Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Владимир Соловьев: дьявол или философ?

Говоря о Гефсиманском ските, нельзя не упомянуть Владимира Соловьева. Сын историка, сам религиозный мыслитель, мистик, занимавшийся спиритизмом и изучавший Каббалу, почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности, "был весь блестящий, холодный, стальной. Может быть, было в нём «божественное», как он претендовал, или, по моему определению, «глубоко демоническое», именно преисподнее: но ничего или очень мало было в нём человеческого… Соловьёв был странный, многоодарённый и страшный человек. Несомненно, что он себя считал и чувствовал выше всех окружающих людей, выше России и Церкви , всех тех «странников» и «мудрецов», которых выводил в «Повести об антихристе» и которыми стучал, как костяшками на шахматной доске, своей литературы" (В.Розанов)

Владимир Сергеевич Соловьев. Фото К.А.Шапиро
Владимир Сергеевич Соловьев. Фото К.А.Шапиро

А вот как вспоминает о Соловьеве профессор Военно-медицинской академии генерал Вельяминов (убеждённый материалист):

«Однажды летом мы собрались на подмосковной даче Варвары Ивановны. Среди гостей был «вечный странник» – Владимир Соловьёв. В этот день он находился в состоянии особой экзальтации и рассказал нам много интересного о дьяволе. Наступала ночь. После затянувшегося полдника мы остались втроём на веранде, на деревянном полу которой виднелось много щелей. С мрачным видом Соловьёв сидел в кресле, а я, продолжая начатый разговор, прогуливался по веранде. Соловьёв говорил о дьяволе всё конкретнее и определённее, и его настроение передавалось нам. Внезапно из щели в полу, примерно в центре веранды, с лёгким шумом поднялся почти до потолка столб довольно густого дыма или пара. «Вот он! Вот он!» – закричал В. С., протянув руку в направлении происходившего. Затем, ничего не говоря, Соловьёв поднялся с кресла. Он был мрачен и имел такой усталый вид, будто перенёс тяжёлое испытание. Мы были в замешательстве. Дым быстро и бесследно исчез. Придя в себя, мы начали искать объяснение случившемуся. Перед тем я курил и, возможно, обронил горевшую спичку, которая упала на пол. Ну, и что же? Откуда такой взрыв? Почему нет запаха горелого? Слуги с собакой опустились вниз и обыскали место под верандой, но ничего не нашли. Нам оставалось только замолчать и оставить эту загадку неразрешённой до конца жизни… Я не нахожу объяснения случившемуся даже теперь и могу лишь констатировать факт».

Владимир Соловьев основал направление, известное как христианская философия. Основной идеей была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии (божественной мудрости) формируется представление о ней, в теургии (боготворчество. Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки) она обретается, а в теократии (власть Бога) она воплощается. Философ называл свою систему «великим синтезом, к которому движется человеческий род»

В. С. Соловьёв. Портрет работы И. Е. Репина 1891 года
В. С. Соловьёв. Портрет работы И. Е. Репина 1891 года

Владимир Соловьёв возражал против разделения христианства на католичество и православие и отстаивал идеи экуменизма . (Экуменизм (греч. οἰκουμένη , обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, экуменическое движение — движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений. В качестве термина предложено в 1937 г. теологами Принстонской теологической семинарии)

В. С. Соловьёв. Портрет работы Н. А. Ярошенко 1892 года
В. С. Соловьёв. Портрет работы Н. А. Ярошенко 1892 года

Соловьев также ввел в оборот термин панмонголизм, который в историософской концепции Соловьева выражал идею исторического возмездия Европе со стороны народов Востока.

Какое же отношение все это имеет к Черниговскому Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой Лавры? Прямое. Он был духовным сыном старца Варнавы, известного представителя старчества ХХ века, но Варнава отослал Соловьева от себя.

Полный список заметок о Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре здесь

Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме , о Переславле-Залесском , о Звенигороде, Новом Иерусалиме и церковном расколе .