Почему в экспозиционном зале ставят вёдра с водой и что сотрудники художественного музея думают о его реставрации.
Картины Константина Коровина - «Севастополь. Рыбачья бухта», Ивана Айвазовского - «Константинополь при луне», Василия Верещагина - «Японка», Ивана Шишкина - «Сосна», и ещё несколько десятков картин, которыми могли бы гордиться ведущие художественные музеи, будь они их владельцами, уже третий год находятся в тесном и чужом помещении севастопольского кинотеатра «Москва».
В 2018 году Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого переехал в спальный район, как тогда казалось, временно, на период ремонта. Срок реставрации и установки современной техники в родном здании на проспекте Нахимова назывался — 2019 год. Но теперь, в 2021-м, назвать дату открытия обновлённого здания вряд ли кто-то решится.
«Всем казалось, что мы скоро там будем. Допустим, я не верила, что 23 февраля 2019 года — это была неправда, это была сказка. Но то, что 23 числа 2020 года мы там не оказались, и уже 23 февраля 2021 года мы там не окажемся… Знаете, у нас в следующем году будет 95-летие музея. Как хочется 95 лет отметить дома — всё-таки 5 лет до 100-летия», — рассказывает заместитель директора музея по научно-исследовательской и фондовой работе Людмила Смирнова.
Музей не стоит пустым. Посетители приходят и в будние - рабочие дни, и в выходные. Они не только рассматривают картины, но делятся своими впечатлениями, а также с удовольствием принимают приглашение посетить учреждение уже в отреставрированном здании.
«Очень большая группа была 19 сентября 2020 года — это заведующие отделов Третьяковской галереи, сотрудники Института искусствознания (главные теоретики искусства) и Грабаревских мастерских — основного реставрационного центра в России. И вот они благодарят нас за то, что „в тот момент, когда здание закрыто на реставрацию, нам предоставляют возможность посмотреть шедевры музея”. То есть никто из них не говорит, что мы тут гробим произведения», — подчёркивает Людмила Смирнова, показывая книгу отзывов.
Напомним, что журналистами не так давно был поднят вопрос сохранности уникальных полотен в помещении, не имеющем центрального отопления, после чего чиновники и обычные горожане обратили внимание на эту проблему. Правда, "вынос сора из избы" несколько огорчили сотрудников — под сомнением оказались их труд и преданность делу. Поэтому визит ForPost был воспринят как проверка с целью «обличения и обвинения» хранителей коллекции.
«Вы видите в журнале: температура и влажность, утро и вечер. Если же что-то нас беспокоит (отклонение показателей от нормы. — ForPost), мы начинаем включать специальные приборы, но на ночь их оставлять нельзя. И как-то уже стало тоскливо… Что нам приходится делать: мочим тряпки — увлажняем, как это делали везде», — отмечает Людмила Смирнова.
Пока музей располагался в кинотеатре «Москва» в помещении были установлены сплит-системы, увлажнители и осушители воздуха, кварцевые лампы для защиты картин от грибка и плесени, а также измерительные приборы, для отслеживания в реальном времени изменений предписанных показателей.
Однако, по окончании рабочего дня современные устройства необходимо выключить, поэтому сотрудники возвращаются к проверенным годами методам — в зале ставят вёдра с водой, которые выполняют функцию увлажнителя помещения.
Как отметила в беседе с ForPost искусствовед, сейчас не представлены в экспозиции картины, написанные на дереве. Негативное влияние климата на них гораздо существеннее по сравнению с холстом. При этом, состояние выставленных произведений отслеживают и фиксируют реставраторы и сотрудники.
Как рассказала Людмила Смирнова, чтобы перевезти на хранение музейные фонды в Черноморское высшее военно-морское училище имени Нахимова, была нанята столичная компания. Около 10 тысяч экспонатов везли в машинах с климат-контролем и вооружённой охраной. Сейчас условия хранения этих картин лучше, чем в основном здании музея до его ремонта.
«Нам не в чем оправдываться — мы правда хотим вернуться. Но мы делаем всё, что возможно, и за картины можете не переживать. Я правда к ним хорошо отношусь», — говорит искусствовед.
После беседы с Людмилой Смирновой сложилось впечатление, что она искренне благодарна тем, кто помогает музею существовать и радовать жителей и гостей города в сложный период реставрации здания.
Конечно, ни новейшая сплит-система, ни новейшие приборы, ни супер забота о полотнах, не смогут заменить родного дома в самом центре Севастополя, возвращения в который с большим нетерпением ждёт дружный и сплочённый коллектив.
Справочно:
Севастопольский художественный музей носит имя советского живописца, директора галереи Михаила Павловича Крошицкого, который руководил эвакуацией музея в 1941 году, практически в одиночку сопровождал музейный груз от Севастополя до сибирского города Томска, сохранив в пути более 1200 произведений искусства.
В июне 1945 года спасённые и сохранённые Крошицким экспонаты прибыли в Крым и были размещены в Симферопольской художественной галерее. Осенью 1956 года спасённая и пополненная коллекция галереи была возвращена в Севастополь.
Поделитесь этой новостью с друзьями.
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен , ForPost Podcas , Telegram , Facebook , Youtube, Instagram , ВКонтакте и Одноклассниках
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!
Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями !