Книга написана канадской писательницей, лидером женского движения и юнгианским аналитиком Марион Вудмен, и это прежде всего художественно-психологическая книга, в которой вы не найдете точной инструкции что же нужно делать чтобы избавиться от лишнего веса, или как развить женственность. Книга дает возможность найти отправные точки своего личного исследования, посвященного себе и своему телу. В книге Марион опирается на многочисленные современные исследования, посвященные научным взглядам на ожирение, многие из которых приходят к выводу о том, что любое метаболическое расстройство имеет в равной степени физиологические и психологические причины.
Прежде всего она разделяет понятие аппетита и голода . На аппетит сильное воздействие оказывают эмоции, и различные располагающие стимулы, когда процесс еды удовлетворяет эмоциональные потребности, насыщение либо не опознается, либо игнорируется физиологически. И тут можно говорить о формировании зависимости от еды как от средства, помогающего снизить тревогу, перенести разочарование и заполнить эмоциональную пустоту. Как правило выбор падает в пользу сладкого, а этот вкус характерен для углеводов. Углеводы на некоторое время повышают энергию и улучшают настроение, но когда уровень сахара в крови падает, то, помимо усталости и депрессии, появляются другие симптомы — раздражительность, головокружение, головные боли, слабость и растерянность.
Современные теории об ожирении:
Одной из причин быстрого набора веса может быть недостаточная питательная ценность современной еды, а также сверхчувствительностью к пище, слишком обогащенной рафинированными углеводами (еда быстрого приготовления, обезжиренные продукты, всевозможные сладости), употребление которых может провоцировать компульсивное переедание и возникновение аллергии. Кроме этого существующие ритмы лишают современного человека режима питания вызывая дополнительный стресс и сбивая тем самым внутреннюю работу организма.
Современный взгляд на ожирение разделяет всех людей с лишним весом на две большие группы. В первую входят люди с большим количеством жировых клеток нормального размера, такие люди как правило имеют генетическую расположенность к полноте и как правило никогда не были худеньким. Во вторую группу входят люди с нормальным количеством жировых клеток, но увеличенных в размерах, т.е. они набрали вес в какой-то момент своей жизни и удерживают его. Как для первого, так и второго типа людей характерен повышенный уровень стресса и возможного непринятия своего тела из-за общества, в котором красивыми считаются худые.
В книге приведено исследование Марион, которое она проводила с использованием ассоциативного эксперимента К. Г. Юнга с женщинами страдающими ожирением по второму типу, которым она задавала определённые вопросы, обращая внимание на эмоциональный отклик. В ходе исследования были выявлены комплексы и личностные черты женщин с приобретенным ожирением для которых пища стала - фокусом депрессии, выражением подавленной агрессии, способом работы с тревогой, средством подавления сексуальности и контроля своей жизни, проявлением неповиновения закону/традициям, и конечно же наказанием или наградой . Еда становиться ядром вокруг которого вращается личность.
Семейная история женщин, страдающих ожирением часто схожа. В таких семьях к еде обращались за удовлетворением различных эмоциональных потребностей. Женщины не осознавали свою сексуальность, а контакт с телом был нарушен. Девочки в таких семьях не признавались как личность. Существовал внегласный запрет на спонтанность, ригидные законы и правила, в результате чего у детей не формируется понимание собственного тела, и утрачивается контакт со своими эмоциональными потребностями. Не осознаваемое отвержение в семье приводит к возникновению чувства покинутости , которое сохраняется в телесных воспоминаниях, а также к чувствам вины и неадекватности . Отсутствие любви и близости компенсирует еда и гиперопека. Инфантильная позиция как результат раннего взросления внутри семьи, и страх перед возможным повторением родительских сценариев. Сложности с гендерной идентичностью. Часто дети чувствуют, что на них возложены надежды и мечты обоих родителей. И они стараются осуществить их, что не понимают и не осознают свой собственный внутренний потенциал. Многие из этих выводов могут быть применимы и к другим формам невротических расстройств.
Дальше, Марион, задается вопросом «Что символизирует полнота? Толстое тело может быть и колыбелью, и могилой». Так многие женщины хоронят себя, отказавшись от поиска собственной силы и пути. Отрезанные от эмоций они оказываются в душевной изоляции: «не досталась никому, только гробу одному».
Схожие сложности с эмоциональной сферой имеют девушки страдающие анорексией, где пищевые ритуалы защищают ее от возможных переживаний, молча «символически рот закрыт не только для еды».
«С точки зрения физиологии очень важно, чтобы женщина сама исследовала механизмы работы своего тела — ведь у ее тела есть специфические пищевые потребности, и женщина может найти для себя новый интерес в том, чтобы поэкспериментировать с едой и понять, какие продукты ее организм усваивает хорошо, а какие — плохо». Такие эксперименты возможны исключительно из взрослой позиции, опирающейся на свое собственное мнение. Такое одностороннее восприятие корректируется через установление контакта и любви с собственным телом, заботой и осознанием его потребностей.
Постоянное подавление своих эмоций и потребностей приводит к патологическим изменениям в работе внутренних систем организма, сформированных в ходе тысячелетней эволюции. В момент отказа от физических проявлений, излишки гормонов и сахаров в крови продолжают свою работу, несмотря на внешнее подавление эмоции. Еще советский физиолог Павлов, доказал, что рефлекторные действия при подчинении эмоциональных реакций условным стимулам, вызывают сложное аффективное поведение. Повторяющиеся переживания, не находящие естественного выхода, переключаются на что-то доступное, наш разум предлагает замену – суррогат, не способный заполнить душевную пустоту.
В современном мире расстройство пищевого поведения сменило истерию и стремиться стать основным невротическим симптом, ожирение наряду с нервной анорексией. Девушки тысячами протестуют против своей природы, усиленно бегут от своего тела, одни вылепляя себя на потребу, другие прячась за чужие «выборы». И тех, и других стимулирует страх жизни.
Источник: Марион Вудман «Сова была раньше дочкой пекаря. Ожирение, нервная анорексия и подавленная женственность».