Небольшая публикация о проблемах отечественного снайперского вооружения по состоянию на 2018 год (впрочем, и сегодня изменилось мало). Профессионалам и оружейным фанатам вряд ли будет интересно, т.к. я даю лишь поверхностный обзор, а вот в качестве маленького ликбеза для "стремящихся" - думаю, сойдет.
Итак, поехали.
В современных отечественных Вооруженных силах остро стоит проблема обеспечения снайперским оружием, боеприпасами и оборудованием, отвечающими актуальным требованиям современного боя и мировому уровню технических стандартов. Наиболее массовые образцы, состоящие на вооружении – винтовки СВД, СВ-98, ВСС, АСВК таким требованиям не отвечают. Более того, винтовка СВД, стоящая на первом месте по распространенности, вообще не является изначально высокоточным снайперским оружием в строгом понимании. Ее задача – простое увеличение дальности эффективного огня мотострелкового отделения до 600 м. В отечественном вооружении на сегодня фактически не существует системы «оружие-боеприпас», обеспечивающей надежное решение задач снайперской стрельбы на современном уровне. Опытные и экспериментальные образцы, выпускаемые рядом предприятий, не участвующих в гособоронзаказе, (напр., винтовки Лобаева – СВЛК, ТСВЛ, обладающие крайне высокой кучностью – 0,2-.0,3 МОА), приближаются к требуемым характеристикам или даже превосходят их, однако выпускаются крайне ограниченным числом экземпляров, в действующих подразделениях ВС такого оружия практически не имеется. Показатель кучности для СВД с патроном 7Н1 (снайперским), к примеру, составляет 1.24 МОА, т.е. более одной угловой минуты, тогда как мировой стандарт кучности – не более 1 МОА.
Помимо собственно функциональных характеристик, эксплуатантами снайперского вооружения отмечается также низкое качество применяемых материалов и неудовлетворительные физические характеристики конструктивных элементов оружия и боеприпасов. Так, сорта стали и методы обработки, применяемые для изготовления стволов высокоточного стрелкового оружия, не соответствуют требованиям, предъявляемым к такому оружию, и не обеспечивают должной кучности стрельбы, максимальной идентичности баллистических характеристик всех экземпляров одного типа; низкая износоусточивость стволов ведет к изменению баллистических характеристик оружия в процессе эксплуатации. Пользователи винтовок СВД отмечают, что образцы 60-х годов выпуска со стволами из высококачественных сталей значительно превосходят по кучности современные образцы – до 2-3 см рассеивания при стрельбе на 100 м против среднего показателя 8х8 см на той же дистанции. Непроработанность действующей системы стандартизации в данной сфере приводит к тому, что боеприпасы одного типа из разных партий, или даже из одной партии, могут обладать существенно различающимися параметрами (навеска порохового заряда, масса пули и т.д.), и как следствие – различными баллистическими особенностями.
При этом, специалисты считают, что соответствующий производственный потенциал в РФ имеется, однако необходимы глобальные меры на государственном уровне: госзаказ на актуальные образцы вооружения и госприемка поставляемого в войска оружия и боеприпасов (например, по советскому образцу), строгая систематизация и повышение стандартизационных требований.
Количество имеющихся на сегодня иностранных образцов, отвечающих всем современным требованиям (напр., австрийские винтовки Steyr-Mannlicher SSG 08, британские AW , финские TRG 22/42 и др. ), так же крайне ограничено, фактически, они доступны только для обучения личного состава в специализированных учебных центрах, но не для решения учебных и боевых задач действующими подразделениями. Полностью обеспечен в техническом плане только центр специальной огневой подготовки в г. Солнечногорск и приближены к этому снайперские учебные центры окружного подчинения. Приемлемым обеспечением отличается 45 ОБрСпН ВДВ (г. Кубинка), располагающая широким арсеналом наиболее эффективного снайперского вооружения, как зарубежных, так и отечественных образцов – модернизированных версий СВД, ВСС, АСВК и СВ-98. Однако большинство остальных частей и соединений ВС РФ, в том числе постоянной боевой готовности, не обладают всеми необходимыми образцами вооружения. Так, например, 10 ОБрСпН (г. Краснодар), регулярно выполняющая боевые задачи в различных регионах, до настоящего времени не имеет на вооружении новых винтовок СВДМ, выпущенных в 2015 году, хотя относительно невысокая цена позволяет сделать образец массовым. В еще большей степени отстают в вооружении линейные части и соединения, такие как 106 гв. ВДД ЗВО, мотострелковые бригады ЗВО и других округов. Кроме того, в недавнем прошлом имела место практика закрепления высокоэффективных образцов иностранного оружия за обучаемыми, например, на ЦОПС. После выпуска военнослужащего и возвращения к месту прохождения службы винтовка так же поступала в подразделение. Так в 2011 году снайперы 7 гв. ВДД (г. Новороссийск) были обеспечены современными высокоточными винтовками Steyr-Mannlicher. На сегодня такой практики не существует. Также необходимо отметить, что основной объем имеющихся в РФ боеприпасов к иностранному оружию 308 калибра (7.62х51) – это патроны охотничьего и спортивного назначения, а не армейского, отличаются от последних отсутствием стального сердечника, и как следствие – не обладают необходимым поражающим действием.
Самое новое, что есть в руках отечественного снайпера. Галерея листается. Все фото из открытых источников.
СВДМ, СВ-98, АСВК, СВЛК, ТСВЛ, SSG 08, AW и TRG (в простонародье - "тарыга"))