В 2004 году в московском театре "Современник" режиссером Ниной Чусовой была поставлена «Гроза» Островского. Премьера этого спектакля стала событием в театральном мире Москвы. Сохранилась видео версия этого спектакля.
Следует сразу отметить, что данная постановка является весьма вольной трактовкой пьесы. К заглавию на афише добавлено «творческая фантазия на тему Островского». В пьесе присутствуют достаточно вольные вкрапления в текст, а также есть несколько перестроений реплик между героями. Именно данное отхождение от сюжета, вольность постановки приняла на себя больше всего критики в сторону постановки.
Действительно, совершенно не затронуты социальные, гражданские мотивы в пьесе. Все роли второго плана, вместо того, чтобы олицетворять собой «темное царство», сгруппированы вокруг Катерины (актриса Чулпан Хаматова), раскрывая ее поступок, как неизбежную, закономерную, но ее личную трагедию. Действия этих персонажей вращаются вокруг личности героини, и напрямую отражаются на ней.
Мир вокруг нее рисуется конечно мрачный. Безнадежность, строгие наставления, лицемерие. Катерина не может жить в этом царстве лжи, но центральной проблемой является скорее ее отношение к окружающему, тесному ей миру тюрьмы, а не само «темное царство». Перед показом спектакля в фойе показывали киноверсию «Грозы» 1933 года режиссера В.Петрова, как бы демонстрируя зрителям, что подобного, хрестоматийного представления истории Катерины на сцене не будет. «Я ставила спектакль о желании» - так охарактеризовала постановку режиссер Н.Чусова. Проблема неисполненного желания, которой так много уделяли внимание Юнг и особенно Фрейд здесь стоит на первом месте.
Архетипы согласно К.Юнгу относятся к коллективному бессознательному - это господствующие силы, боги, образы доминирующих законов, регулярно повторяющихся событий и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой.
В ход сюжета авторы постановки вплетают другое творение Островского – «Снегурочку». Сюжет «Снегурочки» – происходящая в мифологические времена история; архетипический , по сути, сюжет о борьбе любви и смерти (Ромео и Джульетта). Постановка Современника также использует другой сюжетный ход, использованный Шекспиром - показ постановки пьесы, театр внутри театра. Подобно «Мышеловке» в Гамлете, домашний спектакль «Снегурочка» в семье Кабановой провоцирует Катерину на признание, ее истинное «я» борется с персоной , и в итоге она окончательно срывает с себя маску.
Понятие архетипа применимо не только к сюжету, но и к персонажам.
Кабанова, глава семейства (Елена Яковлева), предстает нам в начале спектакля не в привычном хрестоматийном образе тирана. В классических постановках этот персонаж наглядно демонстрирует взявший верх архетип «ужасной матери» - уничтожающей всё то, что вокруг несогласно с ее представлением о мире, подавляющей волю окружающих. Часто создатели спектаклей уходили в показ ее грозной старухой.
Но в постановке Чусовой это еще молодая женщина, читающая дочерям «домострой» (книгу, представляющую собой сборник правил и наставлений – саму по себе провоцирующую через них появление теневых аспектов в психике). Она окружена подчиненными – своей семьей – Варварой, Катериной и Дуняшей.
Дуняша – наглядное представление коллективного собирательного образа (в пьесе такого персонажа нет). Образ совершенно несамостоятельной, покорной дочери. В спектакле под именем одного персонажа играют несколько актрис. Это как бы и не конкретный человек (с его уникальным эго, персоной, тенью ) а обобщенный образ. Поэтому и выглядят они практически одинаково – в очках и одних и тех же платьях.
Они всюду следуют за матерью, повторяют ее пластику, позы, движения. В сцене покаяния, где они исповедуются и бичуют себя, можно увидеть различие между персоной (личность для других, послушная и целомудренная) и истинным эго а также тень - стремления и желания, спрятанные глубоко и часто не осознаваемые. Исповедуясь, Дуняши выносят наружу то, что скрыто от посторонних глаз. Это еще один момент некоего срывания маски с себя.
В большой семье центром внимания конечно же становится единственный мужчина – Тихон (Максим Разуваев). И подобно тому, как пишет Юнг о стремлении сильного мужского архетипа – анимуса к слабому женскому – аниме, и наоборот, так и здесь мы видим стремление сильной Кабановой к слабому, инфантильному сыну. Она нянчится с ним, переодевает как ребенка, дает ему наставления и советы. Она видит отражение себя в сыне, и оскорбление его переносит на себя. Ревность к Катерине видимо, имеет корни в том что, с женитьбой сына произошла смена общественных ролей . Катерина заменила ее, хоть и формально, в роли ближайшей к Тихону женщине.
Тихон инфантилен, если представить его в одном из четырех архетипических квадрантов Юнга (принц, шут, воин, король ) то он даже дотягивается до второго этапа, полностью зависим и «живет умом матери».
Катерина не может быть подходящей парой Тихону. Но при всей, казалось бы, несовместимости Тихона с Катериной стоит отметить общее в них - обращение к птицам. На сцене установлена клетка с голубями (очевидный символ ). Тихон постоянно поднимается в эту клетку играет с ними, Катерина и Тихон звуками подражают голубям. И в этой же клетке происходит измена Катерины мужу.
Птица (голубь) вообще в данной постановке является важным символом, большим даже чем надвигающаяся и свершившаяся гроза или центральный символ запрета - ключ . Птица часто появляется в мифах, сказках и легендах, как и мотив превращения человека в птицу, мотив полета. Но также птица является и символом небесной стихии – в т.ч. грозы.
По К.Юнгу птица является олицетворением духа ангелов, символом добротели . Конкретно голубь является символом любви, но также и верности. Именно голубь возвестил Ноя о надвигающемся потопе – катастрофе грозящей всему живому.
Когда вскрывается измена, подобная катастрофа происходит в семье Кабановой. Мы видим разительную перемену в ее внешности, голосе. С этого момента она представляет собой страшную старуху, изливающую из себя страшные проклятия.
Мы видим груду тел вокруг – разрушение. Тихон совершенно впадает в беспамятство, становясь похожим на идиота, утратившего рассудок. Поступок Катерины провоцирует высвобождение всех негативных, деструктивных свойств личности обитателей дома Кабановой.
Более подробно остановимся на Катерине. Образ героини в данной постановке – непоседливая, неусидчивая с несколько мальчишеской внешностью девушка, архетип по квадрантам Юнга – принцесса . Т.е. та, которая не может за себя постоять, не обладает каким либо набором знаний и мудрости. Ее либидо заточено в бетонных декорациях царства Кабановой художника Александра Бродского. И оно ищет выход, Катерина Хаматовой резка на границе с грубостью, говорит на пониженных тонах прокуренным голосом. Знаменитое «отчего люди не летают» здесь звучит как яростное ругательство в ответ на падение. Пластика Катерины порой напоминает хищную птицу. При этом в отношениях с Борисом (в котором она видит выход для своего либидо) она становится мягкой и податливой. Критикуя такой образ героини, обозреватели отмечали гибкость пластики Ч.Хаматовой, умение перестроить свою душевную организацию на несвойственный ей лад, выразить замысел режиссера.
По Юнгу анима и анимус , то есть мужское и женское в психике, отличаются и различно влияют на личность. Анимус – более расчетлив, рационален. Анима же иррациональна, стремится к мистическому.
Анима Катерины активно себя проявляет, она ведет себя часто иррационально, ей свойственны вспышки прозрения, когда она говорит о своей близкой кончине. Стоит отметить, что детали рассказов Катерины о себе Островский позаимствовал у актрисы Малого театра Любови Павловны Косицкой, в которую был влюблен. Она же играла в премьере «Грозы». Поэтому за прототип взята вполне реальная личность. Катерина также говорит о своих снах. Сновидениям Юнг уделял огромное внимание.
Церковь во сне Катерины может является символом иррационального стремления ввысь (церковь - символ анимы, по Юнгу).
Финал постановки поставлен достаточно вольно. Монолог Катерины здесь превращен в диалог Кабановой с Катериной. По мере произнесения его становится ясно, что Кабанова в данной постановке – это Катерина в прошлом. Давящая тяжесть запретов, наставлений (к месту вспомнить «Домострой» в начале спектакля) вытеснили в ней все те стремления, которые мы наблюдаем, и которым сопереживаем в Катерине. Если использовать здесь терминологию Юнга они сокрылись в тени . «Почему люди не летают ?»,- вспоминает она словами Катерины и далее будто превращается в нее. По ее состоянии можно понять, что нее у самой были когда то крылья, но она их обломала.
И сочувствие зрителя, как правило направленное в финале к Катерине, здесь уже затрагивает и Кабанову с Тихоном(в беспамятстве лежащим в клетке)
Катерина не тонет в Волге. Она ловко цепляется по лестнице в небо. Режиссер, таким образом, не дает каких-то категорических ответов. Но глядя на Катерину вполне можно допустить, что всё то, что ей пришлось пережить, совершенно закономерно заканчивается подобным финалом, и свою погибель в последнем диалоге героиня как будто комментирует. Сила желания, о которой, по ее собственным словам, ставила постановку режиссер Нина Чусова восторжествовала.
В конечном итоге, Катерина в постановке театра «Современник»– архетипический сюжет о стремлении к свободе, и расплате за нее смертью. В данном случае в заточенной «в клетку» личности энергия (либидо ) не находит выхода. Будучи неспособной подавить эти желания, увести их окончательно в Тень, героиня дает им выход, и этим обрекает себя на погибель, не имея возможности противостоять высшей силе (Кабановой, порицанию общества). Но подобный выход видится некой закономерностью.
Но как и в сюжете «Снегурочки» - симпатии зрителя остаются на стороне героини. Таким образом, коллективное бессознательное проявляет себя уже внутри сопереживающего зрителя, узнающего близкие себе законы и ситуации.