Сегодня, 3 февраля, исполнился ровно один год с момента фактического запуска новой модели пассажирских перевозок #транспортверхневолжья
По прошествии полугода мы сняли видео, посвященное реформе (см. в нашем канале), о ее положительных и отрицательных моментах. Сейчас же несколько СМИ уже выпустили большие статьи, посвященные этому событию.
Хотелось бы подвести небольшие итоги уже целого года работы и нам, с выделением некоторых моментов.
— Безусловно то, что в городе больше нет маршрутных такси , является наиболее важным результатом реформы. Теперь на маршрутах Твери и Калининского района можно увидеть только брендированные низкопольные автобусы, в основном чистые, которые сажают и высаживают пассажиров на остановках и имеют единую тарифную систему и систему абонементов, бесконтактную оплату, перевозят льготные категории граждан.
В целом можно отметить повышение безопасности движения. Без ДТП и других происшествий не обходится, ведь многие водители маршруток перешли на работу в АТП, однако число аварийных ситуаций заметно снизилось, и в подъехавший автобус хотя бы не так страшно садиться, как раньше в маршрутку.
— Также существенным прогрессом стало наличие расписания движения автобусов, которое есть на всех маршрутах. В большинстве случаев на него можно полагаться, но, судя по ветке обсуждений в официальной ВК группе «Транспорта Верхневолжья», случаи нарушения расписания встречаются практически каждый день. В этом плане перевозчикам еще есть куда работать.
За год работы новых автобусов так и не была решена проблема, которую мы упоминали в нашем видео — синхронизация расписаний разных маршрутов, следующих в одном направлении. Из-за того, что маршрутная сеть в результате реформы была изменена незначительно, в городе осталось много дублирующих маршрутов (1/10, 15/205, 20/211, 30/223, 41/233, 56/208 и др.). Зачастую ходят они почти друг за другом, а после — перерыв в 20-30 минут. Такие неравномерные интервалы — очень неудобный момент в системе.
— Созданное приложение «Волга» , где можно посмотреть расписание, отследить автобус на карте, а также купить абонемент и просто просматривать историю поездок (также есть и другие функции), стало очень популярным у горожан.
В магазине Play Market его скачали уже более 100 тысяч пользователей. Удобно посмотреть на карте, где находится автобус и выйти к остановке к назначенному по расписанию времени (если оно соблюдается, конечно).
По приложению можно сказать несколько наших пожеланий: например, добавить туда раздел с оперативной информацией об изменениях движения, ну и в целом постоянно заниматься его совершенствованием и обновлением.
— Теперь остановимся на не очень положительных моментах, о которых мало кто написал:
- Информирование.
У "Транспорта Верхневолжья" есть красивый сайт, приложение, страницы в ВК и Инстаграм. Казалось бы, масса способов донести важную информацию о работе транспорта до пассажиров. Однако используются эти ресурсы очень неэффективно.
Информация об изменении маршрутов часто запаздывает или вообще отсутствует. Так, об изменении с 1 января маршрута 41 сообщили только спустя 3 недели. Об изменении маршрутов в районе бульвара Цанова и улицы Коминтерна не сообщено до сих пор.
О публикации объявлений внутри автобусов или на остановках не идёт и речи. До сих пор некоторые автобусы маршрута 222 ездят с устаревшей информацией на табло, хотя маршрут был изменён 1 августа (такая же ситуация с маршрутом 12).
В этом вопросе можно обратиться к Москве, где об изменении маршрутов сообщают и на сайте, и в мобильном приложении (это было бы хорошо сделать и в "Волге"), и в автобусах (на табло и внутри салона), и на всех остановках.
Плохая информированность об изменениях в работе транспорта — серьезный недостаток «Транспорта Верхневолжья», который за год так и не был исправлен.
— Остановки.
Вопрос адресован не столько к «Транспорту Верхневолжья», сколько к Администрации города или Министерству транспорта. За год после запуска новых автобусов в тех местах, где раньше транспорт не ходил, остановки так и не были хоть как-то оборудованы. Дело ограничилось установкой дорожных знаков от ГИБДД. Новые остановки появились в центральной части города, на Московском шоссе, где прошла реконструкция по нацпроекту БКАД. В остальных же районах, особенно в частном секторе так и стоят дорожные знаки на обочине — по мнению властей, видимо, этого достаточно.
В ответе администрации города по этому вопросу было сказано, что оборудование остановок будет осуществляться в рамках ремонта улиц. Так что ждать глобального благоустройства мест для остановок транспорта кажется не стоит.
- Вместимость транспорта.
В час пик вместимость автобусов, особенно среднего класса, часто бывает недостаточной. Решение закупить в основном автобусы не большой, а средней вместимости было не очень дальновидным.
В двухдверных ЛиАЗах 4292 комфортно передвигаться только когда салон не заполнен целиком. Наличие всего 2-х дверей затрудняет выход пассажиров из задней части автобуса.
В результате на отдельных направлениях затруднения в передвижении возникают чуть ли не в течение всего дня. Например, на улице Спартака почти все автобусы целый день ездят забитыми. Так, маршрут 33 хоть и ходит с относительно небольшими интервалами (11-20 минут), явно требует или увеличения вместимости, либо добавления автобусов (в последних новостях о пассажиропотоке маршрут 33 стал одним из самых популярных). Впрочем, это не единственный такой маршрут в городе.
Здесь недостатком, помимо малой вместимости, является и решение о сохранении старой маршрутной схемы —из-за большого количества маршрутов пришлось обслуживать их автобусами средней вместимости с большими интервалами. В других городах, где прошли подобные нашей реформы (Пермь, Новокузнецк) была сделана ставка на автобусы именно большой вместимости. Да, часть маршрутов там сократили и изменили, но остальные маршруты ходят с маленьким интервалом, а пересадку по базовому тарифу можно совершить бесплатно.
Сейчас, когда контракты заключены, изменить вместимость автобусов невозможно, однако необходимо учитывать данные по пассажиропотоку на всех маршрутах и проводить большую работу по модернизации маршрутной сети ко времени заключения новых контрактов в 2026 году.
Решить эту проблему также может вариант более грамотного распределения автобусов по городу и, опять же, более грамотные интервалы.
Что в итоге мы имеем спустя год работы «Транспорта Верхневолжья» ?
Работать и развиваться есть куда:
— решать проблемы с оперативным и доступным информированием населения (не требует чрезмерных ресурсов);
— решать проблему с синхронизацией расписаний;
— оперативно устранять текущие проблемы (например, некорректные списания, поломки валидаторов и нарушения расписания до сих пор нередко встречаются).
Только теперь возникает другой вопрос. Если за год многие проблемы так и не были решены — собираются ли их вообще устранять и есть ли в целом желание их решать? Нужно ли это вообще руководству предприятий?..