Найти тему

Не надо ездить в Италию

Не надо туда ездить, чтобы увидеть настоящее ренессансное палаццо

Фото автора
Фото автора

Уважаемые друзья! Всем, всем, всем!

Всем, кто активно пользуется соцсетями и не может жить, не демонстрируя свои успехи, делюсь лайфхаком! Чтобы сделать замечательное селфи на фоне итальянского палаццо не надо ехать в Италию. Более бюджетный и мало затратный по времени вариант – Москва. А точнее ул. Спиридоновка, 30/1.

Особенно колоритными и правдоподобными будут снимки летом или «…весной в час небывало жаркого заката…», когда солнце будет подсвечивать стены здания и Вы будете выгодно смотреться на фото. Только не забудьте, что Вы в Москве: смотрите, чтобы в кадр не попали номера машин и любопытные вездесущие улыбающиеся дворники.

И…та-тааа…смотрите все: я в Италии. И ведь поверят!

Памятник архитектуры, объект культурного наследия. Дом Г. А. Тарасова в Москве (фото автора)
Памятник архитектуры, объект культурного наследия. Дом Г. А. Тарасова в Москве (фото автора)

Этот дом неизменно поражает каждого, кто проходит мимо — среди нарядных особняков и доходных домов вдруг вырастает строгое каменное здание — настоящее ренессансное палаццо, будто по волшебству перенесенное в Москву из Италии.

Особняк выделяется на фоне соседних строений. Такой тип зданий без труда можно встретить, например, в Санкт-Петербурге или в итальянских городах, но никак не в Первопрестольной.

Городская усадьба, спроектированная в 1909 году и построенная в 1909—1912 годы И. В. Жолтовским .

Заказчик постройки — « екатеринославский купец» Гавриил Асланович Тарасов , совладелец базировавшегося в «Боярском дворе» (современная Старая площадь ) «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» .

Имя заказчика высечено по латыни на пояске между этажами: «GABRIELVS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI M» , что переводится как «Гаврила Тарасов построил в 1910 году от Рождества Христова».

В ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год особняк Тарасова назван «сказкой былых времен».

Строго симметричный, лишённый входных дверей фасад по Спиридоновке практически буквально воспроизводит рисунок фасада палаццо Тьене , выстроенного Андреа Палладио в Виченце в 1542—1553 годы .

Как говорится: найдите отличия

Палаццо Тьене (итал. Palazzo Thiene) — дворец в городе Виченца, построенный в 1550—1551 годах великим итальянским архитектором позднего Возрождения Андреа Палладио. (фото из открытых источников)
Палаццо Тьене (итал. Palazzo Thiene) — дворец в городе Виченца, построенный в 1550—1551 годах великим итальянским архитектором позднего Возрождения Андреа Палладио. (фото из открытых источников)
Дом Г. А. Тарасова в Москве (фото автора)
Дом Г. А. Тарасова в Москве (фото автора)

Сейчас в Доме на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположен Институт Африки РАН . Тем не менее здание доступно для посещения — сотрудники Института регулярно проводят в интерьерах организованные экскурсии.

Роскошный кессонированный потолок, украшенный лепниной и росписью по мотивам древней Греции. Сохранившиеся колонны из искусственного мрамора. Рисунок на мраморе таков, какой характерен для мрамора итальянского месторождения. Парадная лестница, камины…на все это великолепие стоит полюбоваться.

Коллаж фотографий внутреннего убранства Дом Г. А. Тарасова в Москве (по материалам https://toptigki.livejournal.com/4116.html )
Коллаж фотографий внутреннего убранства Дом Г. А. Тарасова в Москве (по материалам https://toptigki.livejournal.com/4116.html )

Дом по адресу: Малый Патриарший переулок, д. 3

Дом по адресу: Малый Патриарший переулок, д. 3 В этом доме жила героиня фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича". (фото автора)
Дом по адресу: Малый Патриарший переулок, д. 3 В этом доме жила героиня фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича". (фото автора)

Какой-то заурядно-обычный дом 1959 года постройки. Дом просто-таки вызывающе простенького вида по сравнению с соседними зданиями, украшенными вычурными фасадами, кровлями барельефами и парадными подъездами.

Атлас утверждает, что в этом доме жила героиня фильма Марлена Хуциева "Застава Ильича".

По какой-то необъяснимой причине этот дом является очередным пит-стопом, обозначенным в Атласе. Ну да ладно, Атлас не истина последней инстанции, а лишь некий помощник в праведном деле культурного освоения столичного пространства.

А по сему – предлагаю бонус на сладкое: Дом со львами.

Он поставлен здесь же недалеко, на Ермолаевском переулке и львы, охраняющие ворота взирают на Патриарший пруд.

«Дом со львами» или «Генеральский дом на Патриарших».  (фото автора)
«Дом со львами» или «Генеральский дом на Патриарших». (фото автора)
Недремлющие львы охраняют покой жильцов (фото автора)
Недремлющие львы охраняют покой жильцов (фото автора)

Сразу создается впечатление, что это усадьба какого-то богача из XIX века, решившего выставить на показ свой достаток. Дом с могучими колоннами гигантского коринфского ордера, тянущимися на высоту трёх этажей, и двумя парами мощных львов на высоких тумбах, фланкирующих ворота по обеим сторонам от здания .

Не даром на пешеходных экскурсиях вокруг Патриарших можно услышать чушь в роде: «А теперь обратите внимание на дом с колоннами. Он фигурирует в замечательном романе «Война и мир». Именно здесь Пьер Безухов встретил капитана Рамбаля».

А оказывается (я сам был приятно удивлен) дом строился в 40-е годы XX века для высшего командного состава Красной Армии как знак признательность высшему генералитету страны за служение Родине в грозные военные годы.

Деталь резного украшения над входной дверью. Отчетливо виден год – 1946 (фото автора)
Деталь резного украшения над входной дверью. Отчетливо виден год – 1946 (фото автора)

У здания два устоявшихся названия: «Дом со львами» и «Генеральский дом на Патриарших».

Первое официальное название дома в начале строительства в 1939-1940 годах «Жилой дом Высшего Комсостава», далее появляется уже новое название «жилой дом Генерального штаба Вооруженных сил СССР». Достроен уже после войны в 1945-1946 годах.

В доме шесть квартир средней площадью около 200 квадратных метров каждая. Даже для нашего времени считаются роскошными: 12 комнат, огромный холл, обязательные гостиная и передняя, помещения под кабинет и детскую, спальни и комнаты под хознужды (https://leonovvaleri.livejournal.com/6406.html ).

Позднее, дабы «прогнуться» перед главным кукурузоводом всех времен и народов Н.С. Хрущевым, архитектор Ф.А. Новиков назвал дом на Патриарших проявлением «ложной монументальности, подлинного мещанства в архитектуре».

Сейчас это жилой дом и вход/въезд охраняют не только львы, но и закрытые наглухо решетчатые ворота и калитки.

Друзья мои, идите на улицы, накручивайте московские километры. Оторвитесь от ваших гаджетов (успеете поставить лайки), поднимите взгляд из под ног (ничего вы там не найдете ценного), не бегите Вы сломя голову (а то успеете). Приостановитесь, отдышитесь, оглядитесь по сторонам, там так много интересного!

НЕ ТОРОПИТЕ ЖИЗНЬ, ТОРОПИТЕСЬ ЖИТЬ!