Изначально я считала, что воспитание методом поощрения и наказания без добавления к этому дополнительных компонентов приведёт к тому, что дети перестанут экспериментировать, анализировать и проявлять инициативу. Понятное дело, рамки нужно обозначать, но также нужно понимать, что это далеко не всё.
Много позже, проводя анализ своих заказчиков и составляя таблицы характеристик, для упрощения работы с кадрами и подчинёнными, я увидела интересную тенденцию, показывающую, что люди переносят такую систему управления в компанию, и работники перестают что-то делать без «кнута». Все становятся ежами, которые, как все гордые птицы, без пинка не летят.
То есть, они знают диапазон своих задач, делают минимум, за который похвалят, а дополнительные действия уже предпринимаются с прямыми указаниями в их сторону. А «кнут», в свою очередь, становится инструментом регулировки, без которого люди не следят за своим поведением.
Многие знакомые нашей семьи шутят, что наши семейные механизмы взаимодействия базируются на менеджменте и основах управления.
Я считаю, что это одна из важных сторон, которые я адаптировала за годы своего обучения в вузах. Механика ведь действительно везде одинаковая. Что есть семья, если не предприятие, где каждый заинтересован в развитии общего дела, процветании и освоении новых ресурсов, территорий, профессий.
Поэтому, если разумно и без фанатизма адаптировать основы различных наук и применять их в семье, то становится даже интереснее.
Итак, у нас есть:
- ребёнок;
- задачи, которым ему нужно обучиться, перенять необходимые навыки для обеспечения своего быта и обучения.
Но:
- задачи кажутся ребёнку скучными, ненужными и посредственными;
- взрослому необходимо перевести всё в стадию продуктивности и донести до ребёнка, зачем ему выполнять свои обязанности и учиться, не отбив при этом способность свободно мыслить и экспериментировать.
Я решила действовать следующим образом и это, как показало время и результаты детей, эффективная схема.
Мы определили то, что точно никак нельзя
Например:
- приходить домой позже 18:00;
- разбрасывать игрушки и одежду в комнате;
- бросать посуду грязной;
- не делать уроки.
Это если рассказывать крупными мазками для понимания.
1. Я нарисовала на листе А3 схему всех домашних дел на неделю для детей и для себя, что очень важно. Ведь дети не видят большинство из того, что делают родители вне дома. В быту тоже многое упускается, а значит, ценность труда взрослых в головах у детей теряется из-за банального непонимания. Поэтому я прописывала свои дела тоже.
2. Золотое правило: сначала домашние дела, потом личные, было также оглашено сразу и работает до сих пор. Поэтому дети ставили галочки напротив выполненных дел и потом могли заниматься тем, чем хотелось.
3. Я всегда прописывала необязательные дела по дому, которые можно было сделать по желанию. Первое время этот раздел игнорировался, и я никак не придавала ему значения. Просматривала выполненные дела, благодарила детей за помощь и всё. Но через какое-то время они стали ставить галочки и делать задачи из этого списка сами. Иногда, важно отметить, что не всегда, я приносила им вкусности или новые мультики/книги за старания. Именно в этом и выражалась моя система «кнута и пряника».
Этими таблицами и списками на бумаге я пользовалась, когда старшие были маленькими, сейчас всё в электронных версиях. Задания пишем только для четвёртого ребёнка, а остальные просто прописывают, какие у них дела на день.
Хвалить за инициативу, а не за обязательные дела
Наказывать только в случае нарушения основных правил
По моему мнению, если обещать/дарить подарки за обычные дела, которые должны быть сделаны в любом случае, то понимание того, что это в первую очередь нужно самому ребёнку, а не родителю, со временем совсем сойдёт на нет.
Ребёнок будет считать, что он учится не для себя и своих успехов, а чтобы ему купили новую игрушку/телефон или ещё что-то. Ценность резко снижается, как и понимание сути происходящего. А «кнут» может стать в итоге единственным мотиватором к действию, без которого ребёнок не будет следить за собой, порядком и обучением.
Я считаю, что этот подход поощрений и многочисленные семейные разборы того, что зачем и почему нужно делать привели к тому, что дети стали предлагать оптимизацию домашних дел.
Например, они определили между собой, кто жаворонки, а кто совы. Чтобы те, кто встаёт рано, мог сделать нешумные дела по дому, оставив для поздних пташек более громкие задачи. Они начали делить между собой дела, договариваться о времени их выполнения так, чтобы у каждого было личное время, но и задачи все были выполнены.
Они советовались со мной, как лучше организовывать ту или иную работу, и я старалась вникать в их личные вопросы, чтобы иметь возможность помогать. Так со временем мы пришли к тому, что всё заработало как часы, и я уже совсем не тратила время на регулировку бытовых процессов.
От редактора: отдельное спасибо дочери автора, Алисе Деляевой, за предоставление фотографий из семейного альбома.
Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Отдых и уважение в семье: как они связаны
Произнести извинения недостаточно: как научить видеть свои ошибки
Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы :
Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейное образование и во Францию
Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. Оценка СЕОшникам на балл ниже
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам , чтобы не пропускать новые статьи о СО