Найти в Дзене
Скрытые смыслы

«Бедный» монарх — богатая страна: норвежский король Харальд V отметил 30-летие правления

Оглавление

17 января этого года Норвегия отпраздновала 30-летие со дня вступления на трон своего нынешнего короля Харальда V. Впрочем, «отпраздновала» здесь скорее фигура речи

Пышных торжеств и гуляний решено было не устраивать, дабы не подвергать подданных коронавирусной опасности. Харальд обратился к норвежцам с видеопоздравлением, рассказав о своей жизни и признавшись, что свою большую семью он воспринимает как сильную, сплочённую команду, разделяющую королевские обязанности между собой, и в этом ему повезло намного больше, чем отцу, королю Улафу V, которому приходилось всё делать в одиночку.

Харальду V сейчас 83 года, и с некоторых пор западная пресса периодически умудряется «похоронить» его в новостях, на что король отвечает бессмертной фразой Марка Твена «слухи о моей смерти сильно преувеличены».

Норвежцы на таких не в меру «расторопных» репортёров не обижаются. Они хорошо понимают, что инциденты эти происходят не оттого, что СМИ якобы «ждут» кончины монарха, а ровно по обратной причине. Жители страны с трудом представляют себе день, когда их любимого правителя не станет. Тем более страшно подумать, каким ударом это будет для его супруги, королевы Сони. Ведь они вместе уже 62 года и по-прежнему не представляют своей жизни друг без друга. Харальд и Соня давно уже единое целое, причём настолько, что даже день рождения много лет назад решили отмечать в один день. Вместо двух отдельных праздников в разные месяцы провозгласили один общий.

Первый за 567 лет норвежский монарх, рождённый на родине

Харальд V, сын норвежского короля (на тот момент кронпринца) Улафа V и принцессы Марты Шведской, появился на свет 21 февраля 1937 года. Произошло это в поместье Скаугум, принадлежащем королевской семье.

Рождение Харальда стало уникальным в своём роде событием. Дело в том, что Норвегия много веков находилась в политическом союзе (унии) то со Швецией, то с Данией, и поэтому все будущие правители страны рождались не в самой Норвегии, а, так сказать, на чужбине. Так продолжалось 567 лет, до тех пор, пока в мир не пришёл принц Харальд.

Он стал первым норвежским правителем, получившим такое имя, со времён Харальда IV, жившего в XII веке. Норвежский монарх является прямым потомком Эдуарда VI, старшего сына британской королевы Виктории. Таким образом, он приходится троюродным братом британской королеве Елизавете Второй.

Отцовское наследство — любовь к большому спорту

В юности основными занятиями Харальда были учёба и спорт. Окончив школу, кронпринц отправился в Норвежское кавалерийское училище, оттуда — в Военную академию. Далее был призван в армию, отслужил и, наконец, поехал в Оксфорд — изучать экономику, историю и обществознание.

В наследство от отца, Улафа V, юноше досталась любовь к парусному спорту. В 1964 году 27-летний Харальд был включён в состав национальной сборной на Олимпийских играх в Токио. На церемонии открытия ему выпала честь нести знамя команды. Далее кронпринц принимал участие в Олимпиадах 1968-го и 1972 года. Правда, превзойти успех отца Харальду не удалось: Улаф V на летних Играх 1928 года в Амстердаме выиграл золото на соревнованиях по парусному спорту.

«Жениться по любви не может ни один король?»

Главную женщину своей жизни Харальд встретил, когда ему было 22 года. Ей было ровно столько же; но в крови её, как назло, не было ни капли аристократизма.

Соня Харальдсен, с первого взгляда покорившая наследника престола на вечеринке у общего знакомого, имела диплом портнихи и работала продавщицей в маленьком магазине одежды, доставшемся ей в наследство от недавно умершего отца. У неё была мечта — нет, не выйти замуж за принца, а стать модельером. Она, как и Харальд, обожала спорт: зимой — лыжи, летом — лодочные сплавы по рекам.

Настали шестидесятые — время хиппи, рок-н-ролла и бунтарской моды, но норвежскому принцу и думать нечего было о том, чтобы уломать отца согласиться на его брак с простолюдинкой. Улаф V был знаменит своими консервативными взглядами. Он, к примеру, принципиально проигнорировал приглашение на свадьбу от британской принцессы Маргарет, тоже выбравшей в мужья простолюдина — фотографа Энтони Армстронг-Джонса, ведь подобный мезальянс, по мнению Улафа, был крайне недостойным делом. Возможно, на стороне кронпринца могла бы выступить его мать, Марта Шведская, но она рано умерла, в 1954 году, оставив Улафа вдовцом.

Долгие девять лет Харальд и Соня встречались тайком. И эти годы стали сильнейшей проверкой для их отношений. В конце концов, кронпринц не выдержал и решил бросить вызов сложившемуся положению дел. Он заявил отцу, что у него есть два пути: либо жениться на Соне и быть счастливым до конца своих дней, либо навеки остаться холостяком. А это значит, что норвежский трон будет обречён на то, чтобы остаться без наследника. Да и ему самому, констатировал Харальд, этот трон не слишком-то нужен, если рядом не будет его любимой.

Такие слова заставили Улафа задуматься. Но решающим фактором стало то, как к выбору будущего короля отнеслись норвежцы. Простота и открытость Сони, полное отсутствие в ней заносчивости и позёрства покорили их. И свадьба Харальда и его избранницы 29 августа 1968 года стала для жителей страны настоящим праздником, ничуть не меньшим, чем через 43 года для британцев женитьба принца Уильяма на Кейт Миддлтон или бракосочетание принца Гарри и Меган Маркл .

Счастье и великодушие по наследству

Соня, ставшая 17 января 1991 года первой норвежской королевой, родившейся в простой семье, подарила Харальду двоих детей. В 1971-м у них родилась дочь, Марта Луиза, а в 1973-м сын, Хокон Магнус. В 1990-м в норвежскую Конституцию была внесена поправка о том, что наследовать престол теперь могут и женщины. Тем не менее правило не распространялось на членов монаршей семьи, родившихся до принятия закона. Таким образом, наследником престола был и остался принц Хокон.

С одной стороны, удивительно, а с другой — вполне предсказуемо, что в плане личной жизни Хокон повторил судьбу отца. Правда, его история стала куда более скандальной. В 1999-м принц завёл роман с барменшей Метте-Марит Тьессем Хойби, которая к тому же была матерью-одиночкой: отец её сына Мариуса не стал жениться на ней, а ранее ещё и успел отбыть срок за наркотики.

Хорошо помня свою историю, Харальд и Соня не стали особенно противиться выбору сына. Что же касается остальной нации, то для них Хокон и Метте-Марит решили организовать большую пресс-конференцию, чтобы честно рассказать норвежцам о своих чувствах и выборе и попросить благословения.

Ставка на максимальную открытость и искренность принесла свои плоды. 25 августа 2001 года Хокон и Метте-Марит стали мужем и женой. Сейчас они счастливые родители почти взрослой дочери Ингрид Александры и сына Сверре Магнуса, а внебрачного ребёнка избранницы, Мариуса, принц Хокон принял как своего.

Самая спортивная монаршая чета

Харальд и Соня пронесли любовь к спорту до самой старости. Хотя, может быть, именно активный образ жизни помог им дожить до столь преклонных лет. Харальд продолжал участвовать в чемпионатах по яхтингу. В 1982 году он стал серебряным призёром мирового первенства в состязаниях яхт водоизмещением до полутонны, а летом 1987-го выиграл чемпионат мира. В 2005-м норвежский правитель перенёс аортокоронарное шунтирование. Заставили ли его проблемы со здоровьем засесть дома на диване? Как бы не так. Вскоре после выхода из больницы 68-летний монарх отправился на чемпионат Европы по парусному спорту, где норвежская сборная одержала победу.

Что касается Сони, то она в том же 2005-м стала первой королевой в истории, побывавшей в Антарктиде. Она приняла участие в открытии норвежской полярной станции.

«Кадиллаки» и «роллс-ройсы» — не наш метод

Многие годы Норвегия традиционно занимает верхние строчки в мировых рейтингах благосостояния. При этом королевская семья этой страны, по данным Forbes, является самой бедной в Европе. Королеву Соню, принцесс Метте-Марит или Марту Луизу не встретишь на светских мероприятиях в пышных, дорогих, расфуфыренных нарядах. Из монаршей семьи никто старается не носить изделий из натурального меха — не только из-за стоимости, но и по этическим соображениям. К 2025 году в стране планируют полностью отказаться от производства меховой одежды и аксессуаров.

Кронпринц Хокон неоднократно попадал в объективы камер, когда ехал рядом с простыми гражданами в общественном транспорте. В этом он настоящий внук своего деда Улафа: тот любым лимузинам с личными шофёрами предпочитал обычные электрички и автобусы и при этом всегда платил за билеты.

Как и многие другие современные монархи , члены норвежской королевской семьи стараются не жить за счёт налогоплательщиков, а ищут порядочные и честные способы заработать самостоятельно, и не только на собственные нужды, но и на поддержку благотворительных проектов. В этом отношении яркий пример тот же принц Хокон: он увлекается игрой на гитаре, и в 2011 году записал вместе с фолк-группой Katzenjammer рождественскую композицию:

Сингл имел оглушительный успех. Все деньги от продажи дисков Хокон передал на благотворительность.

Внуки Харальда и Сони, Ингрид Александра и Сверре Магнус, получают среднее образование не в закрытом частном пансионе, а в обычной школе. А их старший брат, 24-летний Мариус, как и британский принц Гарри, летом 2020-го отказался от официального исполнения королевских обязанностей и живёт теперь на собственном обеспечении.

Стоит ли сомневаться, что, поздравляя королевскую чету с 30-летием правления, норвежцы всячески желали, чтобы их жизнь и пребывание на троне оказались как можно более долгими. К слову, верховный титул в этой стране звучит не как «король Норвегии», а как «норвежский король». Это означает, что именно монарх принадлежит своей стране, а не наоборот.