Эксперты Обрсоюза изучили данные новых отчетов Global Digital 2021, опубликованных We Are Social и Hootsuite, и подготовили краткий обзор тенденций поведения пользователей в Интернете и соцсетях в России и в мире. По мнению аналитиков, одной из сфер, которая будет еще более активно развиваться в онлайн-пространстве, станет образование. Отчеты также показали, как теперь люди ищут информацию и бренды онлайн, какова демография онлайн-аудитории, как растет значение электронной коммерции, победил ли мобильный телефон телевизор, какие тренды важно учитывать при разработке маркетинговой стратегии, и др.
Главное на начало 2021 года
Население: на начало 2021 года население планеты достигло 7,83 миллиарда человек, что на 80 миллионов больше, чем год назад.
Мобильные телефоны: сегодня мобильным телефоном пользуются 5,22 миллиарда человек (66,6% населения планеты). За год количество уникальных мобильных пользователей выросло на 1,8%.
Интернет: в начале 2021 года Интернетом пользуются 4,66 миллиарда человек во всем мире, что на 316 миллионов (7,3%) больше, чем в прошлом году. Глобальное проникновение Интернета составляет 59,5%.
Социальные сети: на планете насчитывается 4,2 миллиарда пользователей соцсетей. Соцсетями пользуется более 53% мирового населения.
1. Рост популярности соцсетей
За год количество пользователей соцсетей выросло более чем на 13% (прибавилось около полумиллиарда новых пользователей). К началу 2021 года общее число юзеров соцсетей достигло почти 4,2 млрд человек.
Типичный пользователь планеты в среднем ежедневно проводит в соцсетях 2 часа 25 минут. Ожидается, что в 2021 году все пользователи соцсетей мира проведут на соцплатформах около 3,7 триллионов часов (более 420 миллионов лет). Однако ситуации в разных странах отличаются. Так, по данным GWI, филиппинцы по-прежнему больше всех в мире проводят времени в соцсетях – в среднем, 4 часа 15 минут в день, что на полчаса больше, чем колумбийцы. Тогда как, к примеру, в Японии пользователи посвящают соцсетям менее часа в день. В России же цифра составляет 2 часа 28 минут, что соответствует среднему значению по миру.
2. Смартфоны стали главным экраном
По данным App Annie, Android-пользователи планеты используют свои мобильные телефоны свыше 4 часов ежедневно. На мобильные устройства у пользователей уходит больше времени, чем на прямые ТВ-эфиры.
В среднем, интернет-пользователь теперь тратит примерно на 7% больше времени на использование услуг в своем телефоне, чем на просмотр телевизора. Тем не менее, на мобильные устройства по-прежнему приходится лишь около половины времени, которое мы ежедневно проводим в сети.
3. Время в сети
В среднем, интернет-пользователь проводит в сети в совокупности на всех устройствах почти 7 часов в день, то есть, свыше 48 часов в неделю. Если предположить, что человек спит 7-8 часов в день, то мы отдаем около 42% времени бодроствования Интернету. То есть, находимся в виртуальном мире почти столько же времени, сколько спим.
Статистика также показывает, что с каждым годом длительность пребывания человека в сети растет.
Если в 2021 году ситуация сохранится, юзеры всей планеты проведут в Интернете около 12 триллионов часов за год. Но опять-таки, все зависит от страны. Так, филиппинцы, в среднем, ежедневно проводят в Интернете около 11 часов, бразильцы, колумбийцы и южноафриканцы – свыше 10 часов, тогда как китайцы – 5 часов 22 минуты, а японцы – менее 4,5 часов в день. В среднем, эта цифра в мире составляет 6 часов 54 минуты. Значение по России превышает средний показатель: типичный пользователь нашей страны в среднем посвящает в сети 7 часов 52 минуты.
4. Смена привычек онлайн-поиска
Поиск информации – основная причина, по которой люди выходят в Интернет.
Последнее исследование GWI показывает, что поисковое поведение пользователей в мире меняется, и это важно учитывать организациям, которые хотят привлечь онлайн-аудиторию.
Чаще всего пользователи ищут информацию через обычные поисковики: 98% респондентов заявили, что используют поисковик ежемесячно. Однако более 7 из 10 респондентов также отметили, что теперь задействуют по крайней мере еще один инструмент, кроме поисковых систем. Самая популярная альтернатива – голосовой интерфейс: 45% мировых юзеров указали, что они задействовали голосовой поиск или голосовые команды в течение последних 30 дней.
Но, пожалуй, самая интересная тенденция в развитии поискового поведения – рост социального поиска. Около 45% интернет-пользователей мира обращаются к соцсетям для поиска информации о товарах и услугах (в России – 42%). Причем среди молодых пользователей этот показатель еще выше: пользователи поколения Z говорят, что они с большей вероятностью будут искать бренды в соцсетях, чем в поисковиках.
5. Микс девайсов
Сегодня на мобильные телефоны приходится 53% времени, которое мир проводит в сети. В России с мобильных телефонов просматривают 26% интернет-страниц, тогда как в среднем в мире – 55,7%. Однако другие устройства по-прежнему играют важную роль.
По данным GWI, 9 из 10 интернет-пользователей выходят в сеть через смартфоны, тогда как две трети делают это также через ноутбук или ПК. Последние данные StatCounter показывают, что компьютеры по-прежнему составляют значительную долю мировой веб-активности. Так, в декабре 2020 года свыше 40% веб-страниц были посещены с портативных и настольных устройств.
6. Усиление маркетинговой стратегии в соцсетях
Анализ данных, собранных GWI и проведенный Kepios, показывает, что 98% участников определенной соцсети также используют по крайней мере одну другую социальную платформу. Так, 85% пользователей TikTok в возрасте от 16 до 64 лет используют Facebook, а почти 95% пользователей Instagram того же возраста используют еще и YouTube. В России среднее число аккаунтов в соцсетях на одного интернет-юзера составляет 7,3, тогда как в среднем в мире – 8,4.
Как отмечают эксперты, такое совпадение аудиторий соцсетей имеет особое значение для маркетологов. Брендам не обязательно быть активными в каждой отдельной соцсети, ведь присутствие на одной или двух самых крупных платформах позволяет охватить почти всех пользователей соцсетей. 6 платформ соцсетей теперь привлекают более 1 миллиарда активных пользователей в месяц, и по крайней мере 17 платформ – свыше 300 миллионов.
Однако это не означает, что маркетологи должны сосредоточиться исключительно на крупнейших платформах, фокусироваться на охвате и игнорировать другие факторы, добавили эксперты. Стоит обратить внимание на творческие возможности, определяемые спецификой формата каждой платформы, и механизмы вовлечения на более нишевых платформах. Главное для маркетологов – ответить на несколько важных вопросов:
— Кого нужно привлечь?
— Для каких целей эта аудитория использует социальные сети?
— Какие платформы лучше всего отвечают потребностям аудитории?
— Как можно использовать эти каналы для достижения желаемых результатов?
7. Больше внимание к демографическим параметрам аудитории
При разработке любой маркетинговой стратегии важно уделять больше внимания демографическим характеристикам целевых аудиторий. Один из самых интересных графиков показывает, как демографические параметры влияют на электронную коммерцию.
Анализируя данные GWI, можно сделать вывод, что интернет-пользователи поколения бэби-бумеров лишь незначительно реже делают покупки онлайн, чем юзеры поколения Z и миллениалы. Более того, женщины-пользователи Интернета в возрасте от 55 до 64 лет чаще делают покупки онлайн, чем мужчины-юзеры в возрасте от 16 до 24 лет. Эксперты также отметили, что значительная часть пожилых пользователей Интернета играет в видеоигры.
Кроме того, старшие возрастные группы являются наиболее быстрорастущими сегментами некоторых ведущих платформ. Например, в Facebook количество пользователей старше 65 лет за последний год увеличилось примерно на 25%, что почти вдвое превышает общий средний показатель в 13%. Пользователи старше 50 лет также составляют самую быстрорастущую демографическую группу Snapchat.
Однако юзеры в возрасте от 25 до 34 лет по-прежнему составляют большинство новых пользователей Facebook за последний год, несмотря на то, что они уже являются крупнейшим демографическим сегментом платформы. Тем не менее, исследования показывают, что все больше пожилых людей присоединяются к соцсетям. Знание этих тенденций открывает новые возможности для маркетологов, а также новые источники доходов для соцплатформ.
8. Продукты онлайн и рост электронной коммерции
Одним из главных событий цифрового мира в 2020 году стал рост электронной торговли, что обусловлено стремлением населения перейти на онлайн-покупки в связи с пандемией. На глобальном уровне почти 77% пользователей сети в возрасте от 16 до 64 лет делают покупки в Интернете ежемесячно. В России эта цифра составляет 60%.
Особый интерес представляют категории покупок, которые делали пользователи в 2020 году. Так, Statista сообщает, что на категорию «Мода и красота» пришлась самая большая доля доходов от глобальной электронной коммерции в B2C-секторе в 2020 году (свыше 665 миллиардов долларов США).
Впервые в серии отчетов Global Digital Reports категория «Путешествия» не стала самой доходной, что подчеркивает, насколько тяжелыми были последние месяцы для отрасли туризма. По данным Statista, онлайн-доходы в категории «Путешествия, проживание» снизились более чем на 50% в годовом исчислении.
С другой стороны, во многих других категориях в 2020 году наблюдался значительный рост доходов от электронной торговли. Так, «Продукты питания и средства личной гигиены» стали самой быстрорастущей категорией потребительской электронной коммерции, что также обусловлено последствиями пандемии. Во всем мире в 2020 году годовая выручка от онлайн-продаж этой категории превысила 400 миллиардов долларов США, что более чем на 40% выше показателя предыдущего года.
Полученные во время пандемии привычки к онлайн-покупкам товаров первой необходимости после COVID-кризиса могут перейти и на другие товары, обращают внимание эксперты. Эти новые привычки – беспрецедентная возможность для брендов и розничных продавцов, которые смогут адаптировать появившиеся покупательские тенденции применительно к своей продукции.
Впервые в серии отчетов Global Digital Reports категория «Путешествия» не стала самой доходной, что подчеркивает, насколько тяжелыми были последние месяцы для отрасли туризма. По данным Statista, онлайн-доходы в категории «Путешествия, проживание» снизились более чем на 50% в годовом исчислении.
С другой стороны, во многих других категориях в 2020 году наблюдался значительный рост доходов от электронной торговли. Так, «Продукты питания и средства личной гигиены» стали самой быстрорастущей категорией потребительской электронной коммерции, что также обусловлено последствиями пандемии. Во всем мире в 2020 году годовая выручка от онлайн-продаж этой категории превысила 400 миллиардов долларов США, что более чем на 40% выше показателя предыдущего года.
Полученные во время пандемии привычки к онлайн-покупкам товаров первой необходимости после COVID-кризиса могут перейти и на другие товары, обращают внимание эксперты. Эти новые привычки – беспрецедентная возможность для брендов и розничных продавцов, которые смогут адаптировать появившиеся покупательские тенденции применительно к своей продукции.
9. На что обратить внимание в 2021 году
Для части людей тенденция удаленной работы, так активно развивавшаяся в 2020-2021 годах, будет актуальной и далее, поэтому востребованными могут стать товары, помогающие в организации дистанционной работы, говорят аналитики.
Цифровой прорыв предполагает также активизацию онлайн-услуг в нескольких отраслях: здравоохранение (телемедицина и сопутствующие услуги); финансы, страхование и международные платежи; образование (онлайн-обучение, повышение квалификации).
Источник: https://wearesocial.com/blog/2021/01/digital-2021-the-latest-insights-into-the-state-of-digital
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, если вам понравился этот материал 😉