Найти тему

Совет педагога: почему кнут и пряник не работают, и чем их заменить

Оглавление

Изначально я считала, что воспитание методом поощрения и наказания без добавления к этому дополнительных компонентов приведёт к тому, что дети перестанут экспериментировать, анализировать и проявлять инициативу. Понятное дело, рамки нужно обозначать, но также нужно понимать, что это далеко не всё.

Много позже, проводя анализ своих заказчиков и составляя таблицы характеристик, для упрощения работы с кадрами и подчинёнными, я увидела интересную тенденцию, показывающую, что люди переносят такую систему управления в компанию, и работники перестают что-то делать без «кнута». Все становятся ежами, которые, как все гордые птицы, без пинка не летят.
То есть, они знают диапазон своих задач, делают минимум, за который похвалят, а дополнительные действия уже предпринимаются с прямыми указаниями в их сторону. А «кнут», в свою очередь, становится инструментом регулировки, без которого люди не следят за своим поведением.
Сейчас все наши схемы уже в гаджетах. Фото из архива автора
Сейчас все наши схемы уже в гаджетах. Фото из архива автора

Многие знакомые нашей семьи шутят, что наши семейные механизмы взаимодействия базируются на менеджменте и основах управления.

Я считаю, что это одна из важных сторон, которые я адаптировала за годы своего обучения в вузах. Механика ведь действительно везде одинаковая. Что есть семья, если не предприятие, где каждый заинтересован в развитии общего дела, процветании и освоении новых ресурсов, территорий, профессий.

Поэтому, если разумно и без фанатизма адаптировать основы различных наук и применять их в семье, то становится даже интереснее.

Итак, у нас есть:

  • ребёнок;
  • задачи, которым ему нужно обучиться, перенять необходимые навыки для обеспечения своего быта и обучения.

Но:

  • задачи кажутся ребёнку скучными, ненужными и посредственными;
  • взрослому необходимо перевести всё в стадию продуктивности и донести до ребёнка, зачем ему выполнять свои обязанности и учиться, не отбив при этом способность свободно мыслить и экспериментировать.

Я решила действовать следующим образом и это, как показало время и результаты детей, эффективная схема.

Мы определили то, что точно никак нельзя

Например:

  • приходить домой позже 18:00;
  • разбрасывать игрушки и одежду в комнате;
  • бросать посуду грязной;
  • не делать уроки.

Это если рассказывать крупными мазками для понимания.

1. Я нарисовала на листе А3 схему всех домашних дел на неделю для детей и для себя, что очень важно. Ведь дети не видят большинство из того, что делают родители вне дома. В быту тоже многое упускается, а значит, ценность труда взрослых в головах у детей теряется из-за банального непонимания. Поэтому я прописывала свои дела тоже.

2. Золотое правило: сначала домашние дела, потом личные, было также оглашено сразу и работает до сих пор. Поэтому дети ставили галочки напротив выполненных дел и потом могли заниматься тем, чем хотелось.

Золотое правило: сначала домашние дела, потом личные. Фото из архива автора
Золотое правило: сначала домашние дела, потом личные. Фото из архива автора

3. Я всегда прописывала необязательные дела по дому, которые можно было сделать по желанию. Первое время этот раздел игнорировался, и я никак не придавала ему значения. Просматривала выполненные дела, благодарила детей за помощь и всё. Но через какое-то время они стали ставить галочки и делать задачи из этого списка сами. Иногда, важно отметить, что не всегда, я приносила им вкусности или новые мультики/книги за старания. Именно в этом и выражалась моя система «кнута и пряника».

Мы все вместе в наслаждаемся заслуженным бонусом. Фото из архива автора
Мы все вместе в наслаждаемся заслуженным бонусом. Фото из архива автора

Этими таблицами и списками на бумаге я пользовалась, когда старшие были маленькими, сейчас всё в электронных версиях. Задания пишем только для четвёртого ребёнка, а остальные просто прописывают, какие у них дела на день.

Задания для четвёртого сына, ученика на СО, Леона. Фото из архива автора
Задания для четвёртого сына, ученика на СО, Леона. Фото из архива автора

Хвалить за инициативу, а не за обязательные дела

Наказывать только в случае нарушения основных правил

По моему мнению, если обещать/дарить подарки за обычные дела, которые должны быть сделаны в любом случае, то понимание того, что это в первую очередь нужно самому ребёнку, а не родителю, со временем совсем сойдёт на нет.

Ребёнок будет считать, что он учится не для себя и своих успехов, а чтобы ему купили новую игрушку/телефон или ещё что-то. Ценность резко снижается, как и понимание сути происходящего. А «кнут» может стать в итоге единственным мотиватором к действию, без которого ребёнок не будет следить за собой, порядком и обучением.

Я считаю, что этот подход поощрений и многочисленные семейные разборы того, что зачем и почему нужно делать привели к тому, что дети стали предлагать оптимизацию домашних дел.
Например, они определили между собой, кто жаворонки, а кто совы. Чтобы те, кто встаёт рано, мог сделать нешумные дела по дому, оставив для поздних пташек более громкие задачи. Они начали делить между собой дела, договариваться о времени их выполнения так, чтобы у каждого было личное время, но и задачи все были выполнены.
Они советовались со мной, как лучше организовывать ту или иную работу, и я старалась вникать в их личные вопросы, чтобы иметь возможность помогать. Так со временем мы пришли к тому, что всё заработало как часы, и я уже совсем не тратила время на регулировку бытовых процессов.

От редактора: отдельное спасибо дочери автора, Алисе Деляевой, за предоставление фотографий из семейного альбома.

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Отдых и уважение в семье: как они связаны

Совет многодетной мамы: как организовать вылазку с детьми из дома на полдня и дольше и ничего не забыть

Произнести извинения недостаточно: как научить видеть свои ошибки

Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы :

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейное образование и во Францию

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. Оценка СЕОшникам на балл ниже

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам , чтобы не пропускать новые статьи о СО