Итак, после целого ряда традиционных стадий в виде отрицания, гнева, торга и депрессии у Запада по отношению к российской вакцине «Спутник V » похоже начинает наступать стадия принятия. На самом высоком уровне, в кулуарах Европейской комиссии, если верить сообщениям средств массовой информации, европейские чиновники скрипя сердцем признают эффективность российской разработки, а целый ряд стран ЕС уже готов либо регистрировать вакцину в своих профильных санитарно-эпидемиологических ведомствах, либо уже контрактует большие ее объемы, вроде той же Венгрии. Что же случилось с еще недавно столь надменно высказывавшейся в отношении «Спутника V » Европой?
Как показывает практика, лучшим учителем и «промывателем мозгов» от пропаганды является сама жизнь, реальная практика борьбы с коронавирусом. Как оказалось, у столь разрекламированных вакцин от Пфайзера, АстраЗенеки или Модерны имеется весьма и весьма много сопутствующих проблем, существенно осложняющих их массовое применение. И зачастую эти проблемы вовсе не медицинского или биотехнологического характера. Так, в частности, хранение вакцин, разработанных западными фармацевтическими гигантами предполагает наличие сверхнизких температур – что, закономерно, во многих случаях исключает целый пул стран из реципиентов таких вакцин. Во многих государствах Африки или Азии попросту нет в промышленном масштабе такого количества криогенных мощностей для поддержания температуры ниже 70-80 градусов по Цельсию. На этом фоне выгодно выделяется как раз российская разработка, которой достаточно для хранения стандартных медицинских холодильников и температуры примерно в -18 градусов.
Что же касается эффективности вакцин, то при большей в несколько процентов эффективности Пфайзера или АстраЗенеки они защищают от тяжелых случаев ковида лишь в 75% случаев, в то время как «Спутник V » в 100%. и это на самом деле важнейший показатель, особенно в контексте мутирования штаммов и появления британского и южноафриканского штамма коронавируса. Российская вакцина лучше борется именно с мутациями, обеспечивая защиту на 1.2 года, в то время как вакцины на базе мРНК-технологии дают предположительную защиту примерно на полгода. В итоге Россия получила заявки на поставки вакцины от 25 стран, а общий объем контрактов исчисляется порядка 12 миллиардами долларов.
Этот, пожалуй, действительно наиболее крупный успех отечественных разработок в сфере биотехнологии со времен поставок советской вакцины от полиомиелита в Японию еще в 1980-х годах. И этот успех, в условиях, когда вакцин не хватает и многие страны Евросоюза и Запада в целом, как это случилось в ситуации с Бельгией и Великобританией, просто готовы воровать друг у друга партии поставленных вакцин. Российский подход к разработке, к дистрибуции и деполитизированным переговорам по поставкам вакцин оказался на голову выше подхода Запада. С Западом сыграли злую шутку его же собственные мифы о «лапотной» России, в которой только и можно что найти пьяных медведей, играющих на балалайке на улицах центральных городов.
Да что говорить, даже так называемая отечественная псевдолиберальная оппозиция (и Навальный, в частности) также еще с лета активно атаковала российскую вакцину, ставя под сомнение ее эффективность. Причем только и исключительно из-за того, что она разработана в «путинской России». Сейчас это все смотрится ущербно и глупо, особенно на фоне энтузиазма европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских стран.