Весь в белом, на белом коне – отважный рыцарь просто воплощение благородства и доблести. Таким мы привыкли видеть рыцаря в фильмах и в литературе. А на самом деле? Существовали ли рыцарские идеалы? Был ли человек в латах образцом для подражания? Оказывается, мы знаем, в основном, неправду о рыцарях.
Весной 1100 года два брата-виконта Марсийяк пригласили в гости третьего, по имени Одуэн. Все были рыцарями, но долгое время спорили между собой из-за наследного замка Рюффек. Собственно, Одуэна пригласили, чтобы забыть разногласия на семейном пиршестве. Однако никакого примирения не последовало – братья заманили Одуэна в ловушку, посадили в темницу и объявили замок своим.
Оспаривая вотчину, на подобное были способны многие «благородные рыцари». Граф Фульк в 1016 году захватил Герберта Ле-Мана, с которым спорил из-за земель. Договариваться «на берегу» пришлось женам двух соперников. И у женщин это прекрасно получилось, конфликт был практически исчерпан. А виконты Лиможские обратили в бегство своих конкурентов по фамилии де Марш. Итак, рыцари бесстрашно сражались… Но за свои экономические интересы.
Рыцари легко обнажали мечи против таких же рыцарей из соседних провинций. Королю оставалось разводить руками: свободные люди! Выпускают пар! Турниры как раз и придумали, чтобы воинственные молодцы 1) смогли поупражняться, 2) пустить энергию на мирные цели. Аббат Сугерий, главный советник короля Людовика VI восхищался в своих записках доблестью Гуго де Креси: «Какой он стойкий в обращении с оружием!». И в то же время Сугерий вынужден был признаться – «это главный смутьян в королевстве». Его лучше держать в числе своих друзей, а не противников.
Придать рубакам лоска пытались авторы баллад и поэм. Это у них рыцарь непременно защитник святынь и обиженных. Хотя и там нет-нет да и проговариваются: в «Песне о Рауле Камбрейском» главный герой нисколько не переживает, когда от его действий гибнут горожане в Ориньи. И все это… из-за давно полученной обиды. Смелость оказывается важнее правоты. Непохоже на подлинное благородство.
Даже рыцарь Ланселот из легенд о короле Артуре – не самый честный человек. Он воспылал к королеве Гвиневере, жене своего сюзерена. Во все времена это приравнивалось к государственной измене… Правда, тут происходил "конфликт интересов". Рыцарь должен был верно служить своему господину, и при этом - прекрасной даме.
Куртуазность постепенно стала частью рыцарской культуры. Обожание дамы, без возможности даже приблизиться к ней, стало совершенным идеалом служения. Считалось, что само воспевание дамы, поклонение ей, куда важнее физического контакта. Вздыхать - но чуть издалека. Сражаться на турнире во имя восхитительной дамы. Посвятить ей оду, носить ее цвета... А "плотское" - не самая обязательная часть программы. Если дама не снизойдет, то ничего страшного. Её светлый образ намного ценнее. Физиология могла найти выход в другом месте.
Поэтизация рыцарства началась примерно тогда же, когда это рыцарство появилось. Безусловно, существовали рыцарские объединения, с громкими названиями и достойными целями, но в тех же Крестовых походах вояки вели себя как самые обычные люди. Грабили, если им требовалось. Увозили чужих жен. Не очень-то соблюдали посты.
Многое зависело от того, кто их вел. Людовик IX Святой задавал тон ближайшему окружению. Его самые преданные и близкие люди старались не отставать от короля во всем. Но рыцари из окружения Карла I Анжуйского были слеплены из другого теста. Они так "нехорошо" вели себя при завоевании Сицилийского королевства, что, в конце концов, это привело к восстанию, «сицилийской вечерне». Французы, еще недавно считавшие себя хозяевами земель, убегали, сверкая пятками.
Тогда откуда же эти «рыцари без страха и упрека»? Во-первых, само слово «рыцарь» медиевист Жак ле Гофф относит к 971 году. Постепенно стало складываться целое сословие. Историк Жан Флори уточняет: «Рыцари – это прежде всего, солдаты». Соответственно, их главная задача – воинственная. И ни малейшего намека на особенное благородство.
Во-вторых, ни одно сословие, вне зависимости от его численности, не могло на 100% соответствовать ожиданиям. Как и любые другие люди, рыцари могли быть отважными и трусливыми, набожными или совсем наоборот. А вот тот самый «без страха и упрека» - это вполне определенный человек. Так назвал своего верного Пьера дю Террайля Байярда король Франции Франциск I . Рыцарем он стал при другом государе, Карле VIII . Впервые отличился в Итальянских войнах. Кстати, те самые войны изрядно обогатили французского государя – с помощью верных помощников он вывез из завоеванных земель множество произведений искусства. Рыцари, такие рыцари…
Но были и действительно безупречные воины. Арно Гийом де Барбазан, герой Столетней войны, заслужил уважение даже у своих противников, англичан. В 1431 году он пал в битве при Бюльневиле, и король Карл VII оказал ему последние почести с королевским размахом. Величайшим рыцарем называли Уильяма Маршала, первого графа Пембрук (1146-1219), который успел и повоевать и даже побыть регентом Англии. Выучку он прошел у другого известного в то время рыцаря – Гийома де Танкарвиля. Сам отличный воин, Танкарвиль воспитывал молодую поросль, которая впоследствии и составила цвет английского рыцарства.
Так что рыцари бывали разными. И благородными, и заслуживающими осуждения. Смелыми и беспринципными. Литература и кино их значительно приукрасили. Но с событиями столь далеких времен так бывает практически всегда.
#наука #рыцари #великобритания #франция #средние века
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!