В предыдущих статьях я уже приглашала читателей на прогулку по замкам Луары, и заодно рассказывала интересные истории, связанные с этими историческими местами. Блуа и Шеверни, Шенонсо, Талси и средневековый Лош - ссылки на статьи о них я по традиции дам в конце этого рассказа. А сегодня я хочу рассказать об уникальном здании раннего Средневековья - часовне Жерминьи-де-Пре в маленькой деревушке под Орлеаном.
Простое здание из серого камня без каких-либо привычных украшений, горгулий, витражных роз и прочих вещей, на которые так богаты готические храмы. Не скрою, я - большая поклонница именно готики (особенно пламенеющего ее периода), но эта часовня вызывает совершенно неожиданные и удивительные эмоции.
Не знаю, кому как, но мне, когда я стояла перед ней, было очень сложно осознать, что дата ее возведения - между 803-м и 806-м годами. Построил ее, по мнению историков, архитектор армянского происхождения по имени Одон из Меца по заказу епископа Орлеанского Теодульфа, одного из советников короля Карла Великого. Этот самый Карл (для тех, кто не очень помнит европейскую историю того периода) объединил под своей рукой огромные территории и стал первым императором Римской империи. Кроме того, с него началась королевская династия Каролингов, а сам он был объявлен Великим еще при жизни.
По окончании строительства капеллу освятили в честь Святых Жермена и Женевьевы и специалисты считают, что построена она в классических традициях византийской и исламской культур. Часовня Жерминьи-де-Пре дважды служила королевским пристанищем для внука Карла Великого - тоже Карла, но уже Лысого. В этом же IX веке, во время нормандских походов капелла дважды горела, но каждый раз ее восстанавливали. А через 4 века часовня стала обычной приходской церковью, и, тем не менее здание это считается уникальным, аналогов которому нет. Почему?
Оказывается, до XIX века Жерминьи-де-Пре считалась самой древней церковью во Франции. Изначально часовня представляла собой греческий крест, вписанный в квадрат, от которого в разные стороны расходились четыре апсиды. Позже, когда часовню перестраивали под приходскую церковь, пристроили неф, а потом еще удлинили его, и в итоге получилось примерно то здание, которое мы видим сейчас.
Но главной достопримечательностью часовни является мозаика, расположенная на своде восточной апсиды. Картина из смальты и драгоценных камней, выполненная в золотых, синих и голубых тонах, изображает двух архангелов и двух херувимов рядом с Ковчегом Завета. Для этой картины мастерам (кстати, историки считают, что это были итальянские мастера, но работавшие в византийской манере) понадобилось 130 тысяч кусочков смальты.
Кстати, в средние века мозаика была скрыта под слоем штукатурки и, по одной из версий, была обнаружена совершенно случайно, благодаря ребятишкам из деревни, которые выколупывали красивые кубики из штукатурки для своих игр. (Если честно, я не очень понимаю, как дети добрались под крышу часовни, но... Остается поверить на слово, что так и было 😀)
Со временем часовня ветшала, и в XIX веке ее решили восстановить, но реставрация прошла неудачно и разрушение церкви продолжилось. В итоге сейчас от оригинала IX века остались фундамент, та самая, единственная на всю Францию мозаика и несколько фрагментов стен. Фрагменты штукатурки и каменных плит представлены в Орлеанском Музее искусств. Но, тем не менее, даже восстановленная, часовня признана историческим памятником Франции и действительно достойна посещения.
Кстати, о реставрации. Во Франции существует один очень интересный закон, о котором я обязательно расскажу в одной из статей. Подписывайтесь на мой канал, чтобы гулять по свету вместе со мной. А пока рассказы о других замках на Луаре можно прочесть здесь:
Дворец или казарма? Повороты в жизни Блуа
Лош - осколок средневековой Франции
Что мне не понравилось в роскошном Шеверни
Генрих IV, печенье и любовник под кроватью Габриэль, или именитые гости Шенонсо