Найти в Дзене
Татьяна Каратеева

Нирнзее: американская ветвь

Знаете, кого в Москве называли архитектором-«американцем»? Про кого писали: «мы беседовали с известным московским архитектором, зарекомендовавшим себя ярым сторонником многоэтажных зданий, автором многих московских домов американского типа»? Да-да, это все он, архитектор Эрнест Нирнзее.

Иллюстрация из московской газеты «Раннее утро» 1913 года
Иллюстрация из московской газеты «Раннее утро» 1913 года

И вот что интересно. Наш Нирнзее, как мы знаем, происходил из польской семьи с австрийскими корнями, родился в российской Вязьме и приехал в Москву из Варшавы (в документах называл себя «варшавским мещанином»). А ведь был и другой архитектор Нирнзее, в самом деле американец, автор многих зданий, в том числе известнейшей государственной резиденции Южной Каролины (South Carolina State House) и балтиморской больницы Джонса Хопкинса (Baltimore's Johns Hopkins Hospital). Его звали Джон Рудольф Нирнзее (John Rudolph Niernsee) и жил он в XIX веке (родился на 59 лет раньше Эрнеста Ришарда).

Госрезиденция, или Капитолий Южной Каролины
Госрезиденция, или Капитолий Южной Каролины

Джон Рудольф Нирнзее достаточно известен, поисковый запрос выдаст много результатов именно про американского архитектора, если набрать имя латиницей – Niernsee . Его биография хорошо изучена (не сравнить с Эрнестом Ришардом), про него написаны книги и научные работы, несложно найти его фотографии. И в России про него обычно говорят: это другой Нирнзее, американский, однофамилец.

Джон Рудольф Нирнзее, американский архитектор
Джон Рудольф Нирнзее, американский архитектор

Но если вчитаться в биографию американского архитектора, а потом внимательно присмотреться к генеалогическому древу рода Нирнзее (о нем я писала раньше), то обнаруживаешь, что Джон Рудольф Нирнзее родился в Вене, от рождения носил имя Йоханн Баптист и был… троюродным дедом Эрнеста Ришарда Нирнзее.

Их общего предка я упоминала в заметке о венских Нирнзее. Это Георг Захариас Нирнзее (1751-1809), венский строитель, прапрадед Эрнеста Ришарда Нирнзее и дед Джона Рудольфа. Отец Джона Рудольфа – Матиас Нирнзее – и прадед Эрнеста Ришарда – Андреас Нирнзее – были братьями.

Но – что совершенно замечательно – открытие не приходит одно: узнав это, я тут же выяснила нечто, удивившее меня не меньше. В Вене тоже был свой известный Нирнзее, инженер-строитель, техник архитектуры, одно время (1865-1877) занимавший пост главы городского строительства и начавший расширение города. Он тоже довольно часто появляется в поиске по имени Niernsee . Его звали почти как американца – Рудольф Нирнзее – и он оказался – знаю, звучит довольно невероятно: старшим братом Джона Рудольфа. Он тоже сын Матиаса Нирнзее и внук Георга Захариаса, а значит, еще один троюродный дед Эрнеста Ришарда.

Рудольф Нирнзее, венский инженер
Рудольф Нирнзее, венский инженер

Нашлась даже дипломная работа учащегося Технического университета Вены (Technische Universit ät Wien ), посвященная истории двух братьев Нирнзее – Рудольфа и Джона Рудольфа. Из нее я позаимствовала эти два портрета:

Братья Джон Рудольф и Рудольф Нирнзее
Братья Джон Рудольф и Рудольф Нирнзее

У венского Рудольфа Нирнзее, если верить генеалогическим записям, детей не было, а у американского Джона Рудольфа были – и немало. Один из – Фрэнсис МакГенри (Francis McHenry), более известный под именем Фрэнк (Frank) Нирнзее, тоже был архитектором и работал вместе со своим отцом. Он был троюродным дядей Эрнеста Ришарда. У Франка и у его родной сестры Эммы Джозефины были дети, которые приходились Эрнесту Ришарду четвероюродным братьями и сестрами. То есть это были его ровесники, жившие в Америке, ближайшие родственники известного американского архитектора. И эти «американские» амбиции Эрнеста Ришарда в Москве… Интересно, могли ли родственники общаться?