Не только молодая Французская республика формировала гусарские полки; не отставали в этом деле и бежавшие от революционной гильотины за границу аристократы-эмигранты. Среди них тоже оказалось большое количество людей, желавших облачиться в расшитый шнурами гусарский мундир. Это стало причиной появления среди французских эмигрантских частей, в составе армий других государств пытавшихся подавить революцию, также и гусарских подразделений. Подобно республиканским, эмигрантские гусарские корпуса и легионы имели весьма разную боевую ценность. Среди них были и полноценные, готовые к бою части, сформированные из бывших военных, имевших хорошую военную подготовку, и подразделения, лишь называвшиеся гусарскими, «бойцы» которых носили расшитые шнурами мундиры, но не имели никакого представления о методах ведения конного боя. Большой проблемой эмигрантов был недостаток рядового состава: при наличии значительного числа дворян-офицеров у них почти не было профессиональных солдат. Дворяне же, весьма щепетильные в вопросах чести, были совершенно неприспособленны к выполнению роли нижних чинов…
Война расставила все по местам. Боеспособные части даже после поражения антифранцузской коалиции продолжили свое существование (правда, в составе армий других государств, и не всегда в роли гусарских). А «маскарадные» подразделения были просто «выбиты» в боях (особо не повезло «гусарам» на британской службе, которых эти любители воевать чужими руками просто подставляли под пули ради собственных интересов).
Одной из наиболее боеспособных частей эмигрантов стал «Саксонский гусарский полк». Как мы помним, в мае 1792 недовольный казнью короля французский 4-й гусарский полк (он же бывший «Саксонский», он же бывший «Конфланский») в почти полном составе перешел на сторону эмигрантов. Таким образом, в рядах беглых аристократов оказалось несколько сот прекрасно подготовленных, дисциплинированных профессиональных солдат. Сразу после перехода гусары отказались от данного им революционерами номера, и вернули себе название «Саксонский полк». К «Саксонцам» присоединились и те гусары бывшего «Полка Бершени», которые так же не приняли революцию, предпочтя ей эмиграцию. «Саксонский гусарский полк» ввиду недостатка средств на содержание части (все деньги эмиграции уходили на оплату немецких наемников) поступил на службу к австрийцам. В составе австрийской армии полк принимал участие в голландской кампании. Любопытно, что объединенные в одно подразделение, бывшие королевские гусары, тем не менее, продолжали носить мундиры цветов своих прежних полков: «Саксонцы» - зеленые, а «Бершени» - синие. И хотя форма постепенно изнашивалась, и ее элементы приходилось заменять, гусары-эмигранты настаивали на выдаче им пусть австрийского обмундирования, но цветов, соответствующих их прежним полкам. В 1798 году этот «двухцветный» эмигрантский полк был переформирован: он стал австрийским «13-м легким драгунским полком», и тогда проблема с «разнобоем» цветов обмундирования была снята.
Но вообще-то самым первым гусарским подразделением эмигрантов стал не «Саксонский полк», а «Сальм-Кирбургский гусарский корпус», сформированный еще в декабре 1791 принцем Сальм-Кирбург из немецких наемников. Корпус создавался по соглашению между французскими и немецкими аристократами ввиду малого количества среди беглых французских дворян профессиональных рядовых солдат. Огромную роль при этом сыграла и традиция королевских времен: «все гусары должны иметь немецкое происхождение». Этот, в сущности немецкий, корпус считался находящимся на французской службе и содержался на французские деньги, которые эмигрантское руководство при бегстве успело прихватить с собой. «Сальм-Кирбургские гусары» влились в эмигрантскую армию принца Конде, и сражались против революционных французских войск на Рейне, в Голландии и в Германии. Но в 1795 году, после ряда поражений (да тут еще и спасенные деньги у эмигрантов закончились), наемники этого корпуса отказались служить эмигрантам, и «уволились» из «французской армии». Впоследствии эти гусары попытались наняться на службу Великобритании, но так и не смогли сторговаться с прижимистыми англичанами.
В 1794 году Этьен де Баши, граф де Кайла, за свой счет экипировал корпус «Гусары Баши де Кайла», набранный им в основном из эльзасских белоэмигрантов. В составе армии Конде эти гусары сражались на Рейне, а затем в Баварии. В 1798 корпус был переформирован в «драгунский полк принца Энгиенского», и вместе со всей армией принца Конде поступил на службу России.
В мае 1793 бывший французский офицер граф Дама набрал из необученных добровольцев-волонтеров «Легион Дама», в котором состоял и эскадрон гусар. Со своим «Легионом» Дама на службе датчан, а потом англичан принимал участие в боях в Голландии и в Германии. Затем воевал, влившись во французскую эмигрантскую армию Конде. В 1798 вместе с нею перешел на службу России.
Недостаток денег на создание и содержание воинских частей заставил эмигрантов обратиться за помощью к главному банкиру Европы того времени: к Великобритании. Британцы, являвшиеся наиболее упорными врагами Франции, охотно финансировали контрреволюционеров – ведь гражданская война неизбежно должна была ослабить их главного экономического конкурента. При этом англичане выдвинули условия, что создаваемые на их деньги подразделения будут числиться на британской службе, и подчиняться решениям английского правительства. Впоследствии уступка в этом вопросе «вышла боком» французским белоэмигрантам и привела большинство из них к гибели…
На английские деньги принц Рохан в марте 1794 и в январе 1795 сформировал два полка «Гусар Рохана»; как уже говорилось, оба полка согласно договору числились на британской службе. 1-й полк, регулярно снабжавшийся англичанами, воевал в Голландии; затем к нему присоединился и 2-й полк Рохана. После побед французских республиканцев оба полка были эвакуированы на Британские острова; но когда в 1797 англичане вознамерились отправить французских гусар в Вест-Индию, те взбунтовались и отказались воевать за чужие интересы. Конечно, британцы не стали терпеть нахождение на своей территории непослушных чужих воинских частей, и перестали их снабжать и финансировать. В результате оба полка вскоре были расформированы.
А вот гусары барона Шарля Хомпеша, созданные в феврале 1794-го, и повторившие боевой путь «Гусар Рохана», не стали бунтовать, и в октябре 1797 отправились в Вест-Индию. Но служба их там была недолгой: почти все «гусары», так и не научившиеся премудростям «малой войны», были выбиты в мелких стычках с американцами и индейцами. Судьбу «гусар Хомпеша» разделили и солдаты «Йоркского гусарского полка», так же сформированного на английские деньги из французских эмигрантов в мае 1793 года. Под руководством британских офицеров полк принимал участие в голландской кампании, а затем был переведен англичанами в Вест-Индию, где к 1802 году был полностью уничтожен.
В марте 1793 для участия в боях в Голландии на средства англичан из французских эмигрантов был создан «Легион гусар Беона». В 1795 году, уже в Германии, полк был разбит республиканцами; немногие спасшиеся гусары легиона эвакуировались в Великобританию. Однако так как жалкие остатки легиона уже не представляли боевой ценности, он в марте 1796 был расформирован.
В том же марте 1796 британцы расформировали и созданный на их деньги «Полк гусар Шуазеля». Этот полк появился в марте 1794 по инициативе герцога Шуазель-Станвилля; как британское воинское подразделение он принимал активное участие в голландской кампании. После побед французских республиканцев потрепанный в боях «полк Шуазеля» эвакуировался на Британские острова. Англичане думали было послать этот полк воевать за них в Вест-Индию, но инспекция показала, что из-за потерь «Гусары Шуазеля» фактически потеряли боеспособность, и их за ненадобностью расформировали.
Таким образом, практически все белоэмигрантские гусарские подразделения перестали существовать еще в период революции. Часть из них была разбита, а затем ввиду потери боеспособности расформирована. Часть - полностью уничтожена в боях. Лишь несколько эмигрантских гусарских полков «дотянули» до начала Наполеоновских войн, но они приняли участие в дальнейших событиях уже не как французские воинские части, а как подразделения других государств. Причем к этому времени ни один из этих полков не остался гусарским – слишком дорого стоило содержание гусар, и потому все эти части были переформированы в другие рода кавалерии, содержание которых было дешевле…
Гусары французских королей: история королевских полков
Гусары французских королей: чехарда с уставной формой
Гусары французской революции (1): гусары Республики
Списки опубликованных на канале статей по темам армий и войн до ХХ века
Список статей по теме «Армии и войны XV- XVIIIвеков»
Список статей по теме «Армии Наполеоновской эпохи»
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие статьи…