Найти в Дзене
Обзоры от Лёхи

Один пришел - трое ушло. Как "эффективные менеджеры" рушат команды

Оглавление

Расскажу про случай на работе и далеко не первый. Так как я связан NDA, то, понятное дело, название компаний я не скажу.

Скажу только, что история такова: в команду пришел "эффективный менеджер". Принес с собой кучу таблиц, а также ругался на скайпах всякими непонятными словами.

После его прихода из компании ушло 3 адекватных руководителя, которые изначально были в команде этой компании.

А теперь немного суровой прозы жизни.

Этапы жизни русской компании

В каждой компании я наблюдаю вот такой цикл:

1. Йоу ребята! Мы набрали самую крутую на свете команду. Давайте запилим мегапродукт, всем на радость.

Пилят продукт, ориентируются на человеческие ценности: качество, надежность, желание сделать круто для клиента. Сохраняют командный дух. Делается это все с энтузиазмом и профессионализмом.

В этот момент в команде собраны настоящие профессионалы, которые могут что-то сделать с нуля и готовы работать не покладая рук.

2. Так, теперь надо сосредоточиться на качестве, у нас появились заказчики. Теперь главное не обделаться перед ними.

Исправляют дефекты в продукте, на этом этапе сам продукт становится уже целостным, рабочим, с минимумом шероховатостей. Проект начинает приносить деньги, все довольны. Работа идет как раньше, в таком же или чуть большем темпе. Ускорения связаны с какими-либо доделками нужных для клиентов фишек или исправлениями критических для клиентов багов.

3. Выходим на полную мощность.

В этот момент компания уже в основном доделала продукт. Клиенты приходят, а с ними и деньги. Этот этап может длиться достаточно долго. Он характеризуется ростом продаж, увеличением финансовых потоков. Набором дополнительных работников из-за увеличения числа клиентов.

На этом этапе успех проекта зависит от грамотного маркетинга, хорошей техподдержки клиентов (а, следовательно, и их удовлетворенности), адекватных цен, отсутствия проблем в продукте.

4. А теперь надо прыгнуть выше головы.

Вот это - либо начало конца, либо отката на предыдущий этап, либо масштабирования. Руководитель бизнеса вдруг видит, что финансовые показатели перестали расти. Вроде вот все делаем как обычно, но раньше показатели росли, а сейчас уперлись в какую-то цифру с небольшими отклонениями.

На мой взгляд, если ситуация с одинаковыми показателями повторяется - это знак, что вы все делаете правильно.
Ваша бизнес-модель сработала, ваш продукт выстрелил. Но при этом вы исчерпали определенную емкость рынка.
Если упрощенно: допустим, вы делаете автомобили для людей в своем городе. Каждый месяц в вашем городе получает права 100 человек, не больше.
Из этих 100: 20 человек покупает автомобили у вашего конкурента, 80 у вас.
Если вы станете производить 150 автомобилей в месяц, 50 из них будут просто пылиться на складе, даже если ваш маркетинг сделает так, что все 100 клиентов будут покупать автомобили у вас.

Дальше, если хочется зарабатывать больше, надо либо масштабировать свою успешную модель на другие рынки, либо масштабировать сам продукт: открывать новые направления деятельности. В примере выше, допустим, начать делать мотоциклы.

И вот тут у наших руководителей становится не все гладко. Они пытаются как-то выжать еще больше денег из существующих клиентов: начинает меняться ценообразование на продукт "вы все также можете пользоваться нашим чатом на своем сайте, но после 101 посетителя на вашем сайте, за каждого последующего посетителя будет сниматься 5 рублей с вашего счета".

Старые клиенты недовольны и начинают уходить.

Ну а как? Они платили 1000 рублей в месяц, а теперь 1005 рублей. Причем для некоторых новое ценообразование - сюрприз и в конце месяца их ставят перед фактом: "К вам на сайт за месяц зашло 1100 клиентов. Это здорово, поздравляем, посещаемость выросла. Но это на 100 посетителей выше вашего тарифа и теперь вам надо заплатить +500 рублей к стандартной тысяче. И да, мы присылали вам письмо об изменениях в тарифе. Разве вы его не получали?".

Второй путь - они начинают снижать издержки и, тем самым, ухудшать продукт: берут менее качественное сырье, урезают функционал. Но клиент-то хочет тот продукт, что был раньше. Вот это поворот!

Штука с ухудшением продукта - это прямо история про российские продовольственные товары. Сначала покупаешь продукт и удивляешься - думаешь: "Офигенно, наконец-то орешки с нормальным вареным сгущённым молоком. Буду все время теперь их покупать!".
Проходит полгода, ты, как обычно, покупаешь полюбившиеся орешки, ставишь чай, откусываешь первый и "блин, ну вот, эти тоже испортились и начали класть в орешки пластмассовую сгущенку. Придется искать новые нормальные".

Продажи снижаются, потому что принятые меры отпугивают клиентов, появляется негатив от старых клиентов, клиентская служба краснеет все чаще, общаясь с ними.

Мешает еще то, что руководители обычно считают себя умнее всех (порою не будучи вообще осведомленными в том, что происходит с продуктом и в команде).

А у большей части коллектива язык не повернется что-то предложить.

Чтобы собирать обратную связь от сотрудников в некоторых крупных IT компаниях (не найду сейчас ссылку, давно читал про это) есть день без руководителей, где сотрудники могут предлагать свои идеи без боязни получить за это пендаля.

А чтобы избежать отрыва руководства от "земли" в Додо пицце, например, есть день директора, это происходит, цитирую:

Чтобы не терять связь с производством, пообщаться с Клиентами и Сотрудниками, лично проверить, как работает то, что придумывают в офисе.

В России же руководители часто не слышат подчиненных, пусть даже у тех глаза горят (а все ведь нанимают только людей с горящими глазами) и они в целом чувствуют себя ответственными за продукт и хотят повлиять в лучшую сторону. То есть которые обладают той самой лояльностью к компании, которую все так хотят видеть в сотрудниках и о которой я писал в статье по ссылке ниже.

Те, кто предлагает, как что-то улучшить или подсвечивают слабые стороны новых идей часто превращаются в белых ворон, их и коллектив не любит и руководители часто не слушают.

Цитирую hh.ru. Горящие глаза, определенно, в цене.
Цитирую hh.ru. Горящие глаза, определенно, в цене.

В неправильной схеме, происходит следующий этап.

5. Мы как-то неправильно работаем. Нам нужен человек, который выведет нас на новый уровень! Нам нужен эффективный менеджер!

Надо сказать, что, наверное, есть и правда неэффективные изначально проекты, руководство, ошибки в стратегии, лентяи сотрудники и даже по-настоящему эффективные менеджеры.
Чаще всего, если нет стабильного результата достаточно улучшать продукт, маркетинг, правильно сокращать издержки, исследовать рынок и своих клиентов (это кстати, ключевое). И это все не отменяет того, что есть идеи, которые просто не взлетят.

Но мы сейчас говорим о проекте, у которого все хорошо. Который стабильно рос и в какой-то момент просто уткнулся в емкость рынка и начал вырождаться.

Тут бы нажать Ctrl+Z, отменить экономию на качестве и ухудшение продукта с повышением цены. Но руководитель уже понял, что некоторые из клиентов могут платить больше, некоторые не уйдут из лени, потому что продукт уже встроен в их бизнес-процесс, а искать новый накладно. Руководитель подсаживается на иглу высокой маржи с каждого клиента и хочет еще больше денег. Начинается игра с тарифами и "а за эту опцию теперь надо платить".

Долго ищется эффективный менеджер и, конечно же, находится. Конечно же с горящими глазами.

Пасхалочка для киноманов
Пасхалочка для киноманов

Как? Ему просто удается "продать" себя на собеседовании наилучшим образом.

С приходом менеджера в новый для него коллектив начинается приГлючение для всей компании. Ему бы обжиться сначала, понять, как работа вообще строится, исследовать продукт и самому им попользоваться некоторое время.

Но от него же ждут результатов здесь и сейчас! Начинаются таблицы, job-stories'ы, умные слова и 5 часовые скайпы для всех 10 раз в неделю.

Пришельцу говорят: дружище, ты смотрел наш продукт, там же уже есть предлагаемая тобой штука? Друг, нам работать надо, давай поменьше скайпов? Коллега, ты втираешь нам какую-то дичь! Ты предлагаешь выпускать продукт, не протестировав его, и писать код без понятного однозначного ТЗ! Уважаемый, так не работает! Как тестировщики проверят, что все работает как надо, если нигде не сказано, как надо? Товарищ манагер, не надо перекладывать с себя ответственность и предлагать разработчикам самим писать ТЗ, если не хочешь по итогу получить лютую дичь, а не продукт.

Стратегия "эффективного менеджера"

И тут "Эффективный менеджер" понимает, что ему не рады.

Но нанявший "эффективного менеджера" руководитель не может сказать сотруднику, которого он пригласил поднимать компанию, что он не верит в его идеи.

Наш улучшатор сначала говорил на скайпах:

"Ребята, задавайте вопросы, если что-то непонятно."

Непонятного было очень много.

Когда люди начали задавать резонные вопросы, он стал отвечать:

"Ребята, вы задаете не те вопросы."

Мы сказали:

"Но ответить-то ты можешь на них? Без этих ответов непонятно, как дальше работать."

Тот ответил:

"Это не тема этого скайпа. Давайте воспринимать друг-друга как профессионалы, которые знают свое дело. Если мы с руководителем так решили, значит будем делать так. Точка."

Люди ответили:

"Так мы тоже профессионалы и мы в компании с её основания. В той части, где ваше решение затрагивает нашу сферу, мы вам говорим, что так не делается. Как мы решим этот вопрос?"

А в ответ - тишина.

В итоге, трех ключевых человек (все они очень адекватные руководители ключевых отделов) сначала долго игнорировали, а потом вовсе уволили. Следом за ними ушел весь состав этих отделов.

Возможно, это было слишком импульсивно с их стороны. Но это естественная реакция людей. У них пригорело от манагера и они выгорели.

В статье на плашке ниже я писал об эмоциональном выгорании лояльных компании сотрудников и при один из способов его избежать.

И это третья для меня компания, где сначала все начиналось отлично, а потом так произошло именно на этом этапе.

Ключевые грехи всех "эффективных менеджеров"

Наш эффективный менеджер зазвездился.

А что? Руководитель ему в рот смотрит, команда против руководителя ничего сказать не может. Он кому хочет - отвечает, кому не хочет - игнорирует. Руководство его в любом случае поддерживает.

Понятно, что по итогу у него есть:

  • Отсутствие понимания опыта данной конкретной компании
  • Желание вести монолог, а не диалог. Указывать, что "у вас тут все неправильно"
  • Желание навязывать чуждую модель, без объяснения причин и ответов на вопросы, которые появляются из-за изменений
  • Возможность "уйти" из компании тех, кто задает много вопросов

При этом люди, которые были с самого начала в компании - просто уходят, их увольняют как склочников и мятежников. А они и правда на них похожи. Ведь они не могут сидеть спокойно, когда видят как дефективный менеджер сверлит в палубе их корабля отверстия для "снижения веса и улучшения ходовых качеств корабля".

Эффективный менеджер за работой
Эффективный менеджер за работой

Выводы

Мало ли, вдруг это прочитают руководители компаний, нанявшие "эффективных менеджеров".

Ребят, если вы видите, что с новым менеджером не согласна старая команда, вы хоть попробуйте вести диалог с коллективом, именно с рядовым коллективом, кто в полях, с руководителями, которые еще больше боятся потерять работу в случае, если их слова вам не понравятся.

Объясните, почему вы так делаете, чего вы хотите этим добиться, как работать в новой модели коллективу. Ответьте на вопросы в конце-концов!

Если есть понимание "зачем", тогда и делать проще какие-то вещи, которые не укладываются в правильные парадигмы.

Уже в трех компаниях я диалога не вижу, в одной - потому что все сотрудники боялись сказать руководству, что мы не туда плывем.
В другой - потому что руководители на местах боялись вести диалог с их начальством
В третьей, потому что начальство дискредитировало себя отсутствием ответов на вполне нормальные вопросы. Вопросы типа: "почему мы должны делать неправильно, объясните? Как нам правильно решить задачу, если условия изначально некорректные" .

Руководство, которое перестает отвечать на нормальные вопросы, теряет авторитет. Им приходится увольнять тех, кто не согласен молчать и эти вопросы задает.

К тому моменту, когда вопросы никто задавать не будет (все же видят трех смельчаков, которых повесили на грот-мачте), команда будет помогать "эффективному менеджеру" строить на паруснике котел, а палубу разберут и забросят в топку. После работы все нажруться с горя и не заметят айсберг.

А уважающий себя капитан пойдет на дно вместе с кораблем (надеюсь, прихватив с собой эффективного менеджера, но это вряд ли, ведь крысы с тонущего корабля убегают первыми).

Не забывайте подписаться на канал Обзоры от Лёхи и посмотреть другие статьи:

Добейся повышения зарплаты. Проверено тремя людьми в 2021 году.
Обзоры от Лёхи Ша11 декабря 2021
Год в новостройке. Как оно? Часть 1. Предыстория
Обзоры от Лёхи Ша4 июня 2021

Я стараюсь писать интересно и по делу. Всего вам хорошего!