Найти тему

Больше, чем художник. Один из тех, с кого началась охрана природы

«Поэт в России больше, чем поэт» - написал когда-то Евгений Евтушенко. Возможно, немного пафосно и с преувеличением. В конце концов, я знаю многих великолепных русских поэтов, которые были просто поэтами. И этого было достаточно. То же самое касается художников. Но бывает и по-другому. Возможно, с этой публикацией я немного опоздал, но как известно, лучше поздно, чем никогда. Опоздал потому, что 11 января в России отмечался День заповедников и национальных парков. Именно в этот день 29 декабря 1916 года (11 января 1917) был подписан приказ о создании первого в стране заповедника – Баргузинского. А самой первой в мире охраняемой природной территорией является Йеллоустонский национальный парк, который был основан 1 марта 1872 года (выходит, что я вовсе и не опоздал).

Томас Моран. Йеллоустоун. Гейзер «The Castle», Upper Geyser Park. 1874. Публичная библиотека Бостона.
Томас Моран. Йеллоустоун. Гейзер «The Castle», Upper Geyser Park. 1874. Публичная библиотека Бостона.

Художник Томас Моран был одним из тех, благодаря кому стало возможным создание Йеллоустонского национального парка, а, значит, так или иначе он причастен к началу движения за охрану природы.

В 1871 году группа под руководством геолога Фердинанда Хайдена исследовала район северо-западного Вайоминга. Это была не первая экспедиция в эти края, но впервые финансируемая из федерального бюджета. Группа Хайдена системно изучила, картографировала и описала особенности региона. Материалы, привезённые из этой экспедиции, убедили Конгресс США принять закон о создании Йеллоустонского национального парка. Томас Моран был в числе тех, кто входил в состав группы Хайдена, именно как художник.

Томас Моран. Гранд-Каньон Йеллоустоуна. Нижний водопад. 1872. Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон.
Томас Моран. Гранд-Каньон Йеллоустоуна. Нижний водопад. 1872. Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон.

Интересно, что в 1871 году сошлись «старое и новое». Традиция приглашать в экспедиции художников – не новость. А вот в группе Хайдена работали одновременно и Томас Моран, и фотограф Уильям Генри Джексон.

Уильям Генри Джексон. Нижний водопад Йеллоустоуна. 1871. Библиотека Конгресса США
Уильям Генри Джексон. Нижний водопад Йеллоустоуна. 1871. Библиотека Конгресса США

Следует сказать, что только участием в экспедиции Хайдена заслуги Томаса Морана перед Йеллоустоунским национальным парком, а, значит и в деле охраны природы, не исчерпываются. Уже после принятия соответствующего закона, художник неоднократно обращался к теме Йеллоустоуна и окрестностей как в живописи, так и в графике. Так что он был не только одним из тех, кто причастен к созданию парка, но также и безусловно способствовал тому, что словосочетание «национальный парк» стало широко известным, вошло в моду.

Томас Моран. Гранд-Каньон Йеллоустоуна. 1872. Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон.
Томас Моран. Гранд-Каньон Йеллоустоуна. 1872. Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон.

Впрочем, Томас Моран это не только Йеллоустоунский национальный парк. Это великий поэт величественной природы Североамериканского Запада.

Томас Моран. Зелёная река. Вайоминг. 1878. Музей американского искусства Кристал-Бриджес. Бентонвилл. Арканзас
Томас Моран. Зелёная река. Вайоминг. 1878. Музей американского искусства Кристал-Бриджес. Бентонвилл. Арканзас
Томас Моран. Утро в горах Сьерры (Невада). 1910. Частная коллекция
Томас Моран. Утро в горах Сьерры (Невада). 1910. Частная коллекция
Томас Моран. Туман в каньоне Канаб (Юта). 1892. Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон
Томас Моран. Туман в каньоне Канаб (Юта). 1892. Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон
Томас Моран. Долина Куэрнавака. 1903 Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон
Томас Моран. Долина Куэрнавака. 1903 Смитсоновский музей американского искусства. Вашингтон

Художник родился в 1837 году в английском Болтоне. Когда ему было 7, семья переехала в США. В 1860е молодой Моран обучался в Великобритании, где больше всего его вдохновляли работы Тёрнера (что достаточно заметно). Так что есть все основания считать Томаса Морана англо-американским художником.

Томас Моран. Душный день. Гранд-Каньон. 1919.
Томас Моран. Душный день. Гранд-Каньон. 1919.

«Место» художника в мировой истории искусства принято определять через его принадлежность к великой «Школе реки Гудзон». К сожалению, это художественное образование в США не слишком известно в России. А жаль. «Гудзонцы» всегда приводили меня в восторг. Им удалось объединить традиции классического и романтического европейского пейзажа (почему некоторые до сих пор считают эту школу ответвлением Дюссельдорфской) с великолепием и поистине космическими масштабами североамериканской природы. Некоторые идут дальше и выделяют внутри «Школы реки Гудзон» «Школу Скалистых гор», куда включают ряд художников, в том числе и Томаса Морана. Мотивировка довольно простая – именно они впервые и столь великолепно показали настоящий Дикий Запад США.

Томас Моран. Золотой час. 1875. Музей искусств Блантон. Остин (Техас)
Томас Моран. Золотой час. 1875. Музей искусств Блантон. Остин (Техас)

Может быть, дело в наследственности, а, может быть, жизнь и работа среди красивых пейзажей укрепили здоровье художника, но прожил он долго, 89 лет (1837-1926), оставив после себя множество великолепных пейзажей и вклад в дело охраны природы во всём мире.

Томас Моран. Дети гор. 1867. Частная коллекция
Томас Моран. Дети гор. 1867. Частная коллекция
Томас Моран. Водопад Шошони на реке Снейк. Айдахо. 1900. Институт американской истории и искусства Thomas Gilcrease. Тулса. Оклахома
Томас Моран. Водопад Шошони на реке Снейк. Айдахо. 1900. Институт американской истории и искусства Thomas Gilcrease. Тулса. Оклахома

В национальном парке Гранд-Титон (Вайоминг, США) в честь Морана назван один из самых красивых горных пиков.

Национальный парк Гранд-Титон (Вайоминг, США). Гора Моран (2я слева). Фото из Википедии.
Национальный парк Гранд-Титон (Вайоминг, США). Гора Моран (2я слева). Фото из Википедии.