Лагеря-призраки нередко становятся объектами индустриального туризма. Сталкеров привлекает не только эстетика разрушения и таинственные легенды, связанные с этими местами, но и атмосфера советской эпохи: конструктивистские здания, сохранившиеся скульптуры пионеров, покрытые мхом детские площадки, забытые книги, фотоальбомы и игрушки. Или, как в случае с Подмосковным лагерем «Сказка», оригинальное оформление детского учреждения. Заброшенные пионерские лагеря есть по всей России. Почему их так много? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним историю – от первых лагерей до наших дней.
С чего все начиналось
Несмотря на то, что скаутское движение на территории современной России существовало еще до революции, летние лагеря для школьников начали открываться лишь в начале 1920-х гг. – сразу после образования СССР и пионерской организации. В это время лагеря были палаточными, в них выезжали уже сформировавшиеся пионерские отряды – при предприятии или по месту жительства.
Первый лагерь, созданный для отдыха и оздоровления детей, был открыт в 1925 году по инициативе медика, председателя Российского Общества Красного Креста Зиновия Соловьёва. Это был Всесоюзный лагерь «Артек» в Крыму. Именно там отряды впервые были сформированы прямо на месте, а в штате появились вожатые.
После войны подобные «Артеку» лагеря стали создаваться по всей стране. Они работали при профсоюзах и предприятиях и все без исключения были государственными. В 1973 году в СССР насчитывалось 40 тысяч пионерских лагерей! И, конечно, отдыхали в них если не все, то многие советские дети.
После Советского Союза
В 1990-е годы, когда единая система профсоюзов была фактически ликвидирована, а предприятия перешли в частную собственность, судьба бывших пионерских лагерей сложилась по-разному. Часть из них закрылись, другие – лишились прежнего финансирования и обветшали, а некоторые были распроданы и переоборудованы в семейные санатории и базы отдыха. И лишь немногие продолжили принимать детей, как и прежде.
При этом качество детского отдыха сильно снизилось. Те, кто ездил в лагеря в 1990-х и начале 2000-х, до сих пор вспоминают жуткие условия в корпусах, неквалифицированных вожатых и нездоровую обстановку в отряде. И популярность такого вида отдыха среди детей и родителей, как и следовало ожидать, упала.
Со временем ситуация начала улучшаться: переданные в частное владение лагеря стали реконструироваться, территории – облагораживаться, а инфраструктура – развиваться. Теперь в лагерях есть и пляжи с душевыми, и современные спортивные площадки, и бассейны, и компьютерные классы. А руководство, пытаясь сделать отдых привлекательнее, разрабатывает новые программы, нанимает профессиональных вожатых, педагогов и воспитателей и делает условия проживания максимально комфортными.
Однако, ремонт старых корпусов и перезапуск лагеря требуют больших вложений – более 600 миллионов рублей. И несмотря на растущий спрос на детский отдых (а в южных регионах он в 4-5 раз превышает предложение), желающих вкладывать средства и развивать индустрию, увы, не так много. Летом 2019 года в России работало 45 тысяч лагерей. Казалось бы, это больше, чем в советское время. Но на самом деле лишь 25% из них – это те самые «преемники» пионерских лагерей, остальные – дневные лагеря при школах.