В прошлой статье я детально описал Комплекс Пирамиды Унаса в Саккаре.
Сохранившийся сегодняшний вид самой Пирамиды свидетельствует о том, что она пережила несколько этапов строительства, а точнее ее мегалитическое ядро сильно контрастирует с тем, что видим над ним, обломки камней и песок. Вполне вероятно, что эти этапы были произведены в разное время, и в этом случае фараона Унаса мы не можем 100% считать владельцем данной Пирамиды. Даже нельзя исключить возможность того, что это сооружение было на самом деле не пирамидой, а мастабой, подобно тем, что мы видим на Плато Гиза рядом с Великой Пирамидой, на это может указывать менее острый (57 градусов) угол наклона внешних граней Пирамиды Унаса (по сравнению с другими пирамидами).
Возможно у кого-то возникнет вопрос - а как же картуш Унаса? Ведь его видно на стенах внутренних помещений Пирамиды. Однако, совсем не исключено, что иероглифы были вырезаны на стенах гораздо позже строительства самой Пирамиды, но к этому моменту еще вернемся.
Интересным образом, не только снаружи, но и внутри Пирамиды можем заметить такие особенности, которые говорят о ее повторном использовании и возможно перестраивании.
Вход в пирамиду Унаса находится с северной стороны, как и у большинства пирамид Египта. Однако при спуске уже бросается в глаза первый отличающийся от больших пирамид момент, это то, что вход в нисходящий коридор не находится в теле Пирамиды, а расположен в скальном фундаменте и на несколько метров дальше от основания. Длина коридора составляет около 11 метров, а угол наклона 22 градуса (в отличии от больших пирамид, где угол наклона коридоров обычно 26-27 градусов).
В коридоре заметно, что Пирамида претерпела некоторые изменения. На фото выше видно, что с правой стороны коридор облицован громадными гранитными блоками, тогда как с левой стороны кладка сложена из мелких рваных камней. Иными словами, это свидетельствует о том, что эта часть коридора строилась как минимум двумя разными бригадами с совершенно другими навыками, и, вероятно, в разное время.
Внутренняя структура Пирамиды Унаса подобна другим Пирамидам в Саккаре (Пирамида Тети, Пепи I, Пепи II, Усеркафа, Меренре и др.) и частично в Абусире (Пирамида Ниусерра, Сахура и др.).
Она состоит из нисходящего коридора (3), вестибюля (4), горизонтального коридора (6), трех гранитных порткулис (запирающие блоки) (5), предкамеры (7), кладовой (8) и погребальной камеры с саркофагом (9,10).
Из вестибюля 14-метровый горизонтальный проход ведет к предкамере. Сам проход выложен тщательно обработанными и плотно подогнанными блоками из красного гранита и известняка. Примерно в середине прохода в стене находятся три ниши, в которых стояли когда то каменные блоки, перегораживающие проход (порткулисы). Сегодня сохранились только их фрагменты.
В конце горизонтального прохода начинается самое удивительное место Пирамиды - тексты, иероглифы буквально везде. Это древнейшие из известных нам религиозных текстов, которые принято называть "Текстами Пирамид".
Предкамера, погребальная камера и небольшой участок горизонтального коридора - все стены буквально "пропитаны" текстами. Видя их, хочется, чтобы они заговорили, рассказали что-то о тех древних мифических временах, когда по легендам люди и боги жили вместе.
Пирамиду приписывают Унасу, последнему фараону пятой династии, правившему приблизительно в 2375-2345 гг. до н. э., и считается что тексты были вырезаны на стенах помещений во времена его правления. Это доказывает то, что практически везде видны картуши (овальные контуры с иероглифами внутри) с именем фараона. Считается, что именно в Пирамиде Унаса впервые появились тексты на стенах, так как в пирамидах его предшественников их нет и следа. Позже, уже после фараона Унаса, и другие фараоны (Тети, Пепи I, Пепи II, Меренра) начали вырезать тексты добавляя некоторые изменения, с новыми главами, на стенах помещений своих пирамид.
На самом деле, насколько древние эти тексты - никто не знает. Египтологи признают, что они могут быть копией более древних текстов, еще с тех времен, когда знания передавались из уст в уста. Перевод и толкование самих текстов на сегодняшний день вряд ли можно считать окончательным, так как некоторые фрагменты не ясны и сегодня. Египтологи представляют их как тексты, содержащие магические заклинания, погребальные ритуалы и религиозные гимны, иными словами, тексты не принимаются всерьез, хотя для древних египтян они были очень важными и сакральными.
К сожалению на русский язык переводилась лишь небольшая часть текстов. Приведу небольшой отрывок текста из Пирамиды Унаса.
О Унас, ведь ты не ушел мертвецом, ты ушел живым.
Сидящий на троне Осириса! Твой скипетр shm [сехем] в твоей руке, ты отдаешь приказания живущим.
Твой скипетр mks и твой скипетр nhbt [нехебет] в твоей руке, отдающий приказания тем, чьи места сокровенны.
Твоя рука, как у Атума, твои плечи, как у Атума, твой живот, как у Атума, твоя спина, как у Атума.
Твои бедра, как у Атума, твои ноги, как у Атума, твое лицо, как у Анубиса.
Ты кружишься по местам Гора, ты рыщешь по местам Сетха.
(Перевод А.Л.Коцейовский. Тексты Пирамиды Унаса. Изречение 213. §134-135)
А вот еще один любопытный фрагмент уже с другой пирамиды (собственный перевод с английского):
Я привез Ра к земле Запада, и он поставил меня во главе богов… Двери открыты для меня, двери из железа в звездном небе распахнуты для меня, и я вхожу в них.
(Тексты пирамид. Изречение 469, §906-907)
Многие исследователи обратили внимание на то, что "Тексты Пирамид" - это не просто религиозные тексты, но что они также указывают на глубокие астрономические знания древних египтян. Но увы, для нас символика тех древних времен с трудом понятна, поэтому надеюсь будущие исследования смогут действительно раскрыть, какие же тайные знания скрывают "Тексты Пирамид".
Полный перевод "Текстов Пирамид" Унаса можно найти на сайте www.pyramidtextsonline.com.
Предкамера и Погребальная камера с саркофагом имеют сводчатое (двускатное) перекрытие. Стены покрыты разноцветным орнаментом и иероглифами, потолок разрисован пятиконечными звездами. Особенностью конструкции камеры и предкамеры является то, что их перекрытие не опирается на стены. За видимыми стенами находится другая стена, несущее перекрытие. Зазор между ними около 20 см.
В этой камере при обычном освещении не заметно ничего необычного, но, выключив свет и освещая стены под определенным углом, можно заметить, что по бокам возле саркофага видны барельефы, человеческие фигуры, поверх которых высечены разные орнаменты.
Это наглядно демонстрирует как минимум вторичное использование этого объекта и в очередной раз служит доказательством того, что египтяне не пренебрегали использованием уже готовых построек, доставшихся им от предшественников. Еще более ошеломляющим является то, что стены рядом с саркофагом сложены не из известняка, как все стены вокруг, а из травертина (египетский алебастр), который сразу можно узнать по его характерному просвечиванию при наличии направленного источника света.
Но для чего древние зодчие использовали такой необычный материал как алебастр в этой части сооружения?
Саркофаг аналогичен по строению многим другим саркофагам, найденным в Саккаре. Каких-либо надписей не заметно. Внутри на стене видны потеки какого-то смолистого вещества, подобного тому, что встречается в гигантских саркофагах Серапеума.
Грани ровные, поверхности гладкие и качественно отполированы. Если заглянуть за него, можно определить механизм работы замка крышки – она въезжала в пазы верхней части саркофага, обеспечивая, таким образом, жесткую фиксацию. Рядом с саркофагом в полу заметны следы сверления, предназначение и происхождение которых неизвестно.
Пирамида Унаса является хорошим примером того, как сооружения, созданные в древности неизвестным народом, позже использовались другими народами, не столь развитыми в техническом отношении.
Возможно, что правильный перевод и интерпретация "Текстов пирамид" когда-нибудь даст нам возможность глубже заглянуть в мир древних людей и еще более древних богов.
Будущее покажет...