нет на белом свете, но все равно Самойлову они виделись в образе леса и его шума.
Стихотворение Давида под названием " Деревянный вагон" тоже на тему войны. Здесь он вспоминает о сражениях, где его спасали от пуль товарищи. Автор ехал раненый, возвращаясь с боев, в деревянном вагоне в госпиталь.
Следующее произведение " Болдинская осень" является своеобразной похвалой великому Пушкину и его творчеству, поэтическому труду несмотря на холеру и карантин. Оно про свободу поэта в Болдине и не только.
" Болдинская осень"
Везде холера, всюду карантины,
И отпущенья вскорости не жди.
А перед ним пространные картины
И в скудных окнах долгие дожди.
Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве - бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор.
Какая мудрость в каждом сочлененье
Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!
И кто придумал это сочиненье! Какая это радость - перья грызть!
Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье
И поражаться своему уму!
Кому б прочесть - Анисье иль Настасье?
Ей-богу, Пушкин, все равно кому!
И за полночь пиши, и спи за полдень,
И будь счастлив, и бормочи во сне!
Благодаренье богу - ты свободен -
В России, в Болдине, в карантине...
Смысл поэзии Самойлова
Поэзия Давида Самойлова полна таких уподоблений: пишущий стихи на бумаге сопоставлен с бегущим в овраге ручьём, а море - "пишет на песке как гений". Волна и волнения поэта родственны.
"Укоренённость поэзии Самойлова в мировой культуре, которая питает её столь же плодотворно, как реальные впечатления от пережитого, выражается в той группе его стихотворений, которые представляют собой сюжетные реминисценции ("Оправдание Гамлета", "Золушка", "Старик Державин"). Исторические герои, творцы искусства и их герои составляют для анализируемого поэта неотъемлемую часть его жизненного багажа, мира, в котором он живёт".
Есть в его сборнике и стихи, посвященные природе. К ним относится например, " Ветреный вечер". Ветер несется будто птица и все предметы взлетают из-за него. " Рассвет" о пробуждении утренней природы.
Произведение " Пестель, поэт и Анна" про назначение поэта и поэзии. В нем происходит беседа Пушкина с Пестелем под пение Анны о юных поэтах, равенстве сословий, народном восстании, тирании властей. Еще лирические герои здесь говорят о Петербурге, Азии, Кавказе, о Данте, о любви, разуме и о сердце.
Стихотворение " Другу стихотворцу" посвящается другу Самойлова лирику и их совместной работе для людей в " Литературной газете" ради славы. Поэт сравнил поэзию с трудом затворниц. Почему? Да потому что также как аскетам надо концентрировать все свое внимание на молитве и ни на чем другом, также и писателю с поэтом тоже необходимо уединение для вдохновения и способности дальше творить...
Весне поэт тоже посвятил свое стихотворение " Сперва сирень, потом жасмин", где все расцветает от сирени до жасмина, что говорит о начале весны. Здесь можно сказать, что и чувство любви тоже приходит к человеку подобно весне, очень поэтично, красиво и пейзажно, даже если оно и безответное. Начало любви всегда и вопреки всему очень романтическое.
Немаловажным является произведение Самойлова " Милая жизнь, протеканье времен". Оно о не зря прожитой жизни поэта. Наступление собственной старости он сравнил с "угасанием сада". Свой возраст автор уподобил осенней поре, а жизнь сравнил с течением реки.
На мой взгляд, кульминацией всей его поэзии стало самое яркое и философское стихотворение с символичным названием " Думать надо о смысле". Оно не только про смысл жизни, но и смысл всего бытия в целом. Поэт задумался над вопросом, кем являются люди по отношению к бытию, природе, веку, к дороге и личному предназначению.
"Думать надо о смысле..."
Думать надо о смысле
Бытия, его свойстве.
Как себя мы ни числи,
Что мы в этом устройстве?
Кто мы по отношенью
К саду, к морю, к зениту?
Что является целью,
Что относится к быту?
Что относится к веку,
К назначенью, к дороге?
И, блуждая по свету,
Кто мы все же в итоге?
Произведение " Ода" посвящено теме Родины, хвала ее величию, словно она находится на небесах. Стихотворение это про непреклонность страны в прошлом перед врагами, об устранении в ней язычества.
Наконец, стихотворение " Соври, что любишь", относится к теме любви, но безответной и несчастной. Поэт не хочет страдать от отказа любимой женщины и просит у нее признания в любви даже путем лжи, чтобы не совершить самоубийство от отчаяния.
Тема любви в стихах Самойлова
Самойлова отличает очень маленькое количество любовной лирики, так как автор был достаточно неудачен и несчастливым в любви. После пережитого безответного чувства он уже не смог полюбить также сильно, искренне и по-настоящему, как в прошлом. Такое бывает с людьми, кого можно считать однолюбами...
Основное назначение народных лирических песен - отражать мысли, чувства, переживания народа. Поэт, следуя традиционному канону в отношении к лирической песне, включил и развил в своём творчестве народные поэтические приёмы. Так, явная ориентация на народную лирическую песню прослеживается в стихотворениях "Фрагменты", "Заздравная песня", "Про Ванюшку" и другие.
Творческим кредо Давида Самойлова становится прочувствованность события, на основе которой рождается каждая строка: "Дай выстрадать стихотворенье!". Восприятие поэтом мира во всей его целостности, гармоничности основывается на чувственных ощущениях. Так, поэтический мир Самойлова, во-первых, звучащий мир. Например, дождь ему помнится не особым запахом влажной земли, не видом мокрых, блестящих от воды листьев, а именно барабанным звуком капель. Здесь, видимо, сказывается чуткость музыкального слуха поэта или просто индивидуальная авторская особенность - постигать все внешнее через те звуковые отголоски, которые оно пробуждает.
Звуковое восприятие у Самойлова доминирует, т.е. самая первостепенная характеристика дается объекту через звук. Как можно передать звук в стихотворении? Либо через глаголы ("щебечет", "поет", "загудели", "воет", "вопят"), либо через существительные, дающие звуковые характеристики природного явления ("апрельская тишина", "лиственный звон", "стенание ветра", "осины в осипших лесах", "тревожный крик" галки и т.д.); либо через обозначение музыкального инструмента ("деревянные дудки скворешен", "лесов деревянные трубы", "флейта дрозда", дуба "богатырские трубы").