Всем привет и добро пожаловать на третью часть моей рубрики "Споттинг 20 лет назад: что стало с самолётами". Для тех, кто первый раз наткнулся на мой канал, объясняю суть статей из данного цикла — я нахожу архивные видео, находящиеся в открытом доступе, посвящённые споттингу в том или ином аэропорту, а затем ввожу бортовые номера самолётов (которые, конечно, возможно разглядеть) в онлайн-сервисы (по типу russianplanes.net) и получаю информацию о том или ином лайнере.
Я не зря выделил слово "архивные", так как кадры, которые я нахожу, сделаны обычно 15—20 лет назад, а за это время в мире авиации много чего поменялось (как пример: тогда подавляющую часть бортов в столичных аэропортах составляли исключительно советские (или уже российские) самолёты).
Совет: перед прочтением настоятельно рекомендую ознакомиться с первой и второй частями рубрики
13. RA-85280
Самолёт был выпущен 3 июня 1978 года. С 1978 по 1993 летал в "Аэрофлоте", затем был выкуплен компанией "ЧитаАвиа". С 1998 по 2000 годы борт был в лизинге у а/к "Саяны". После возвращения Чите пролетал ещё год, затем был поставлен на хранение в аэропорту Читы и стоял там без малого 19 лет. Периодически использовался спасателями для отработки нештатных ситуаций.
В 2019 году его выкупил директор физкультурно-оздоровительного центра «Радуга». Для перемещения лайнера на новое место (территория того самого центра), его пришлось около 20 километров везти по местным полям. С целью облегчения процесса транспортировки самолёт частично разобрали.
"Ту-154" стал одним из экспонатов Музея Авиации Забайкальского края, который открылся 8 августа 2020 года. В нём расположился авиасимулятор, где посетители смогут себя почувствовать настоящими пилотами. Сам музей находится в салоне аналогичного самолёта, стоящего рядом (RA-85506).
14. RA-47304
"Ан-24", был выпущен 12 мая 1975 года. Почти сразу же был куплен "Аэрофлотом", где пролетал 18 лет. В 1993 году был в эксплуатации у Саратовских Авиалиний. В 2004-м борт взяла в аренду а/к "Московия". Некоторое время стоял на хранении. В 2005-м новым владельцем стала компания "Якутия". В 2011 борт пополнил авиапарк "Бурал — Бурятские Авиалинии", где уже проработал до выхода на заслуженную пенсию летом того же года. Был списан и поставлен на хранение. Судьба самолёта на сегодняшний день, к сожалению, неизвестна.
15. EY-65022
"Ту-134А" был выпущен 19 мая 1976 года. С лета 1976 по 1993 год летал в "Аэрофлоте", затем пять лет в "Estonian Air", после — в "Авиалиниях Таджикистана". С 2008 года стоит на хранении в аэропорту Худжанда.
16. 4K-85548
О данном борте я нашёл крайне мало информации. Известно лишь, что изначально он летал в "Аэрофлоте", затем в "Azal", затем снова в "Аэрофлоте" и вновь в "Azal". Был порезан на металл в Баку в конце 2009 года.
Кстати, интересный факт, нашёл масштабную модельку этого самолёта! Вот ссылка.
17. EY-85717
Был выпущен в 1991 году. До 1992-го летал в Аэрофлоте, после чего владельцем стала а/к "Авиалинии Таджикистана". В 1999 был в лизинге у "Caspian Airlines", в 2001 — у "Aria Air". С 2003 самолёт вернулся в авиапарк "Авиалиний Таджикистана", где пролетал до 2013 года. В настоящий момент стоит на хранении в аэропорту Душанбе.
18. RA-65122
Был выпущен в 30 июня 1978 года. До 1993 года летал в "Аэрофлоте", после был выкуплен а/к "Самара" (альянс "AirUnion"). Летал до 2008 года. После банкротства "AirUnion" был списан и поставлен на хранение. В 2010 порезан на металл.
На этом пока всё. Следующая часть будет последней) Спасибо за прочтение и до новых встреч!