Знаете, кого в Москве называли архитектором-«американцем»? Про кого писали: «мы беседовали с известным московским архитектором, зарекомендовавшим себя ярым сторонником многоэтажных зданий, автором многих московских домов американского типа»? Да-да, это все он, архитектор Эрнест Нирнзее.
И вот что интересно. Наш Нирнзее, как мы знаем, происходил из польской семьи с австрийскими корнями, родился в российской Вязьме и приехал в Москву из Варшавы (в документах называл себя «варшавским мещанином»). А ведь был и другой архитектор Нирнзее, в самом деле американец, автор многих зданий, в том числе известнейшей государственной резиденции Южной Каролины (South Carolina State House) и балтиморской больницы Джонса Хопкинса (Baltimore's Johns Hopkins Hospital). Его звали Джон Рудольф Нирнзее (John Rudolph Niernsee) и жил он в XIX веке (родился на 59 лет раньше Эрнеста Ришарда).
Джон Рудольф Нирнзее достаточно известен, поисковый запрос выдаст много результатов именно про американского архитектора, если набрать имя латиницей – Niernsee . Его биография хорошо изучена (не сравнить с Эрнестом Ришардом), про него написаны книги и научные работы, несложно найти его фотографии. И в России про него обычно говорят: это другой Нирнзее, американский, однофамилец.
Но если вчитаться в биографию американского архитектора, а потом внимательно присмотреться к генеалогическому древу рода Нирнзее (о нем я писала раньше), то обнаруживаешь, что Джон Рудольф Нирнзее родился в Вене, от рождения носил имя Йоханн Баптист и был… троюродным дедом Эрнеста Ришарда Нирнзее.
Их общего предка я упоминала в заметке о венских Нирнзее. Это Георг Захариас Нирнзее (1751-1809), венский строитель, прапрадед Эрнеста Ришарда Нирнзее и дед Джона Рудольфа. Отец Джона Рудольфа – Матиас Нирнзее – и прадед Эрнеста Ришарда – Андреас Нирнзее – были братьями.
Но – что совершенно замечательно – открытие не приходит одно: узнав это, я тут же выяснила нечто, удивившее меня не меньше. В Вене тоже был свой известный Нирнзее, инженер-строитель, техник архитектуры, одно время (1865-1877) занимавший пост главы городского строительства и начавший расширение города. Он тоже довольно часто появляется в поиске по имени Niernsee . Его звали почти как американца – Рудольф Нирнзее – и он оказался – знаю, звучит довольно невероятно: старшим братом Джона Рудольфа. Он тоже сын Матиаса Нирнзее и внук Георга Захариаса, а значит, еще один троюродный дед Эрнеста Ришарда.
Нашлась даже дипломная работа учащегося Технического университета Вены (Technische Universit ät Wien ), посвященная истории двух братьев Нирнзее – Рудольфа и Джона Рудольфа. Из нее я позаимствовала эти два портрета:
У венского Рудольфа Нирнзее, если верить генеалогическим записям, детей не было, а у американского Джона Рудольфа были – и немало. Один из – Фрэнсис МакГенри (Francis McHenry), более известный под именем Фрэнк (Frank) Нирнзее, тоже был архитектором и работал вместе со своим отцом. Он был троюродным дядей Эрнеста Ришарда. У Франка и у его родной сестры Эммы Джозефины были дети, которые приходились Эрнесту Ришарду четвероюродным братьями и сестрами. То есть это были его ровесники, жившие в Америке, ближайшие родственники известного американского архитектора. И эти «американские» амбиции Эрнеста Ришарда в Москве… Интересно, могли ли родственники общаться?