Друзья, на нашем канале уже было несколько публикаций, посвященных авианосцам типа "Эссекс", мы вспомнили, а кто-то и познакомился, с особенностями их конструкции, ТТХ и историей боевого применения. Но нам показалось, что история этого корабля будет не полной, если мы хотя бы вкратце не рассмотрим об основном вооружении кораблей данного типа и данного класса - о его палубной авиации. И наша статья на эту тему, причем здесь мы представляем некоторые образцы боевых самолетов, базировавшихся на "эссексах", на ударных самолетах (торпедоносцах и пикирующих бомбардировщика).
Во время войны на Тихом океане авианосцы показали себя одним из самых мощных "инструментов" ведения боевых действий. Как линкоры типа "Айова" стали самыми совершенными линейными кораблями того периода, так и корабли типа "Эссекс", в свою очередь, вполне можно назвать одной из самых совершенных серий авианосцев Второй мировой войны. Но безусловно, никакой авианосец не может эффективно вести боевые действия без своей авиагруппы, и боевые возможности палубной авиации развивались вместе с развитием носителей.
В межвоенный период США активно наращивали потенциал своей морской авиации, в том числе и палубного базирования. В 20-е и 30-е годы было построено множество прототипов и полноценных серий различных самолетов, произошел переход от бипланов к монопланам. Наиболее известными из которых самолетов, которые использовались с авианосцев в этот период являлись FB -5, F6C, F2B, F3B , T3M , T4M. Но ближе к началу Второй мировой войны на их смену пришли новые образцы летательных аппаратов, на вооружение были приняты F2A , TBD , SB2U , F4F , TBF , SBD и SB2C.
В статьях посвященных авианосцам "Рейнджер" и "Лексингтон" мы частично уже рассмотрели самолеты предвоенного периода и начальных месяцев войны, наступила пора современных моделей. В целом, анализируя темпы развития американской палубной авиации, можно отметить, что в начале 40-х годов ХХ века правительством США реализовывалась продуманная программа по увеличению численности авиационных сил флота, как следствие - темпы производства самолетов существенно росли. В итоге, к моменту вступления в строй авианосца "Эссекс" ( CV -9) его типовая авиагруппа состояла из ста самолетов, сведенных в четыре эскадрильи – истребительную, разведывательную, торпедоносно-бомбардировочную и бомбардировочную. Численность истребительной эскадрильи составляла тридцать шесть машин, остальных – по восемнадцать. Также на авианосце дополнительно находились еще девять самолетов различных типов для восполнения потерь и один самолет, на котором летал командир авиагруппы. Понятно, что в боевых условиях состав авиагруппы мог меняться в зависимости от решаемых задач и обстановки. В тоже время, проектным состав авиагруппы "Эссекса" на момент передачи авианосца флоту была представлена машинами, перечисленными ниже.
К 1944 году в связи с совершенствованием радиолокационного оборудования надобность в самолетах-разведчиках отпала, их заменили пикирующими бомбардировщиками и истребителями, в том числе и ночными. К концу войны также возникла необходимость увеличивать количество истребителей с целью противостояния камикадзе. В результате всех изменений к концу войны (к лету 1945 года) типовая авиагруппа "Эссекса" состояла из эскадрильи истребителей (36 машин), эскадрильи истребителей-бомбардировщиков (36 машин), эскадрильи торпедоносцев (15 машин) и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков (15 машин). Менялось не только количество самолетов в эскадрильях, одновлялся и парк палубной авиации, так по мере продолжения войны F4F были полностью заменены на F6F и F4U , а SBD – на SB2C . Давайте познакомимся поближе к основными типами самолетов авианосцев типа "Эссекс".
Рассматривать ударные самолеты "Эссекса" начнем с пикирующего бомбардировщика Дуглас SBD "Даунтлесс" - его история началась в 1936 году, когда американским адмиралам захотелось заменить множество различных типов пикирующих бомбардировщиков одним самолетом. Вскоре был создан XBT-1 (прототип SBD компании "Дуглас") который выгодно отличался тем, что был монопланом, ( в отличии от конкурентов бипланов, которые уже рассматривались как устарелые). Справедливости ради отметим, что предлагались и другие проекты монопланов, однако они также были отвергнуты военными по причине общей недоработанности. А вот XBT-1 военным понравился, и ВМФ США заказало партию из 54 самолетов, получивших обозначение BT -1.
Но их ждало разочарование на первых этапах. Результаты использования этих самолетов на флоте оказались достаточно печальными: отмечались низкая эффективность рулей и элеронов на малых скоростях и тенденция самопроизвольно крутить "бочку" при резком увеличении оборотов двигателя. Дальнейших заказов на BT -1 не последовало, однако военными были выделены средства на доработку машины. В ходе доработки на самолет были установлены новый двигатель и новый трехлопастной винт вместо двухлопастного, а шасси сделали полностью убирающимся. Также был переработан фонарь кабины. Самолет получил новое обозначение – SBD . От ВМФ поступил заказ на 144 машины, из которых только 57 были поставлены. Самолет нес бортовое вооружение, но на нем отсутствовала бронезащита экипажа и топливных баков, а радиус действия был признан слишком малым. 210 галлонов (795 л) топлива в четырех баках в центроплане обеспечивали боевой радиус с подвешенной бомбой менее 900 морских миль (1667 км). Причина такого решения заключалась в недовольстве заказчика боевым радиусом самолета. Флоту было обещано, что этот недостаток будет решен начиная с 58-ой машины серии, однако военные, не дожидаясь решения данной проблемы, просто передали 57 уже поступивших на вооружение самолетов Корпусу морской пехоты США. Остальные 87 самолетов после переработки были приняты на вооружение флотом и поступили на авианосцы "Лексингтон" и "Энтерпрайз".
Вскоре флот стал получать SBD-3 - "Даунтлесс", окончательно доведенный до боевых стандартов (протектированные топливные баки, бронезащита экипажа и бронестекло в фонаре кабины ). Установка дополнительного оборудования повлекла за собой увеличение веса и, как следствие, некоторое снижение характеристик. Чтобы сохранить характеристики на приемлемом уровне, были проведены мероприятия по снижению веса (дюралевая обшивка заменена на более легкую, изъято оборудование для удержания самолета на плаву при посадке на воду и др.). Пулемет 12,7-мм был возвращен на место - огневая мощь была признана важнее экономии веса. Двигатель R-1820-32 был заменен на новый Райт Циклон R-1820-52. Все эти модернизации увеличили сухой вес машины с 2506 до 2803 кг и вызвали некоторое снижение характеристик: "чистая" максимальная скорость снизилась с 411 км/ч до 407 км/ч. В ходе серийного производства SBD-3 турельный пулемет 7,62-мм стрелка-радиста был заменен на спарку таких же пулеметов.
SBD-4, появившийся на фронте в конце 1942 г., отличался от SBD-3 только в мелких деталях. Например, переход на бортовая электросеть 24-вольта позволил ставить дополнительное радионавигационное оборудование и авиационный радар. С появлением SBD-4 производство Даунтлесса начало набирать темпы. Большинство SBD-4 было поставлено дивизионам Флота и Корпуса Морской Пехоты. Но отсутствие складывания крыльев создавало все большие неудобства при базировании на вступающих в строй новых эскортных и легких авианосцах. SBD-4 принимали активное участие в боях на юге Тихого Океана на начальных этапах кампании на Соломоновых островах.
Вариант SBD-5 получил более мощный двигатель. На самолет был установлен 1200 лс Райт R-1820-60 Циклон, но из-за возросшего веса оборудования максимальная скорость увеличилась всего на 11 км/ч, а крейсерская скорость даже слегка уменьшилась. Архаичный телескопический прицел был заменен на новый, рефлекторный. На крыльях были смонтированы точки подвеса для пары 219-литровых сбрасываемых баков, которые довели радиус разведывательных полетов до 2483 км. SBD-5 стал основным серийным вариантом "Даунтлесса" и был произведен в количестве 2965 машин. SBD-5 поступал на фронт в больших количествах, быстро сменив старые модификации "Даунтлесса" в течение 1943 г. Было запланировано в 1943 году заменить в частях первой линии "Даунтлесс" на SB2C "Хеллдайвер", но задержки с производством "Хеллдайвера" вынудили оставить "Даунтлессы" на фронте и на весь 1943 году и на начало 1944 года.
SBD Dauntless - одномоторный двухместный свободнонесущий низкоплан с закрытой и полностью застекленной кабиной экипажа и убирающимся шасси. Фюзеляж - цельнометаллический. Сиденье пилота имело бронеспинку, защищавшую от атак из задней полусферы. За пилотской кабиной размещался стрелок-радист. В его кабине находились кислородное оборудование, радиостанция, надувной резиновый плот с запасом продуктов и средствами жизнеобеспечения на случай вынужденной посадки. На турели устанавливался один (позднее - два) пулемет. Хвостовая часть фюзеляжа и центроплан выполнялись герметичными, что обеспечивало длительную непотопляемость самолета при посадке на воду. В зависимости от модификации SBD оснащался двигателем Райт R-1820-32 Циклон мощностью 1000 л.с. или более поздними его модификациями Райт R-1820-50 и Райт R-1820-60 увеличенной мощности (1200 л.с). Вооружение самолета включало в себя два курсовых 12,7-мм пулемета "Кольт-Браунинг", установленных неподвижно в фюзеляже перед кабиной пилота, и 7,62-мм пулемет на турели в кабине стрелка-радиста. Боекомплект курсовых пулеметов составлял 360 патронов на ствол, турельного - 600. Под фюзеляжем самолета имелся бомбодержатель для бомб массой до 726 кг. На крыльевые бомбодержатели можно было подвешивать бомбы массой до 150 кг, а также подвесные топливные баки емкостью по 220 л.
Итак, SBD "Даунтлесс"оставались основными палубными бомбардировщиками вплоть до 1944 года, когда их заменили SB2C "Хэллдайвер", и приняли участие практически во всех крупных морских сражениях во время войны на Тихом океане. Входили они в состав авиагрупп и авианосцев типа "Эссекс". При всем при этом, самолет не был до конца удачен, имел множество проблем и предлагался к списанию еще до начала Второй мировой войны.
Кертис SB2C "Хеллдайвер" - цельнометаллический однодвигательный двухместный разведчик-бомбардировщик, моноплан. Самолет создавался как палубный с возможностью базирования на всех существовавших авианосцах США, и пришел на замену устаревшему "Даунтлессу".
Задание на разработку нового пикирующего бомбардировщика для замены SBD было выдано в августе 1938 года. ВМФ потребовал увеличить бомбовую нагрузку почти в 2 раза по сравнению с предшественником, и все это должно было располагаться во внутренней подвеске. Помимо этого требовалось увеличить боевой радиус и максимальную скорость. Для обеспечения достаточной энерговооруженности бомбардировщик планировалось оснастить перспективным звездообразным двухрядным 14-цилиндровым мотором воздушного охлаждения "Райт" R-2600 "Циклон" мощностью 1500 л.с.
Еще одним обязательным требованием стало жесткое ограничение геометрических размеров машины. Оно диктовалось размерами платформы стандартного авианосного самолетоподъемника - 12,2х14,6м. Моряки настояли на том, что на этой платформе должны умещаться одновременно 2 самолета, причем расстояние от их крайних точек до границы площадки должно быть со всех сторон не менее фута (0,3 м). Победу в конкурсе одержала компания "Кертисс", и флот выделил средства для постройки ими прототипа машины, который получил название XSB2B-1.
В феврале 1940 года начались испытания модели в аэродинамической трубе, которые выявили слишком высокую скорость сваливания самолета. К декабрю того же года недостатки устранили, и был собран первый прототип самолета. Несмотря на все сложности с разработкой, ВМФ США еще до сбора прототипа и проведения летных испытаний, которые начались 18 декабря 1940 года, заказал 370 машин. Для уменьшения стояночных габаритов консоли крыла складывались поворотом вверх и в сложенном состоянии фиксировались к фюзеляжу специальными штангами. В бомбоотсеке согласно заданию помещались две 500-фунтовые или одна 1000-фунтовая бомба. В перегруз можно было подвесить 1600-фунтовую (726 кг) бомбу или авиаторпеду Мк.13, но при этом створки бомбоотсека оставались полуоткрытыми, что заметно снижало летные данные.
Наступательное стрелковое вооружение было довольно мощным, позволяя использовать «Хеллдайвер» в качестве штурмовика. Два крупнокалиберных «Браунинга» установили над двигателем и еще два - в центроплане крыла. Для самозащиты служила спарка «Браунингов» на турели. На XSB2B-1 установили новейший двигатель «Циклон» R-2600-8 мощностью 1700л.с., но двигатель и винт еще не прошли стадию отладки и с ними постоянно возникали проблемы, которые тормозили программу испытаний, а порой - приводили к опасным инцидентам.
Во время летных испытаний прототип самолета дважды выходил из строя (один раз машина разбилась из-за заклинившего двигателя, во время второго происшествия сломалась стойка шасси). Однако «добили» прототип испытания на штопор и пикирование, которые начались в ноябре 1941 года. 21 декабря во время пикирования с высоты 6 км самолет просто развалился на части. Но эти неудачи не заставили флот отказаться от данного проекта. Шла вторая мировая война, американцам срочно требовались палубные бомбардировщики, поэтому руководство ВМФ пошло на достаточно рискованный шаг – самолет был запущен в производство еще до завершения летных испытаний. В итоге первый серийный экземпляр этого многострадального бомбардировщика сошел с конвейера в июне 1942 года, а к весне 1943 года было произведено 600 машин (из 4000 заказанных) первой и второй серий. Интересно, что первым, осенью 1942 года, новые машины получил авианосец «Эссекс» – эскадрильи VF -9 и VB -9.
В эксплуатации новый самолет оказался непростым и сложности с переподготовкой летчиков для управления «Хэллдайверами» привели к тому, что самолет был окончательно поставлен на боевое дежурство только к маю 1943 года. За время боевых действий было освоено несколько вариантов данного самолета, имеющих небольшие отличия друг от друга. Например, весной 1944-го на флот начала поступать модификация «Хеллдайвера» SB2C-1C. Последняя буква "С" в ее индексе означала cannon («пушка») - в центроплане крыла вместо четырех крупнокалиберных пулеметов, стояли две 20-миллиметровые пушки «Испано» с солидным боекомплектом - по 800 снарядов на ствол. Всего было выпущено 778 экземпляров SB2C-1C.
Стандартное вооружение самолета состояло из пяти 12,7-мм пулеметов: четырех крыльевых и одного на турельной установке в кабине стрелка-радиста. На поздних сериях в крыле устанавливались две 20-мм пушки, а на турели у стрелка - два 7,62-мм пулемета. В бомбовом отсеке размещались одна 454-кг или две 227-кг бомбы, а на крыльевых бомбодержателях - две бомбы по 227 кг. Начиная с модификации SB2C-4 самолет мог нести до восьми неуправляемых ракет HVAR калибра 127 мм.
TBM/TBF "Эвенджер" - одномоторный среднеплан цельнометаллической конструкции, с убирающимся в полете двухколесным шасси и хвостовым колесом, и одинарным вертикальным стабилизатором.
В октябре 1939 года, флот США выдал авиационным компаниям запрос на новый торпедоносец-бомбардировщик, который должен был заменить устаревший «Девастайтор». Требования заказчика к этому самолету: экипаж 3 человека, максимальная скорость 300 миль/час, внутреннее размещение вооружения - одной торпеды или трех бомб по 500 фунтов, самозатягивающиеся топливные баки, бронезащита, и башенка с оборонительным вооружением снабженная сервоприводом. Из предложений ряда компаний, были выбраны проекты компаний Воут и Грумман.
Фирма Грумман никогда прежде не разрабатывала торпедоносцев, но была одним из основных поставщиков палубных истребителей, начиная с биплана FF-1 до F4F Уайлдкет, этот опыт помог компании с новым заказом, и им довольно быстро удалось собрать две опытных машины Грумман XTBF-1. Подобно истребителю Уайлдкет, прототип - XTBF-1 был оснащен двигателем воздушного охлаждения, имел цельнометаллическую конструкцию. На основании изучения макета XTBF-1 флот США, в декабре 1940 года, заказал фирме Грумман 286 самолетов, которые получили обозначение TBF-1. Первый XTBF-1, оснащенный двигателем Райт Циклон R-2600-8 мощностью 1700 л.с., совершил первый официальный полет 7 августа 1941 года.
Фирма Грумман спроектировала крылья самолета, так что они складывались, поворачиваясь назад, и занимали положение по сторонам фюзеляжа параллельно ему. Это позволило решить проблему с недостаточной высотой ангарных палуб АВ, которая возникла бы при стандартном складывании крыльев поворотом наверх. Благодаря гидроприводу, крылья могли быть убраны или разложены самим пилотом, всего за несколько секунд без помощи наземного персонала. Меньшие размеры XTBF-1 со сложенными крыльями стали решающим фактором, благодаря которому фирма Грумман выиграла контракт на постройку торпедоносца-бомбардировщика у фирмы Воут с ее самолетом XTBU-1.
XTBF-1 нес оборонительное вооружение: один пулемет калибра 12,7 мм с боезапасом в 400 патронов в башенке, 7,62-мм пулемет (300 патронов), в фюзеляже, и один 7,62-мм пулемет (500 патронов), установленный в задней нижней части фюзеляжа. Большой внутренний бомбоотсек имел максимальную грузоподъемность 2000 фунтов и мог вместить, бомбы, торпеду, глубинные бомбы, мины или специальный подвесной топливный бак на 270 галлонов. С топливным баком, установленным в бомбоотсеке, XTBF-1 имел максимальную дальность 2180 миль. Для бомбометания с пикирования в качестве тормозов могли использоваться выпущенные стойки шасси, которые снижали скорость полета до 200 миль/час.
Программа летных испытаний XTBF-1 шла гладко, прототип показал максимальную скорость 271 миль/час, скороподъемность 1430 футов в минуту, потолок 22400 футов, и нормальный радиус действия 1215 миль. Летные испытания XTBF-1 продолжались до 23 декабря 1941 года, когда флот официально принял XTBF-1 с обозначением «Эвенджер» (Avenger)
Первый серийный TBF-1 сошел со сборочной линии 3 января 1942 года и после завершения заводских испытаний и приемочных полетов, 30 января самолет был официально сдан флоту США. Свой боевой дебют «Эвенджеры» провели в битве у Мидуэя. И несмотря на неудачу (пять из шести самолетов, участвующих в атаки японских кораблей было сбито) в течение 60 дней прошедших между сражением за Мидуэй и началом кампании на Гуадалканале все авианосцы, имевшие торпедные эскадрильи, были перевооружены TBF-1 "Эвенджерами", а их старые самолеты - TBD-1 "Девастайтор" стали достоянием истории. К концу 1942 года, фирма Грумман выпускала по шестьдесят TBF-1 в месяц, но флот США отчаянно нуждался в большем количестве "Эвенджеров", чем заводы Грумман способны были произвести. В дальнейшем к производству подключились другие фирмы и заводы, так заводы Дженерал Моторс выпускали модификацию ТВМ
Скоро стало очевидным, что огневая мощь одного пулемета калибра 7,62 мм установленного под капотом двигателя и стреляющего вперед совершенно недостаточна. Потребность в дополнительной огневой мощи привела к тому, что на самолет стали устанавливать 12,7 мм пулеметы с боеприпасами и синхронизирующим механизмом снаружи на корневой части каждого крыла самолета TBF-1. Пулеметы устанавливались в каждом крыле снаружи от узла его складывания, а патронный ящик на 600 патронов с внешней стороны пулеметов, и модифицированный самолет получил обозначение TBF-1С, а для самолетов от Дженерал Моторс - ТВМ-1С. TBF/TBM-1С поступили в боевые эскадрильи в 1943 году и обеспечили экипажи "Эвенджеров" огневой мощью, необходимой для подавления вражеской зенитной артиллерии.
Производимые Восточным авиационным филиалом Дженерал Моторс ТВМ-1 С, и TBF-1С «Эвенджер» производимые фирмой Грумман, были фактически идентичны.
Вскоре фирма Грумман поставила два прототипа XTBF-3 флоту США (в октябре 1943 года). После проведения приемных испытаний флот, официально принял самолет и назначил его производителем Восточный авиационный филиал Дженерал Моторс. Новая машина получила обозначение ТВМ-3. ТВМ-3 стал основным вариантом "Эвенджера", до окончания войны их было произведено более чем 4000 экземпляров.
Отдельно подчеркнем мощное вооружение нового бомбардировщика-торпедоносца. Стрелковое вооружение состояло из одного 7,62-мм пулемета (TBF-1) в фюзеляже, либо 2-х пулеметов калибра 12,7 мм стреляющих вперед, которые устанавливались в крыльях. В нижней части гондолы был установлен 7,62-мм пулемет, стреляющий вниз-назад.
Патронные ящики снаряжались перед полетом. Перезарядка производилась гидравликой, имелся электроспуск. Гильзы отводились через отверстия в крыле. Боезапас составлял 280 патронов на пулемет + 40 патронов в ленте. Для прицеливания использовался подсвечиваемый прицел Mark 8.
Дополнительно под крыльями, на направляющих для ракет, можно было подвешивать контейнеры с пулеметами. В контейнере находилось 2х12,7-мм пулемета с боекомплектом - 380 патронов. Огонь производился с использованием электроспуска. Можно было стрелять из одного либо из двух пулеметов сразу. Контейнеры могли быть сброшены в полете. Один пулемет калибра 12,7 мм был установлен во вращающейся башенке.
Бомбовое вооружение. Можно было использовать следующие комбинации бомбовой нагрузки: 12x45,4 кг, 4x227 кг, 1x454 кг, 1x726 кг, 1x907 кг. Сбросом бомб управлял бомбардир посредством электропривода, либо пилот - вручную. В самолете был установлен специальный механизм для программирования сброса бомб сериями. Использовался также интервалометр. Сброс бомб мог производиться во время пикирования, которое можно было выполнять как с открытыми, так и с закрытыми створками бомбоотсека.
Ракетное вооружение. Под каждой консолью крыла могли устанавливаться 4 РС типа HVAR на направляющих балках типа Mark 4 (ТВМ-1С), либо на безбалочной подвеске типа Mark 5 (ТВМ-3). Запал ракетных двигателей происходил при помощи электричества, залпом или парами - одновременно по одной ракете из-под каждого крыла.
Торпедное вооружение. В бомбоотсеке размещалась одна торпеда типа Mark 13. Ее сбросом управлял пилот вручную, либо электрически. Установку глубины выполнял через специальное окно бомбардир.
Когда Япония капитулировала в августе 1945 года, флот США аннулировал все контракты на поставку "Эвенджеров". Производство Эвенджеров было завершено в сентябре 1945 года, однако этот самолет продолжал находиться на вооружении еще в течение многих лет. Большой внутренний объем бомбоотсека и фюзеляжа "Эвенджера" делали его идеальной платформой для установки все увеличивающегося количества разнообразного электронного оборудования. Планер ТВМ-3/3Е послужил базой для ряда специализированных вариантов самолета, которые служили Флоту США до июня 1954 года, когда последний "Эвенджер" был снят вооружения.
При этом "Эвенджеры" служили, по крайней мере, еще в семи иностранных флотах и ВВС (Великобритании, Новой Зеландии, Нидерландов, Канады, Франции, Японии, и Уругвая) до 60-х годов.
На этом мы закончим обзор типов ударных самолетов, которые чаще всего базировались на авианосцах типа "Эссекс", но впереди нас еще ждут истребители...
Используемая литература
Балакин С.А. Авианосцы типа "Эссекс" /С.А. Балакин //- Морская коллекция, № 6(30) – 1999. – 32 с.; Авианосцы США "Essex" /сост. Иванов С . В .// - Война на море , № 5 - 2005. – 48 с . ; Friedman N. US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland.-1983.