Найти в Дзене
Territorio mentis

Кто наносил удары в спину Красной Армии в 1941 году

К войне с Советским Союзом нацистская Германия подготовилась основательно. Важной составляющей машины вермахта был Абвер (нем. Abwehr – «оборона, отражение») – орган военной разведки и контрразведки. С осени 1940 года эта служба обратила свои взоры на СССР и активно включилась в подготовку операции «Барбаросса».

Структура Абвера говорила о его многопрофильности. Центральный аппарат органа насчитывал 5 отделов. «Абвер 1» занимался разведкой, «Абвер 2» – диверсионно-террористической деятельностью на территории войск противника. В ведении «Абвер 3» находилась военная контрразведка внутри страны и за границей. Центральный отдел ( Z ) решал административные вопросы, обеспечивал работу центрального архива и вёл картотеку агентов Абвера. И, наконец, отдел «Аусланд» (Заграница), отвечал за сбор разведывательной информации посредством изучения иностранной прессы, радиопередач и литературы.

В июне 1941 года для ведения разведки и контрразведывательной работы против СССР в структуре службы был создан специальный орган, получивший название штаб «Валли», контролировавший ситуацию на Восточном фронте. В его подчинение входили абверкоманды, приданные группам армий «Север», «Центр» и «Юг». В свою очередь команды объединяли в своём составе от 3 до 8 абвергрупп, фактически являвшихся полевыми подразделениями разведки.

Под началом отдела «Абвер 2» находились такие специальные элитные подразделения как полк (впоследствии дивизия) особого назначения «Бранденбург-800» и (с весны 1943-го) полк «Курфюрст», предназначенные для проведения диверсионно-террористических актов в тылу Красной Армии и ведения разведки. При выполнении заданий диверсанты переодевались в форму красноармейцев, имели при себе советское оружие и документы прикрытия. При этом многие из них свободно говорили на русском языке.

Диверсанты из "Бранденбург-800"
Диверсанты из "Бранденбург-800"

В частности, в 1941 году за день до начала войны – 21 июня – «бранденбуржцы» в советской военной форме тайно пересекли границу. С общим началом военных действий многочисленные группы диверсантов, сея вокруг смерть и панику, заняли десятки мостов, в том числе стратегически важный через реку Бобр – приток Березины.

Немецкие солдаты в форме РККА – вероятно, одно из подразделений полка «Бранденбург 800» перед операцией
Немецкие солдаты в форме РККА – вероятно, одно из подразделений полка «Бранденбург 800» перед операцией

Так же, благодаря эффекту внезапности и ударам с тыла, немецким коммандос удалось уничтожить практически все пограничные посты на участке наступления 123-й пехотной дивизии вермахта, что позволило ей беспрепятственно выйти на оперативный простор.

Нашивка полка "Бранденбург-800"
Нашивка полка "Бранденбург-800"

В целом согласно плану «Барбаросса» в тылу Красной Армии должна была развернуться система тотального шпионажа, диверсий и провокаций. Ещё в начале войны шеф германской разведки адмирал Вильгельм Канарис обещал фюреру, что парализует советский тыл. И это были не пустые слова.

Вильгельм Канарис
Вильгельм Канарис

Масштабная работа германских спецслужб, проведённая в первые месяцы войны, нашла своё отражение в аналитике органов госбезопасности.

Согласно докладной записке НКВД СССР в Государственный комитет обороны, с начала войны по 1 декабря 1941-го сотрудниками особых отделов НКВД в числе 35,7 тысяч человек было выявлено и арестовано 2343 шпиона, 669 диверсантов, а также 4295 лиц, распространявших провокационные слухи.

Между тем немецкие отделения контрразведки, именуемые абверштелле и абвернебенштелле (АНСТ), получали дислокацию в занимаемых вермахтом крупных промышленных и стратегически важных городах, таких как Таллин, Ковно, Минск, Киев и Днепропетровск. В городах, располагавшихся недалеко от линии фронта и удобных для заброски агентуры, обосновывались филиалы АНСТ – аусенштелле.

Против Красной Армии работал мощный механизм, нацеленный на её разложение, разрушение коммуникаций, уничтожение военного имущества, а также на добывание секретной информации, что влекло за собой большие фронтовые потери в людях и технике. Организованные германскими спецслужбами школы и курсы готовили тысячи шпионов и диверсантов, для заброски в советский тыл. Уже в первые месяцы войны подобные учреждения развернули свою деятельность на оккупированной территории: в Риге, Борисове, Катыни, Харькове, Орле, Курске и других местах.

Другие публикации этой серии:

-6