Наверняка, у каждого человека, который занимается приборным поиском, есть в коллекции находок одна или несколько интересных пуль. Так сложилось, что на территории нашей страны, практически нет места, куда бы не заглянула война, если не Великая Отечественная, то Гражданская.
Пожалуй самой распространённой пулей, является винтовочная пуля калибра 7,62.
Пуля такой остроконечной конструкции была введена ещё в Российской империи, в далёком 1908 году, весила она 9,6 грамм. Во время первой мировой наши заводы не справлялись с выпуском патронов данного калибра, была довольно большая нехватка боеприпасов. Было принято решение разместить заказы на производство патронов к трёхлинейке в Великобритании и США. Поступление в войска из-за границы началось в 1916 году, нехватку боеприпасов хоть и перекрыли в большей степени, но дефицит всё ещё составлял порядка 50 млн. патронов в месяц.
Как известно прогресс не стоит на месте, появились автомобили покрытые броневыми пластинами, да и укреплённые цели простая пуля не пробивала, поэтому появилась потребность в изобретении особенной, бронебойной пули. Заниматься разработкой начали в мае 1915 года, а уже в 1916 году бронебойная пуля штабс-капитана Кутового поступила в войска.
Бронебойная пуля состояла из мельхиоровой оболочки, свинцовой рубашки, стального сердечника и томпакового наконечника. Кстати, подобный наконечник был заимствован у бронебойных артиллерийских снарядов. Томпаковый наконечник при встрече с бронёй не даёт преждевременно разрушиться стальному сердечнику. Бронебойная пуля была немного длиннее обычной и имела вес в 10,8 грамм. Использовали бронебойную пулю штабс-капитана Кутового вплоть до 1930 года, пока её не сменили пули Б-30 и БС-32. Эти пули уже широко применяли во время Великой Отечественной войны.
Что интересно, о штабс-капитане Кутовом мало что известно. В сети встречаются какие-то отдельные факты, но их очень мало и возможно, что некоторые из них не совсем верные. Так, например, есть информация, что в 1909 году Кутовой Владимир Васильевич был поручиком арт. бригады в г. Нежин. А в 1912 году он был слушателем Михайловской артиллерийской академии. В то время он уже имел звание капитана. Известно, что в том же году, в академии, он принимал участие в опытах с порохом. В 1913 Кутовой окончил обучение в Михайловской академии. В июле 1914 года он уже штабс-капитан и младший техник гильзового отдела С-ПбПЗ.
На одном из форумов, так же нашёл информацию, что при советах в 20-х годах он был техническим директором конструкторского бюро, которое под руководством Гончарова выпускало самолёты. Но из-за плохо поставленной работы и халатного отношения к своим обязанностям, Гончарова в 1928 году арестовало ОГПУ. Выяснилось, что за 2 года, при выделении колоссальных средств, не было произведено ни одной годной конструкции самолёта, который можно бы было поставить на вооружение. Более того к лётным испытаниям с одобрения Гончарова был допущен опытный самолёт 2-ИН-1. В его конструкции были серьёзные недоработки, которые привели к катастрофе и гибели лучшего в СССР лётчика-испытателя Филиппова В.
Известно, что после этого постановлением Коллегии ОГПУ были осуждены на 10 лет ИТЛ Гончаров Б.Ф., Кутовой В.В. и Трестер М. К сожалению дальнейшая судьба их не известна, хотя вроде бы Гончарова сослали на Соловки. Не удалось отыскать в сети и фотографию штабс-капитана Кутового. Если кому-то известна дальнейшая судьба изобретателя первой русской бронебойной пули, прошу отписаться в комментариях. Или если кто нашёл его фото, так же прошу поделиться.
Вся информация взята из сети, некоторые факты могут не соответствовать действительности.
Подписка и лайк приветствуется.