Добрый день, дорогие друзья! У меня накопилось много мыслей по поводу выбора материала для прошивки кукол, и предполагаемое количество текста явно выходит за рамки поста в ленте соцсетей, поэтому я решила написать статью.
Сразу оговорюсь, что здесь только мой опыт и мое личное мнение. Если вы собираетесь заняться прошивкой кукол, то вам стоит почитать о разных техниках и материалах и вывести свою уникальную формулу, а не слепо следовать советам из одной статьи.
Я не буду углубляться в предысторию, в сети огромное количество мастер-классов на тему прошивки и перепрошивки. Я вкратце расскажу, какую технику я выработала лично для себя с некоторым упором на описание материалов и их "репутацию". Разбирать буду на примере Барби.
Самое первое, что нужно сделать для перепрошивки головы, - это, собственно, снять голову (если, конечно, у вас на руках целая кукла, а не только голова или болванка). Я неоднократно встречала в сети опасения: "Боюсь снимать, мало ли что". Уверяю вас, это не сложно. Да, есть некоторые подводные камни, но, если вы делаете все аккуратно, то проблем не будет. Два основных способа снятия головы - нагрев в кипятке и нагрев феном. Для перепрошивки я предпочитаю кипяток, потому что вынимать влажные волосы из равномерно прогретой головы намного проще. В МК из сети вы можете часто встретить вариант, когда куклу стригут перед тем, как вынуть узелки, но я так поступаю только тогда, когда родные волосы совсем уж низкого качества, спутаны, легко рвутся. Если же у куклы свои волосы неплохие, я предпочитаю вынимать все прядки целиком, никогда заранее не знаешь, где эти пряди еще могут пригодиться (перепрошить, допрошить другую куклу).
Для того, чтобы доставать узелки, приготовьте острый пинцет и узкие плоскогубцы. Пока голова теплая и мягкая, аккуратно надавливайте на то место, откуда будете вытаскивать узелок, чтобы оно приблизилось к шейному отверстию и вы могли его хорошо видеть изнутри. Одиночные узелки легко вынимаются пинцетом. Скопления сплавленных узелков выдергиваются плоскогубцами. После каждых 1-2 прядей расчесывайте волосы, чтобы не допустить образования колтуна. Если голова затвердела, а волосы подсохли и пушатся, лучше снова подержите в кипятке. Потратите пару минут, зато сэкономите время на возне с твердой головой и спутанными прядями. Будьте морально готовы к тому, что у отдельных кукол на месте пробора может быть "железобетонный" сплав узелков, а резина на месте пробора так щедро пробита заводской прошивкой, что без волос там будет разрыв. Это не ваша вина, с этим вообще ничего нельзя поделать, отверстия уже объединились во время фабричной прошивки. Впоследствии такой разрыв можно без проблем заклеить. Если разрыва нет, вы можете прошить пробор на том же месте. Но я в 90 % случаев оставляю это проблемное место в покое и делаю пробор в другой части головы.
Итак, у нас на руках лысая голова. Если вы планируете прошить новый пробор или у вас вообще болванка без дырочек, то самый удобный инструмент для них - обычная канцелярская кнопка с пластиковым стоппером. Иглу лучше не использовать, можно сильно поранить пальцы.
По поводу густоты прошивки. Родные пряди у кукол достаточно тонкие. Если прошиваем трессами, то там пряди - "какие дали". Мне попадались трессы с тонкими прядями, попадались с такими толстыми, что я делила каждую прядку пополам, и то они были не тонкие. Поэтому, чтобы не получить в итоге одуван, у которого прическа стоит колом, лучше пропускать по одной родной дырке из трех. Если работаем с сараном и нейлоном, то там пряди можно делать, какие захочется, точнее, какие получатся вашими руками. Я предпочитаю не прошивать каждую дырочку тремя волосинками, а также работаю 2 через 1.
Чем прошивать. Я неоднократно в сообществе кукольников предлагала крючки для поднятия петель на трикотаже, их же используют рыбаки для плетения снастей.
Продаются на Али наборами. Я использую самый маленький. Продеваю крючок через голову, подвижная часть при этом направлена назад, в сторону от головы, конец его выходит из шейного отверстия. Подцепляю прядку, ногтем перекидываю зажим и вытягиваю образовавшейся петлей наружу. Мне пророчили, что этим крючком я изорву все головы. Между тем, я так прошила уже около 30 голов, никаких проблем не возникало. Один раз попробовала самый распространенный способ: толстая игла, плоскогубцы и леска. Мало того, что это безумно долго, так еще и пальцы все исколола. Я прокляла все на свете. Крючок - это быстро и безопасно.
Я прошиваю сперва линию роста волос на затылке от уха до уха. И затем постепенно продвигаюсь к темечку. После каждого ряда расчесываю и собираю резинкой хвостик, чтобы ничего не мешалось. В последнюю очередь прошиваем всегда пробор. Для этого тоже есть несколько техник. Я для себя выбрала такую: прошиваю линию в один ряд, затем зачесываю на одну сторону и собираю все в хвост с остальной прической. После этого в те же дырки прошиваю второй ряд и уже несу макать в кипяток.
Про кипяток. Тут все просто, но скажу еще буквально пару слов. Ставите две миски с кипятком и с ледяной водой. Закрепляете в кипятке пробор, макаете его в холодную воду. После этого можно все резинки и крепления снять. Натягиваете волосы по направлению вниз (тут пригодится старый фломастер, чтобы на него насадить голову) и укладываете всю прическу, окуная в кипяток и охлаждая в холодной воде до тех пор, пока вас не устроит результат.
Теперь собственно про материал. Неоднократно встречала в сообществе настойчивые мнения о том, что для хорошей прошивки годится только саран. Великие мастера работают только сараном. Трессы - это для новичков, побаловаться, посмотреть, что выходит фигня, и перейти на благословенный саран. Я с этим категорически не согласна. Трессы выпускают и очень хорошего качества. Независимо от того, прошиваете вы сами или отдаете голову на прошивку мастеру, нет ничего зазорного в том, чтобы остановить свой выбор на трессах. У любого материала есть свои плюсы и минусы. В каком-то смысле я даже люблю саран именно за то, что мне с ним работать проще, чем с трессами. Трессы не держат узелок, приходится в два слоя проклеивать ленту клеем-моментом, затем не без труда резать задубевшую ленту. Поскольку роль узелка будет играть задубевший и совсем не маленький кусочек ленты тресс, то такие крепления занимают в голове очень много места. Поэтому якорь на теле обязательно надо подрезать до усов, иначе длинная головка якоря упрется в "узлы", и вы либо вообще не натянете голову, либо натянете, и она так и остается с удивленным вертикально вытянутым лицом. С сараном и нейлоном много возни при завязывании узелков, но можно обойтись вообще без клея. И места эти узелки в голове не занимают, якорь можно не подрезать.
По моему личному мнению, саран меньше похож на естественные волосы, чем хорошие трессы. Если вы планируете собрать сложную прическу, без сомнения, выбирайте саран. Его можно заплести и уложить в любые вензеля. На простых прямых прическах мне результат с сараном не нравится. Он не такой рассыпчатый, как трессы.
Если же вы хотите куклу с распущенными длинными волосами, то вполне можете использовать и трессы и не стыдиться, что они стоят дешевле. Заплетать трессы сложно, зато в "свободном полете" некоторые трессы смотрятся и ощущаются в руках, как настоящие человеческие волосы.
Еще один плюс тресс по сравнению с сараном: они выпускаются волнистыми и кудрявыми. Правда, работать с такими очень сложно. Первый опыт лучше получать на идеально прямых.
В завершение скажу следующее. Выбирать материал нужно, исходя только из вашего видения того, каким должен быть конечный результат. Трессы дешевле сарана, но в работе вовсе не проще. У каждого материала есть особенности, которые сказываются на процессе работы и на внешнем виде готовой куклы.
Повторюсь, что вся информация в статье основана на моем личном опыте, на моем личном мнении и моих вкусах. Они могут не совпадать с мнением других мастеров и заказчиков.
В следующей статье я выложу все шаги перепрошивки трессами (на саран пока претендентов нет).