Первая ассоциация с именем Оскара Уайльда - это, пожалуй, "Портрет Дориана Грея". Но также он является автором двух сборников сказок. Наверняка вы слышали о "Счастливом принце" или "О соловье и розе".
Прочитав их в первый раз еще в школе, мне они показались переполненными благими намерениями, моралью, добротой и идеей самопожертвования.
"Мои глаза - это все, что осталось. Выклюй один из них и отнеси к тому человеку. Он продаст его ювелиру и купит себе пищи и дров, и закончить свою пьесу". (Оскар Уайльд, Счастливый принц)
Действительно, чем не сказка для детей?
И только сейчас, погрузившись в его теоретические работы, я поняла, о чем это все на самом деле.
В его сказках на первом месте находится вовсе не доброта, а красота. Причем красота не только жизни, но и красота смерти. Вспомните, как соловей пронзает сердце шипом розы.
"Соловей еще сильнее прижался к шипу, и острие коснулось наконец его
сердца, и все тело его вдруг пронзила жестокая боль...", - а услышав его последнюю песню, "роза вся затрепетала в экстазе". (Оскар Уайльд, "Соловей и роза")
Уайльд возводит эстетику умирания в особый ранг, что едва положительно повлияет на ребенка.
Кроме того, Оскар Уайльд был одним из основателей направления эстетизма. В одной из работ он выдвинул парадоксальную теорию, что искусство стоит даже выше самой жизни. Он утверждает, что не было бы никакой любви, подвигов, если бы не книги и картины. Например, перечитав десятки раз Шекспира, молодые юноши вдруг начинают верить в высокие чувства.
И Уайлд видит себя именно тем художником, который расширяет границы жизни. Изумительные детали декора, избыток эпитетов в описании способствует этому.
Читая сказки раньше, я четко уловила идею самопожертвования. Казалось бы, то, что делает соловей, - это высшая степень альтруизма. Оказалось все как раз наоборот. Все персонажи проходят через страдания ради самих себя, как ни странно это звучит. Потеряв себя и растворившись в красоте, они ощущают особое эстетическое чувство, к которому стремился сам Оскар Уайльд.
Получается, сказки автора вовсе не о морали, а о пути настоящего художника, создающего жизнь, к красоте, через страдания и боль.