Христос пришёл в мир, чтобы спасти нас. А как мы должны жить, когда уже спасены? В этом вопросе Иисус не оставил нас во тьме. Он не только наш Спаситель, но и руководитель в жизни. Он ведёт, направляет и руководит нами, чтобы мы имели жизнь с избытком в этом мире, а затем жили с Ним вечно на небесах. Как Иисус руководит нами? Короткий ответ на этот вопрос — Он ведёт нас через Библию, Слово Божье. Единственно, как мы можем что-то наверняка узнать о Христе, Его жизни и Его учениях, — это читая Библию, в частности Новый Завет, завет Христа с людьми нашего времени. Но можно конкретизировать вопрос: «Как Он руководит нами посредством Нового Завета?»
Во-первых, Иисус руководит нами посредством того, что Он говорил. Иисус — «Учитель, пришедший от Бога» (Ин. 3:2; см. Ин. 13:13, 14). То, что Он был известен как «Равви» (Ин. 1:38, 49; 6:25; «Раввуни», Ин. 20:16), указывает на то, что Он был учителем. Его ученики должны были следовать Его учениям. Давая Великое поручение Своим апостолам, Он сказал:
«…Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам. И вот Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20).
Иисус заповедал, чтобы всех Его будущих учеников во все грядущие века учили тому, в чём Он наставил Своих учеников. Поэтому все христиане должны знать учения Иисуса и следовать им (см., например, Деян. 20:35). Во-вторых, Иисус руководит нами посредством того, что Он делал. Иисус — наш образец, наш пример. Пётр писал: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). Поведение Иисуса не было ни случайным, ни бессмысленным; Своей жизнью Он хотел помочь нам понять, как должны жить мы. Вся Его жизнь была проповедью, цель которой — продемонстрировать, как нужно жить Божьему народу.
В-третьих, Иисус руководит нами посредством того, что говорили Его ученики. Великое поручение Иисуса определило Его ученикам задачу учить других тому, чему Он научил их. После Его вознесения, когда ученики отправились благовествовать, они проповедовали евангелие властью Христа, которому дана всякая власть. Ранее Он говорил им:
«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:19, 20).
И ещё Иисус сказал, что пошлёт апостолам Утешителя (Заступника; Российское Библейское Общество), Святого Духа, который наставит их «на всякую истину» (Ин. 16:7, 13). Когда в день Пятидесятницы Святой Дух сошёл на апостолов, они начали говорить, «как Дух давал им вещать» (Деян. 2:4). То, что они говорили в тот день — и потом, когда проповедовали евангелие, — они говорили по вдохновению Святого Духа.
Поэтому всё, что они говорили, они говорили властью Христа. Их слова так же полновластны, как и слова Самого Христа. В письме фессалоникийской церкви Павел иллюстрирует, как нужно почитать апостольскую весть:
«Поэтому мы и непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13).
То, что апостолы проповедовали и чему учили, было словом Бога, равно как и словами Самого Иисуса.
В некоторых Библиях слова Иисуса выделены красным цветом, чтобы отличить их от остального текста, как будто бы слова Иисуса более важные или более вдохновенные, чем вся остальная Библия. Хотя красная печать и может быть полезным инструментом в изучении Библии, учения апостолов и других новозаветных авторов так же полновластны и так же богодухновенны, как и собственные слова Иисуса, «слова в красном цвете».
Таким образом, Иисус руководит нами посредством того, чему Он учил, что Он делал, и посредством того, чему учили вдохновенные апостолы и евангелисты, как отражено в Новом Завете. Иными словами, как было сказано ранее, Иисус руководит нами через посредство Библии, и особенно — Нового Завета.
Куда Иисус ведёт нас? То есть что Иисус Своими словами и Своей жизнью побуждает нас делать? Коротко говоря, Иисус побуждает нас любить Бога и человека. Когда Иисуса спросили: «Какая первая из всех заповедей?» (Мк. 12:28), Он ответил:
«Первая из всех заповедей: "Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей" — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Иной, большей этих, заповеди нет» (Мк. 12:29–31).
Своей жизнью и Своими учениями Иисус показал, что значит любить Бога и любить своих ближних.
ОН ПОБУЖДАЕТ НАС ЛЮБИТЬ БОГА
Слова и действия Иисуса демонстрируют, что значит любить Бога. Мы должны повиноваться и подражать Ему. Как это делать?
Говорите искушениям «нет»
Так как Бог свят, то Он всегда требует, чтобы и Его народ был свят (Лев. 11:45; 1 Пет. 1:15). Иисус показал пример святой жизни, когда устоял перед искушениями дьявола (Мф. 4). Хотя Он был искушаем по-всякому, как и мы, Он не грешил (Евр. 4:15). Он учил Своих последователей быть чистыми (Мф. 5:8, 27–30). Кто заявляет, что он ученик Иисуса, а сам открыто живёт в грехе, нагло занимаясь аморальными делами, тот не следует руководству Иисуса.
Ревнуйте о Божьем доме
Забота, ревность Иисуса о Божьем доме побудила Его выгнать из храма «менял» и торговцев (Ин. 2:16, 17). Божий дом сегодня — это церковь нашего Господа (1 Тим. 3:15). Иисус показал Свою любовь к церкви, назвав её Своей и обещав построить её на основании веры в Него, Сына Божьего (Мф. 16:16–19). Сегодня нельзя искренне заявлять о любви к Богу, не разделяя с Иисусом Его любви к Божьему дому, церкви, которую Иисус и создал.
Исполняйте Его волю
Самой главной целью Божьего народа является исполнение Божьей воли. Для Иисуса тоже главной целью было осуществление Божьего замысла. Он сказал: «[Я] не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30; см. 4:34; 6:38). В самом конце жизни Иисус собственным примером показал, что значит исполнять Божью волю; Свою покорность Он выразил в молитве: «…не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Как сказал Павел, Он был «послушным даже до смерти» (Фил. 2:8; см. также Евр. 5:7, 8).
Иисус не только продемонстрировал, что любовь к Богу означает послушание Ему, но также учил необходимости послушания. Он сказал: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Иисус показал нам, что любовь к Богу предполагает покорность Его воле. Кто не относится серьёзно к послушанию Богу, тот в действительности не любит Бога и не идёт по следам Иисуса.
Исполняйте религиозные требования
Иногда Христа изображают очень заботливым по отношению к людям (что, конечно, верно), но совершенно не заботящимся о соблюдении закона Моисея (что неверно). Христос почитал закон Моисея; Он жил под этим законом и исполнял его требования, о чём свидетельствует Новый Завет. Во-первых, Новый Завет показывает, что Христос соблюдал закон. Павел подчёркивает, что Христос «подчинился закону» (в Славянском Евангельском Обществе «родившийся под Законом» ; Гал. 4:4). Евангелия сообщают, что Иисус «по обыкновению Своему» ходил в день субботний в синагогу (Лк. 4:16). Иисус также соблюдал иудейские праздники и ходил на них в Иерусалим. Как и другие иудеи, Он платил ежегодный храмовый налог в полшекеля (Мф. 17:24–27). Иисус жил без греха (Евр. 4:15). Такое заявление было бы невозможно сделать, если бы Он нарушал Божьи законы, под которыми Он жил, будучи человеком.
Во-вторых, обвинения, которые против Иисуса выдвигали Его враги, не доказывают, что Он нарушал закон. Враги Иисуса обвинили Его учеников в нарушении субботы, потому что те срывали колосья пшеницы, проходя через засеянное поле (см. Мк. 2:23–28). Однако ученики Иисуса не нарушали закон Моисея; своими действиями они только преступили традиции раввинов. В другой раз некоторые фарисеи и книжники критиковали Иисуса за то, что Он позволяет Своим ученикам есть, не вымыв руки. И вновь обвинение состояло в том, что ученики преступили «предание старцев» (Мф. 15:2). Иисус ответил, что Его критики поклоняются «тщетно», ибо, следуя своим преданиям, они преступают «заповедь Божию» (Мф. 15:3, 9). Из этих примеров нельзя заключить, что Иисус не повиновался закону. Он глубоко почитал Божий закон, но не обращал особого внимания на человеческие традиции, навязанные старейшинами.
В-третьих, слова Иисуса книжникам и фарисеям не освобождают людей от подчинения Божьему закону. Иисус сказал:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; это надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Люди часто, читая этот стих, делают вывод, что Иисуса интересовали только «суд, милость и вера» и совсем не заботило исполнение законов о десятине. Хотя этот отрывок действительно учит, что есть вещи более важные, чем другие, Иисус не сказал, что «менее важные» требования не стоит исполнять. Он сказал: «это [важнейшее] надлежало делать и того [десятину с мяты, аниса и тмина] не оставлять» . Не было ничего плохого в том, что иудеи соблюдали малейшие детали закона; Иисус одобрил это! Что было плохо и что надлежало исправить книжникам и фарисеям в себе, это чрезмерная приверженность соблюдению ритуалов в ущерб более важному. Какой вывод нам следует сделать из этого? Иисус всегда соблюдал Божий закон, под которым жил. Поэтому и нам важно подчиняться закону, под которым мы живём. Если человек действительно любит Бога, он не станет заявлять, что исполнять религиозные требования необязательно. Основываясь на словах и действиях Иисуса, мы можем сказать, что любовь к Богу требует, чтобы мы стремились жить в святости, хранить верность Божьему дому, то есть церкви, сделать послушание Богу своей главной целью в жизни и исполнять религиозные требования ныне действующего Божьего закона.
ОН ПОБУЖДАЕТ НАС ЛЮБИТЬ ДРУГИХ
Своей жизнью и Своими учениями Иисус также побуждает нас любить своих ближних, как самих себя. Что предполагает такая любовь?
Служите им
Иисус всю Свою жизнь служил другим. Пётр так подвёл итог Его жизни на земле: «Он ходил, благотворя» (Деян. 10:38). Иисус сказал: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мк. 10:45). Он показал, что такое служение, омыв ноги Своим ученикам (Ин. 13:1–12), после чего произнёс такие слова:
«Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я то и есть. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:13–15).
Сегодня те, кто исповедует христианство и при этом стремится к первенству и возвышению, не желая унижаться до служения другим, не идут по стопам Иисуса. Они не любят других, как должно.
Служите им без лицеприятия
Как Бог любит каждого, так и Его дети должны любить всех людей, не придавая значения каким-то внешним отличиям типа расы, цвета кожи, национальности и культуры. Иисус делал добро всем. Он служил Своим ученикам, благословлял детей (и таким образом благословлял их родителей), исцелял прокажённых и других больных. Он кормил голодных, воскрешал мёртвых, утешал обездоленных, благовествовал бедным и любил богатых. Идя против традиций Своей культуры, Он общался с неиудеями — самарянами и прочими — и был другом грешников и мытарей. Своих учеников Он учил тому же: делать добро, как делал Сам (Мф. 7:12). Когда Он вернётся, мы будем судимы по тому, служили мы людям или нет (Мф. 25:31–46). Кто сегодня ограничивает свою любовь лишь близкими друзьями и семьёй, свысока глядя на тех, кто отличается от них, те не любят людей так, как того хочет Христос.
Не делайте никому зла
Иисус запрещал Своим ученикам «сводить счёты» с людьми, мстить им (Мф. 5:38–42). Он учил: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф. 5:44; см. Рим. 12:19–21). Жизнь Иисуса отражала Его учения. Он мог бы призвать двенадцать легионов ангелов избавить Его от смерти (Мф. 26:53), но не сделал этого. На кресте Он молился о прощении Своих мучителей (Лк. 23:34). Пётр говорит: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному» (1 Пет. 2:23). Лучшая проверка христианина на истинность — как человек реагирует, когда его ненавидят, мучают или гонят.
К чему побуждает нас Иисус? Любить своих ближних, как самих себя, правильно относиться к людям. Мы станем делать это, если последуем Его примеру, служа другим, кем бы они ни были, никогда не принося никому вреда и не стремясь отомстить за причинённое нам зло.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иисус — наш руководитель в жизни. Мы должны ходить «по следам Его», делая всё, что Он говорит, и следуя Его примеру. Что это означает практически для повседневной жизни? Иногда бывает трудно понять, как слова и действия Иисуса соотносятся с нами сегодня. Ведь Иисус — Бог, а мы — нет. Поэтому мы не можем — и не должны даже пытаться — делать всё, что делал Он.
Например, Иисус мог судить других, потому что Он знал их сердца. А так как мы не знаем мысли других, то и не должны судить их мотивы.
Иисус жил под законом Моисея и совершенным образом исполнял его. Некоторые вещи, которые Он делал и которым учил, относились к исполнению того закона. Хотя это не относится к нам напрямую, мы всегда можем извлечь уроки из тех принципов, которым Он учил.
Некоторые действия Иисуса отражали обычаи, которые больше широко не практикуются. В этом случае мы должны решать, как Его учения и действия соотносятся с нами в нашем веке и в нашей культуре.
Хотя иногда бывает трудно ответить на вопрос «Что сделал бы Иисус?», ученики Иисуса должны серьёзно искать на него ответа во всех обстоятельствах. Затем нам нужно стараться следовать указаниям нашего руководителя в жизни. Если мы приложим все силы к тому, чтобы ходить по Его следам, то можем не сомневаться, что будем иметь жизнь, полную благословений, сейчас и жить с Христом в вечности.