Читаю роман "Великий Гэтсби" и не понимаю: где же здесь величие?

17K прочитали
Этот роман считается лучшей вещью Фицджеральда. А сам он глыба в американской литературе. Я считал, что Фицджеральд в англоязычном мире такая же величина, как Достоевский в русскоязычном.

Я нашел себе занятие - решил прочитать все незнакомые мне произведения из рейтинга "100 лучших книг всех времен и народов". Я уже писал, что из ста позиций мне знакомы только 25, а 75 я не читал, хотя названия почти всех на слуху. Ну а почему бы и нет? Время у меня есть, а читать я люблю.

Сразу скажу, что все до одной книги я, конечно, не осилю. Ну, не вижу я для себя никакого смысла читать "Капитал" Макса или "Многообразие религиозного опыта" - сборник лекций по теологии американского психолога Уильяма Джеймса. Не знаю, по какой причине составители рейтинга решили поставить эти специфические произведения в один ряд с художественной литературой.

Свои пробелы я начал заполнять, перечитав великий роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир". А следующим шагом был роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда "Великий Гэтсби". В рейтинге он занимает 18-ю строчку. Я смотрел фильм по этому роману. Там главного героя играет Леонардо Ди Каприо. Он много молчит, по-доброму смотрит и обращается ко всем мужчинам,"старина". Еще запомнилось, что там была какая-то девушка, ради которой Гэтсби каждый день бесплатно поил весь Нью-Йорк во время сухого закона. А потом веселье кончилось и огромный дом опустел, то ли потому, что Гэтсби разорился, то ли он просто куда-то исчез. В общем, фильм на меня не произвел впечатления, и даже Великий Леонардо не смог его вытянуть.

С кино такое часто происходит. Книга - не оторвешься, а снимут фильм - какая-то скукота, да еще больше половины сюжета в сценарий не вошло. Я думал, что и с "Великим Гэтсби" та же история. Ведь это считается лучшей вещью Фицджеральда. А Фицджеральд - глыба, один из самых-самых американских писателей. Еще не читав его, я считал, что Фицджеральд в англоязычном мире такая же величина, как Достоевский в русскоязычном.

Начал читать. Половину прочитал, решил немного осмыслить. Вроде бы, читается легко и с интересом. Но как-то особо не цепляет. Все довольно плоско. Некого мне тут полюбить и не с кем совместно пострадать. Так, чувствую себя холодным наблюдателем. Сходили они туда-сюда, немного выпили, немного поболтали ни о чем... Чем-то похоже на Хемингуэя, но у того тебя затягивает с первых страниц, а тут: могу читать, могу не читать...

Сама история не нова. Честолюбивый безродный парнишка влюбился в богатую девушку. Ушел на войну. Она вышла замуж за человека из своего круга. Он страдает. Связался с криминальными евреями, стал торговать паленым алкоголем. Разбогател. Купил дом, шикует, чтобы произвести впечатление на свою любимую. Верит, что она его тоже любит.

Прочитал вторую половину. Оказалось, что все кончилось совсем не так, как у меня отложилось после фильма. Банально как-то все закончилось и пустяково. Почему-то представился Андрей Мягков в роли Карандышева в фильме "Жестокий романс", злодейски крадущийся по палубе с пистолетом в руке. На мой взгляд - совершенно нелепая, театральная, сцена, выбивающаяся из гениального в целом фильма Рязанова.

А в чем величие романа про "Великого Гэтсби", и почему американцы его обожают, я так и не понял. Ну ведь я и не американец.