Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Крейсер «Красный Крым» в январских 1942 года боях за Крым

Крейсер «Красный Крым»
Крейсер «Красный Крым»

2 января 1942 года в связи с завершением успешно осуществлённой Керченско-Феодосийской десантной операции был утвержден план дальнейших наступательных действий войск Кавказского фронта. Черноморский флот, который в тот период находился в оперативном подчинении командованию этого фронта, обязывался продолжать доставлять войскам фронта людское пополнение, боеприпасы и технику, а также осуществить высадку на черноморском побережье Крыма ряда тактических десантов с целью содействия фронту по деблокированию Севастополя и полному освобождению Крыма.


После осуществления в период с
26 декабря 1941 по 2 января 1942 года советскими вооруженными силами Керченско-Феодосийской десантной операции доставка войск, боевых припасов, военной техники в освобожденную Феодосию продолжала осуществляться непрерывно.
Так, в 18 ч
1 января 1942 года из Туапсе вышел крейсер «Красный Крым», находившийся под командованием А. И.Зубкова — неизменного его командира во всех боевых походах этого легендарного корабля. На его борту на освобожденный Керченский полуостров доставлялись 260 человек личного состава «армейцев» и 40 т боевого запаса.
К 5 ч утра «Красный Крым» достиг Феодосии и, не заходя в акваторию порта, стал на якорь в 3–4 кб от мола. Людей и груз в течение четырех часов доставили на берег барказами. После этого обледенелый корабль два дня в условиях обильного снегопада, сильной зыби, а местами и тумана маневрировал в Феодосийском заливе и поддерживал артиллерийским огнем войска левого фланга 44-й армии Кавказского фронта.
4 января с обледенелыми надстройками и облепленный снегом крейсер пришел в Новороссийск.

Покинув Новороссийск в 17 ч,
5 января «Красный Крым», сопровождаемый тральщиком «Груз» (в разные периоды имел номерное и литерно-цифровое обозначение: № 13 и Т-403) и че-тырьмя катерами типа «МО», взял курс на Алушту. На борту перечисленных кораблей были размещены два из трех батальонов 226-го горнострелкового полка (гсп) 63-й горнострелковой дивизии (гсд). Однако из-за сильной штормовой качки и обледенения катеров высадить десантников на берег не удалось, и в 13 ч 30 мин следующего дня все упомянутые корабли после безрезультатного похода вернулись в пункт выхода.
Более успешно действовали тральщик «Взрыватель» (№ 15 и Т-405), семь катеров и бук-сир СП-14, высадившие в ночь на
5 января в Евпатории батальон морской пехоты, и эскадренный миноносец «Способный», десантировавший в следующую ночь (на 6 января) в Судаке один батальон 226-й гсп.
Но сложилось так, что войска Кавказского фронта не смогли перейти в наступление, и вы-саженные в Евпатории и Судаке десанты, не получившие никакой поддержки, в течение короткого времени были уничтожены противником. А тральщик «Взрыватель», осуществивший сразу же после высадки им десанта артиллерийский обстрел береговых целей, подвергся авиационной бомбардировке и, получив серьезные повреждения, выбросился на прибрежную отмель. Затем его с берега расстреляли немецкие танки.
Второй и последний свой поход в освобожденную Феодосию «Красный Крым» совершил
8–9 января из Новороссийска, доставив 700 красноармейцев и командиров (офицеров), а также 45 т грузов. Вернувшись 9 января в 10 ч 30 мин, крейсер уже через полчаса совместно с зенитной артиллерией ПВО Новороссийской ВМБ и находившимися в порту другими кораблями отражал налет трех самолетов Ju-88.
А
11 января в 4 ч 10 мин «Красный Крым» покинул Новороссийск и через четыре часа прибыл в являвшийся более безопасным для пребывания Туапсе.

Выбросившийся на прибрежную отмель тральщик «Взрыватель»
Выбросившийся на прибрежную отмель тральщик «Взрыватель»

В сложившейся к этому времени в Крыму оперативной обстановке начало новой попытки Кавказского фронта перейти в наступление было назначено сначала на 12 января, а затем перенесено на 16 января 1942 года.
В этой связи командование Кавказским фронтом наметило осуществить в ночь на
16 января высадку в Судак еще одного десанта в составе двух батальонов 226-го гсп с командованием и штабом полка, которых за десять дней до того не удалось высадить в Алуште. Боевой задачей ему ставилось нанесение удара по противнику в ближайших к линии фронта его тылах, с последующим, в течение двух-трех дней, осуществлением рейда на соединение с войсками 44-армии, наступавшими, как планировалось, навстречу от Феодосии.
В отряд кораблей десанта (командир отряда — начальник штаба эскадры Черноморского флота капитан 1 ранга В. А. Андреев) входили крейсер «Красный Крым» и эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Шаумян»; в отряд высадочных средств — канонерская лодка «Красный Аджаристан» и шесть катеров; в отряд кораблей огневой поддержки — линейный корабль «Парижская Коммуна» и эскадренные миноносцы «Безупречный» и «Железняков». Общее руководство действиями этих трех отрядов возлагалось на командующего эскадрой Черноморского флота контр-адмирала Л. А. Владимирского.

В Новороссийск для участия в десантной операции у Судака «Красный Крым» вернулся из Туапсе в 17 ч 50 мин
14 января, а за два часа до этого Новороссийск покинули имевшая достаточно малую скорость наибольшего хода (8,7 уз) канонерская лодка «Красный Аджаристан» и шесть сопровождавших ее катеров. На борту лодки находилось 580 горных стрелков, на катерах — суммарно 136 бойцов и командиров (офицеров).
На следующий день оттуда же в 13 ч вышли отряды кораблей десанта и прикрытия. На борту крейсера «Красный Крым» находилось 560 десантников, а на двух эскадренных миноносцах — по роте десантников. Из них «Сообразительный» должен был высадить десант в бухте Новый Свет, а «Шаумян» — к востоку от мыса Эльчан-Кая.
Переход кораблей к Судаку осуществлялся в условиях шторма и сильного мороза. Через час после выхода линейный корабль, крейсер и эскадренные миноносцы попали в поле зрения немецкого самолета-разведчика, и, чтобы скрыть истинное направление своего движения, корабли легли на курс 260°, который вел значительно к S от Севастополя. С наступлением темноты они вновь легли на необходимый им курс.
В 23 ч 45 мин отряды кораблей десанта и кораблей прикрытия подошли к месту высадки десанта. «Сообразительный» и «Шаумян» сразу же приступили к его высадке в назначенных им местах, а линкор «Парижская Коммуна» и эскадренные миноносцы «Безупречный» и «Железняков» открыли артиллерийский огонь по берегу, продолжавшийся сорок минут.

При этом линейный корабль неоднократно атаковали немецкие самолеты, и, избегая попаданий авиационных бомб и маскируя себя, он постоянно маневрировал на самом малом ходу, огня зенитной артиллерией не открывал и прекращал стрельбу по берегу в моменты приближения к нему самолетов противника.
Прямых попаданий из сброшенных 12 бомб линкору удалось избежать, но от близкого разрыва получило повреждение и вышло из строя одно орудие 120-мм противоминного калибра.
Канонерская лодка «Красный Аджаристан» и шесть катеров по достижении назначенного им места приступили к высадке на берег находившихся на них бойцов сразу же по завершении артиллерийской подготовки. В 1 ч ночи
16 января к крейсеру «Красный Крым» подошли катера и начали доставлять на берег находившихся на нем десантников.
В 5 ч утра высадка 226-го гсп завершилась. Всего было десантировано 1750 бойцов и командиров и четыре 76,2-мм горных орудия. Из-за штормовой погоды до рассвета не удалось перебросить на берег часть снаряжения и боевых припасов.
С завершением разгрузки корабли и катера покидали район операции и большей частью раздельно следовали в базы для пополнения корабельных запасов. Так, корабли отряда десанта вернулись в Новороссийск в следующей последовательности: крейсер «Красный Крым» и эскадренный миноносец «Шаумян» —
16 января, соответственно, в 15 ч 25 мин и в 17 ч 20 мин, «Сообразительный» — 17 января ровно в полночь.

Но высадка десанта в Судаке, как и намечавшееся наступление Кавказского фронта, запоздали на сутки. Это позволило неприятелю завершить сосредоточение у Керченского полуострова до пяти дивизий, перейти
15 января в наступление против войск 44-й и 51-й армий и начать теснить их.
В итоге советским войскам
17 января пришлось оставить Феодосию и в течение того же и следующего дня, 18 января, занять оборону в самой узкой части полуострова, на так называемых Ак-Монайских позициях, отойдя тем самым на восток за два дня отступления на 15–20 км. Попытки же 226-го гсп пробиться из Судакской долины к линии фронта остались безуспешными.
20 января «Красный Крым» ушел из Новороссийска в Туапсе, где в тот же день попал в жесточайший шторм. Стоя у причальной стенки Туапсинского порта, крейсер удерживался двумя поданными с носа швартовными концами и одним из якорей, но сила дувшего с NO ветра доводила периодами величину его крена до 25°. Умело действовавшему в таких условиях экипажу удалось не допустить существенных повреждения или гибели своего корабля.

Десанты в Судак в январе 1942 года
Десанты в Судак в январе 1942 года

22 января командующий Кавказским фронтом генерал-лейтенант Д. Т. Козлов приказал дополнительно высадить в Судаке 554-й гсп 138-й гсд, для чего штаб Черноморского флота вновь сформировал отряды кораблей десанта, высадочных средств и огневой поддержки, под общим командованием начальника штаба эскадры Черноморского флота капитана 1 ранга В. А. Андреева.
В первый из отрядов вошли находившиеся на тот день,
22 января, в Туапсе крейсер «Красный Крым» (брейд-вымпел капитана 1 ранга В. А. Андреева) и эскадренный миноносец «Шаумян», во второй — тральщик «Арсений Раскин» (№ 16 и Т-412) и четыре сторожевых катера. Обстрел берега возлагался на отряд в составе эсминцев «Безупречный» и «Сообразительный».
Тем временем
22 января, выполняя поставленную перед его экипажем боевую задачу материального обеспечения десантированного в Судаке 226-го гсп, порт Новороссийска покинул эскадренный миноносец «Бодрый». В ночь на 23 января он подошел к Судаку, и, при сильных штормовых волнах и ветре, на шлюпках с корабля удалось переправить на берег ящики с бое-припасами и продовольствием, а с берега на эсминец — 40 раненых бойцов 226-го гсп.

Из-за плохих погодных условий выполнение приказа о высадке в Судаке 554-го гсп дважды откладывалось, и десантирование полка удалось осуществить только в ночь
25 января. Про-исходило это следующим образом.
23 января на находившиеся по-прежнему в Туапсе крейсер «Красный Крым» и эскадренный миноносец «Шаумян» поднялся личный состав десанта. После этого, в 16 ч, оба корабля вместе с эсминцами «Безупречный» и «Сообразительный» направились в Новороссийск, куда пришли в пять часов утра следующих суток, 24 января.
Чуть более пяти часов спустя, в 10 ч 40 мин, из Новороссийска в Судак вышел отряд высадочных средств, а еще спустя примерно полтора часа — отряд кораблей десанта («Красный Крым» и «Шаумян») и отряд огневой поддержки («Безупречный» и «Сообразительный»).
К исходу тех же суток
24 января, в 23 ч 30 мин, крейсер и три эскадренных миноносца подошли к месту высадки десанта. «Безупречный» и «Сообразительный» несколько отошли, соответственно, к W и к O и изготовились к открытию артиллерийского огня. Тем временем «Красный Крым» и «Шаумян» стали на якоря и из-за задержки с подходом тральщика и катеров, несмотря на сильное волнение, приступили к спуску на воду своих барказов, катеров и шлюпок. Кроме того, к борту второго подошли также катера и шлюпки, присланные с эсминца «Безупречный».

Изменения в положении противоборствующих сторон в ходе зимних боев под Феодосией и Судаком 15–29 января 1942 года
Изменения в положении противоборствующих сторон в ходе зимних боев под Феодосией и Судаком 15–29 января 1942 года

После этого началось десантирование 1 576 бойцов и командиров 554 го гсп, вместе с которыми на берег высадились и 150 морских пехотинцев Черноморского флота. Обратно на корабли доставлялись раненые бойцы и командиры (офицеры) 226-го гсп (всего около 200 человек).
Из-за непрекращавшегося шторма высадка бойцов, даже несмотря на участие в ней, наряду с корабельными плавсредствами, тральщика и сторожевых катеров, затянулась. В шесть часов ввиду близости рассвета, несмотря на то, что на крейсере «Красный Крым» осталось еще 250 десантников, капитан 1 ранга В. А. Андреев принял решение высадку прекратить и всем кораблям и катерам срочно уходить в Новороссийск, куда они вернулись через десять часов после ее завершения.
Ко времени высадки этого, третьего по счету, десанта в Судак германское командование успело перебросить с фронта и сосредоточить в районе Судакской долины значительные силы. В итоге 226-й полк оказался отрезанным от берега и плотно блокированным, вследствие чего не смог оказать помощи новому десанту...

© А. В. Скворцов
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №98/2017
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut