Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Российский хоррор 2020. "Побочный эффект" - когда почти удалось

Оглавление

Первые две части подборки о российских ужастиках вышли не особенно хвалебными, но что поделать - хвалить там нечего. Откровенно поругать целью я тоже не задавался, хотелось просто более-менее объективно представить факты. Да, где-то есть задатки, где-то есть попытка. Где-то нет ничего, кроме клише. Тем не менее, отражение реальной картины, на мой взгляд, имеет смысл, и его больше, чем в отзывах типа "прокрутил на ускоренной" или "нечего было от российского ужастика ждать". Сегодняшний фильм показывает, что ждать вполне можно было, и нужно было, правда, хорошие задатки не равно хороший результат.

Побочный эффект

кадр из х/ф "Побочный Эффект"/2020/Алексей Казаков/Источник - film.ru
кадр из х/ф "Побочный Эффект"/2020/Алексей Казаков/Источник - film.ru
Когда целой лошади мало

Что можно сразу сказать про режиссерский дебют соавтора Жоры Крыжовникова, работавшего в сценарном цеху на фильмах "Горько" и "Самый лучший день" - этот хоррор стоит особняком от тех фильмов жанра, которые были выпущены в последнее время в нашем кинопространстве. Может ли это быть однозначным плюсом - пожалуй, да. Означает ли это, что фильм Казакова свободен от клише - к сожалению, нет. Но ругать фильмы за клише - хоть и хорошее дело, наши фильмы чересчур попадают под раздачу. Тем временем, много ли фильмов ужасов, лишенных клише, вышло в том же Голливуде? К тому же фильм наполнен не столько клише - сколько референсами и отсылками.

Фильм стартует с вполне недурной визуально и атмосферно сцены, что настраивает на добрый лад. Далее мы знакомимся с главным героем и основным конфликтом этой истории, если, конечно, не учитывать, что первым основным героем выступает именно место - известный дом на набережной напротив Кремля, квартира в котором фигурирует в стартовой сцене и является связующим элементом со следующей - именно в эту квартиру приходит молодой архитектор Андрей, чтобы встретиться с весьма странной и эксцентричной девушкой и к тому же ведуньей Марой.

кадр из х/ф "Побочный Эффект"/2020/Алексей Казаков/Источник - lostpic.net
кадр из х/ф "Побочный Эффект"/2020/Алексей Казаков/Источник - lostpic.net

Через диалог с ней мы узнаём основную подоплеку - Андрей приходит, чтобы получить некое средство, которое должно помочь его супруге забыть страшное событие, поставившее их отношения под угрозу. Некоторое время назад герои подверглись нападению в собственном частном доме, при чём Андрею удалось ускользнуть, чтобы вызвать помощь, а вот его супруга Ольга подверглась насилию, в результате чего потеряла ребёнка.

После небольшого отклонения от курса, в ходе которого нам дают понять, что Ольга действительно избегает Андрея, и отношения не спасти никаким другим способом, кроме волшебных махинаций, Андрей возвращается к ведунье. Девушка Мара даёт Андрею пару чудодейственных грибов, которые должны помочь, а взамен просит о небольшом одолжении, которое звучит, как приглашение на курорт - пара должна пожить в этой самой огромной квартире и присмотреть за грибами и прочими растениями, являющимися практически главными обитателями этого места.

Казалось бы - все проблемы решены, да ещё и так изящно и со вкусом. Только вот никто не знает, какие побочные эффекты могут проявиться при употреблении этих самых грибов. Но суть, конечно, не в этом. А в том, кто съест это самое снадобье, и что у него на уме.

Итак - Андрей подмешивает грибы Ольге, привозит её в их новый дом на ближайший месяц, квартира приводит Олю в восторг, и начинается не жизнь, а песня. Но в песне начинают настырно пробиваться сначала пугающие атональные звуки, пока всё не оборачивается полной какафонией. Во-первых, Ольге постоянно мерещится, что за ними кто-то следит. Да и Андрей видит не то чересчур реальные сны, не то в квартиру и правда кто-то вторгается. Но это только первый акт кошмара, ведь скоро "побочный эффект" начинает проявляться в полную силу - Ольга просто-напросто перестаёт узнавать Андрея, общаясь с ним так, будто он чужой. Зато тут и там Андрей начинает видеть Мару, которая вроде как уехала куда-то далеко.

Далее герой находит весьма занимательное заквартирное пространство, вход в которое осуществляется через шкаф, и блуждает там, и в этот момент начинаешь ощущать, как блуждали мысли сценаристов - тут в фильме начинается очень много мешанины, и хотя она всё ещё подведена под достаточно стильный визуальный знаменатель, создаётся ощущение, что авторы не смогли решить, по какому же пути им податься, чтобы не заехать в клише. Погнавшись за столь сложной задачей, авторы просто создали финал, за который фильм в основном и ругают - он, в целом неплох, но в нём нет чёткой осязаемой мысли и послания, а это плохо, учитывая, что "Побочный эффект" всячески стремится в пост-хоррор - то есть в жанр психологических ужасов с весьма крепким драматическим компонентом.

То, что фильм пытается создать, в первую очередь, драму, следуя по пути таких картин, как "Реинкарнация", а не копирует комбинацию жанровых клише - это, определенно плюс, даже несмотря на то, что это лишь попытка. Но это не первый осязаемый плюс - первым, конечно, является визуальная часть. Кроме того, что в фильме на "очень хорошо" выполнена техническая часть - здесь действительно верно и чётко раскрыты пространства за счёт грамотной операторской работе в помещении, что удачно дополнено хорошими интерьерными решениями, визуальная компонента весьма необычна за счёт явной "насмотренности" автора. Тут вам и картина Руссо на стене, и отличные инсталляции с растительностью и интересные нуарные комнаты в "заквартирье" и лошадь, бредущая по пустой квартире. Проблема есть и с этим - это существует несколько ради самое себя - между этими элементами вроде и есть некие символические связи, но они остаются в голове того, кто это всё задумал. Комната с неоновым крестом вообще имеет мало смысловой нагрузки, хотя визуально она украшает фильм.

Тут и назревает проблема - некоторая расстыковка элементов, каждый из которых хорош и близок душе, но которые вместе не срабатывают так, как задумывалось. То же касается и отсылок, которыми фильм пестрит, начиная хотя бы с того, что рабочее название картины "А теперь не смотри". Как бы авторы не хотели, до жутчайшего одноименного драматического фильма ужасов Николаса Роуга "Побочному эффекту" с его достаточно простыми конструкциями очень далеко. И не в малой степени из-за того, что авторы как раз заблудились в красивых декорациях. Желание увязать несколько культур очень похвально, но "заквартирье" хотя и поражает жуткими трясинами и существами в них застрявшими, слабо вяжется с пространством, куда герой попадает в концовке, пытаясь спасти возлюбленную.

кадр из х/ф "Побочный Эффект"/2020/Алексей Казаков/Источник - kino-teatr.ru
кадр из х/ф "Побочный Эффект"/2020/Алексей Казаков/Источник - kino-teatr.ru

Так концовка и тонет в этих нюансах - пока мозг пытается изобрести смысл и связи всего, что представили нам авторы, драматическая развязка проходит мимо. В целом, она не поражает новизной, но она почти близка к крепкому финалу. Всё представленное может быть хоть сном, хоть каким-то нехорошим трипом - что бы ни ускорило твоё озарение, оно возьмёт с тебя сполна, ведь ты сам пришёл на эти тёмные тропы - не потому что тебя сюда затянули, а потому что с грузом своих поступков иначе ты не мог.

При этом фильм предлагает весьма интересный взгляд на некоторые современные вещи - контраст героев с их кажущейся им самим глубиной и с их заигрыванием с потусторонним, глубоким и "корневым" (взять хотя бы концертную деятельность Ольги) и силами действительно мрачными, древними и тёмными весьма ощутим. Андрей занимается проектированием храмов, но далёк от религии, Ольга занимается музыкой с претензией на нечто языческое, но она не испытывает трепета ни перед квартирой с историей ни перед старым пианино. Всё это не то что срывает маски, но вполне даёт их пощупать. И лишь на событийном уровне, на уровне конфликтов, вроде того ужасного случая, произошедшего в загородном доме, люди остаются всё теми же - именно здесь они реагируют, и никакие маски и шмотки тут не работают. Занятно, что Мара предстаёт перед героями в весьма годном для хипстеров обличье, и её "побочные занятия микологией" (то бишь, не просто ведовство, а наука как никак) отлично вписываются в канву ощущения современных героев.

В общем, о "Побочном эффекте" хочется говорить, и это уже показатель. Фильм предлагает весьма интересную техническую часть с интересными визуальными "инсталляциями", насыщенными отсылками, хорошую работу со звуком вкупе с современным интересным саундтреком. К тому же, это не бездумная копирка типового хоррора, тут есть хорошие замашки с прицелом на великих - в фильме есть драматическая канва, и она как-никак работает. Проблема в том, что всю эту эклектичную начинку не удалось как следует подружить, и не всё срабатывает, как надо, а что-то просто "грузит зрительный нерв". Но потенциал у фильма есть, это было видно ещё по трейлеру, и будем надеяться, что Казаков ещё поработает в этом жанре. Поэтому, если вам показалось, что это хвалебный отзыв, то вам показалось. Это немного нечестно, но это это как бы четвёрка с надеждой на будущее, и немного с учётом "на безрыбье..."

Да, лошадь в комнате - это правда визуально потрясающе, но в трейлере казалось, что из этого выжмут больше.

Ещё немного о кино:

Первые две части разбора русских ужастиков 2020 "ругательные" - тут и тут

Подборка хорроров по рекомендации Стивена Кинга, в трёх томах - том первый, том второй, том третий

Что ждём из фильмов ужасов в 2021 году - читайте тут

Подборка интересных, странных и атмосферных драматических триллеров - тут и тут

Две свежих подборки хорроров 2018 и 2020 года