Продолжаю цитировать книгу англичанина Colin W. Prentice о его посещении музея ВВС в подмосковном Монино в ноябре 1994 и в мае 1996 года.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10, Часть 11, Часть 12, Часть 13
На территории музея в Монино имеется три ангара. В главном ‒ касса и ранние исторические экспонаты. Здесь вы платите за вход в музей, а также за «разрешение» сфотографировать самолет. В этом ангаре также хранятся самолеты и другие экспонаты Великой Отечественной войны. Получить разрешение на фотографирование снаружи относительно просто, но получить разрешение на фотографирование внутри ‒ другое дело. Второй ангар в основном предназначен для самолетов довоенных типов, а третий закрыт для посещения. Здесь проводится большая часть ремонтных, складских и реставрационных работ. Если вам повезет, там вы увидите Як-18, Ан-2 и еще несколько самолётов.
На следующих снимках показаны некоторые из старых самолетов и их реплики, а также некоторые легкие самолеты и планеры, подвешенные под крышей. Фотографировать в этих старых ангарах сложно, и даже когда вы получаете разрешение, ответственные лица вам не помогают и не поощряют съемку.
На этом общем виде довоенного ангара очевидны возраст и плохое состояние здания, а также сложное для съемки освещение. Эти ангары не были спроектированы как музейные здания для демонстрации самолетов. Изначально они построены просто для размещения самолетов и обеспечивают некоторую защиту от непогоды. Над головой - планер «Дископлан» и редкий тип русского самолета. На земле в центре ‒ «точная копия» Farman IV, а за ней - «неуместный» истребитель Су-2 времен Второй мировой войны. В этом ангаре можно найти не только старые самолеты, но и более современные планеры, мотопланеры и большие картины на тему авиации.
Игорь Сикорский сконструировал огромный четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» для использования в Первой мировой войне. После войны он уехал в Америку и продолжил конструировать самолеты и, особенно, вертолеты. В музее представлена очень качественная реплика «Ильи Муромца», сделанная для фильма.
Присмотритесь к летной «реплике» Farman IV, которая содержит несколько заметных отклонений от первоначальной конструкции. Именно на этом типе первые русские летчики учились летать.
Первый в России цельнометаллический самолет Туполева АНТ-2 имел закрытую кабину для пассажиров и открытую кабину для пилота. Этот АНТ-2бис был оснащен трехцилиндровым звездообразным двигателем Bristol Lucifer мощностью 100 л.с. британского производства.
На реплике АНТ-25 красивой, старинной конструкции, изображен номер рекордного самолета N025-1, на котором М. Громов летал из Москвы в Калифорнию в июле 1937 года.
В первые дни зарождения авиации русские сильно полагались на иностранные самолеты. Здесь, в почти вездесущей зеленой краске, предстает французский биплан Voisin LAS 1914 года.
Еще одним импортным самолетом времен Первой мировой войны стал британский Sopwith Triplane. Построенный в 1917 году, это был грозный истребитель, очень полюбившийся русским летчикам. Этот единственный уцелевший из российских экземпляров, N5486, не так аутентичен, как образец в музее Королевских ВВС в Хендоне.
Самолет Поликарпова И-15бис был разработан в 1930-х годах, но в конце 1941 года на вооружении находилось более тысячи таких истребителей-бипланов.
Деревянный двухместный учебно-тренировочный самолет Яковлева УТ-2, производство которого началось в 1938 году, был предшественником послевоенной серии металлических Як-18.
По-2 не так хорошо известен за пределами Советского Союза, но этот биплан 1928 года производился в большом количестве и во многих модификациях, было построено более 33 000 единиц. Этот экземпляр еще годен к полетам.
Также в этом ангаре выставлены некоторые из российских корзин для воздушных шаров и гондол стратостатов, дельтапланов, а также установка для исследования системы вертикального взлета и посадки (крайняя справа), которая очень похожа на старый британский Rolls-Royce «Flying Bedstead».
Что это прячется за бомбардировщиком «Илья Муромец»? Вроде бы какой-то экспериментальный планер, но зачем он прикреплен к большому цилиндрическому резервуару.
На самом деле этот самолет должен стоять в ангаре самолетов времен Второй мировой войны. Это ближний бомбардировщик Су-2 образца 1940 года. Обратите внимание на кормовую орудийную башню. Самолет не пользовался популярностью среди экипажей и нес серьезные потери. Этот экспонат ‒ в основном точная копия.