«Поэт в России больше, чем поэт» - написал когда-то Евгений Евтушенко. Возможно, немного пафосно и с преувеличением. В конце концов, я знаю многих великолепных русских поэтов, которые были просто поэтами. И этого было достаточно. То же самое касается художников. Но бывает и по-другому. Возможно, с этой публикацией я немного опоздал, но как известно, лучше поздно, чем никогда. Опоздал потому, что 11 января в России отмечался День заповедников и национальных парков. Именно в этот день 29 декабря 1916 года (11 января 1917) был подписан приказ о создании первого в стране заповедника – Баргузинского. А самой первой в мире охраняемой природной территорией является Йеллоустонский национальный парк, который был основан 1 марта 1872 года (выходит, что я вовсе и не опоздал).
Художник Томас Моран был одним из тех, благодаря кому стало возможным создание Йеллоустонского национального парка, а, значит, так или иначе он причастен к началу движения за охрану природы.
В 1871 году группа под руководством геолога Фердинанда Хайдена исследовала район северо-западного Вайоминга. Это была не первая экспедиция в эти края, но впервые финансируемая из федерального бюджета. Группа Хайдена системно изучила, картографировала и описала особенности региона. Материалы, привезённые из этой экспедиции, убедили Конгресс США принять закон о создании Йеллоустонского национального парка. Томас Моран был в числе тех, кто входил в состав группы Хайдена, именно как художник.
Интересно, что в 1871 году сошлись «старое и новое». Традиция приглашать в экспедиции художников – не новость. А вот в группе Хайдена работали одновременно и Томас Моран, и фотограф Уильям Генри Джексон.
Следует сказать, что только участием в экспедиции Хайдена заслуги Томаса Морана перед Йеллоустоунским национальным парком, а, значит и в деле охраны природы, не исчерпываются. Уже после принятия соответствующего закона, художник неоднократно обращался к теме Йеллоустоуна и окрестностей как в живописи, так и в графике. Так что он был не только одним из тех, кто причастен к созданию парка, но также и безусловно способствовал тому, что словосочетание «национальный парк» стало широко известным, вошло в моду.
Впрочем, Томас Моран это не только Йеллоустоунский национальный парк. Это великий поэт величественной природы Североамериканского Запада.
Художник родился в 1837 году в английском Болтоне. Когда ему было 7, семья переехала в США. В 1860е молодой Моран обучался в Великобритании, где больше всего его вдохновляли работы Тёрнера (что достаточно заметно). Так что есть все основания считать Томаса Морана англо-американским художником.
«Место» художника в мировой истории искусства принято определять через его принадлежность к великой «Школе реки Гудзон». К сожалению, это художественное образование в США не слишком известно в России. А жаль. «Гудзонцы» всегда приводили меня в восторг. Им удалось объединить традиции классического и романтического европейского пейзажа (почему некоторые до сих пор считают эту школу ответвлением Дюссельдорфской) с великолепием и поистине космическими масштабами североамериканской природы. Некоторые идут дальше и выделяют внутри «Школы реки Гудзон» «Школу Скалистых гор», куда включают ряд художников, в том числе и Томаса Морана. Мотивировка довольно простая – именно они впервые и столь великолепно показали настоящий Дикий Запад США.
Может быть, дело в наследственности, а, может быть, жизнь и работа среди красивых пейзажей укрепили здоровье художника, но прожил он долго, 89 лет (1837-1926), оставив после себя множество великолепных пейзажей и вклад в дело охраны природы во всём мире.
В национальном парке Гранд-Титон (Вайоминг, США) в честь Морана назван один из самых красивых горных пиков.