Памятник Юрию Долгорукому напротив мэрии Москвы на Тверской, 13 однозначно объявляет основателем города этого, безусловно, достойного мужчину. Но в летописях есть и другие версии основания Нерезиновой, в которых Долгорукий заслуженно или не очень объявляется не основателем города, а его захватчиком. А город якобы основали совсем другие, однозначно не менее достойные люди.
Исторической датой основания столицы значится 4 апреля 1147 года (интересно, почему день города ныне празднуется в сентябре?). В этот день, согласно Ипатьевской летописи, произошла встреча Юрия Долгорукого и его брата, северского князя Святослава Ольговича в Москове, в честь которой состоялся «обед силен», на котором вряд ли подавали суши, пиццу и шаурму. Но раскопки показали, что Москва как город уже существовала до этого упоминания как минимум 100 лет.
Существует легенда, записанная в XVII веке, где говорится, что на месте будущей Москвы стояло поселение, которым владел боярин Степан Кучка. И вот в 1158 году (на 11 лет позже даты, записанной в летописи) Юрий Долгорукий по дороге из Киева во Владимир повстречал «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пёстрая, многих цветов». Долгорукий обратился к своему духовнику, некоему греческому мудрецу, за толкованием этого видения. Мудрец объяснил, что том месте, где князь повстречал зверя, «встанет град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди всех племён и народов».
Князь хотел остановиться на постой во владениях Степана Кучки, но тот уже тогда не любил приезжих и отказался впустить путешественника. Возможно, тогда и родилась фраза «Москва не резиновая!» Со словами «я только проездом» разгневанный князь вместе со своей дружиной решил захватить Москву боем. Силы оказались неравны, и войско Кучки было разбито наголову, а Юрий Долгорукий присоединил город к своим владениям.
Но князь не был кровожадным, он не стал добивать семью поверженного врага. Более того, со временем даже женил своего сына Андрея Боголюбского на дочери Степана Кучки Улите и оставил на правление в Москве. А сыновей Степана принял к себе на службу — они на момент гибели отца были ещё совсем малышами и долго не знали, кто виноват в их сиротстве.
Но однажды Улита встретила в лесу воеводу Букала, единственного уцелевшего из всей боярской дружины, и он поведал историю гибели её отца. Улита, конечно, передала рассказ Букалы своим братьям, и было решено отомстить Юрию Долгорукому, убив его сына Андрея Боголюбского. Это сделали без особых усилий, поскольку Андрей был мужем Улиты.
О заговоре стало известно брату Андрея киевскому князю Даниилу. Он незамедлительно прибыл в Москву с группой вооружённых товарищей и потребовал выдать заговорщиков, что и было сделано. Все Кучки были немедленно казнены, разложены на три кучки и утоплены. Но гробы с их телами всплывали на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят». Князь Юрий Долгорукий вернулся в Москву и стал править единолично.
Эта легенда имеет косвенные подтверждения. Андрея Боголюбского действительно убили, и, согласно летописям, убийцами были Яким и Пётр Кучковичи. Они были казнены, а их останки в гробах пущены в Плавучее озеро под Владимиром. В летописях также упоминается, что древнее название Москвы было Кучково: «До Кучкова, рекше до Москвы». А в XIV–XV столетиях один из московских «районов» в районе нынешней Сретенки называли Кучковым полем.