По воспоминаниям нашего сегодняшнего героя, Лазаря Кагановича, его семья жила очень бедно, отчего он с самого нежного возраста был приучен к труду, а в подростковые годы отправился в соседний Киев, где трудился разнорабочим. Он изучил ремесло сапожника и зарабатывал честным трудом, но затем бросил все и стал обычным грузчиком.
Грузчики тогда были посмелее, чем сейчас, и за организацию забастовки юного еврейского мальчика выгнали на улицу. Ему лежала прямая дорога в местную ячейку РСДРП, и молодой человек по примеру брата стал активистом рабочего движения. С началом Гражданской войны двадцатипятилетний Лазарь оказался комиссаром сначала на одном, а потом на другом направлении.
В начале 1920-х прошедший Крым, Рым и медные трубы Каганович числился по Средней Азии и во время одной из своих поездок познакомился с наиболее перспективным партийным лидером Иосифом Сталиным. Два старых ленинца сошлись практически моментально, и Виссарионыч немало поспособствовал взлету карьеры своего младшего товарища.
После перевода в ЦК и еще при жизни Ильича наш герой открыто заявил, что готов исполнить абсолютно любой приказ своего патрона, что на тот момент было в новинку. И действительно делал для него многое – в двадцатые годы Лазарь Моисеевич приложил все усилия, чтобы устранить от власти всех других старых и влиятельных большевиков, от Каменева и Зиновьева до самого Троцкого. То, что эти люди были его собственными соплеменниками, еврейского функционера не смущало – для него с самого начала важнее была личная преданность человеку, которого он первым назвал вождем.
Именно с уроженцем Киевской губернии Кагановичем связан самый активный период украинизации Малороссии – когда на территории созданной УССР всячески продвигали украинский язык, культуру, национальные кадры и ограничивали карьерные возможности для русскоязычных специалистов. Именно в то время многие русские жители республики по документам стали украинцами, включая таких в будущем известных личностей, как Никита Хрущев и Леонид Брежнев.
Когда с задачей, в целом, справились, личного порученца отца народов вновь отозвали в столицу. Уже оттуда он стал одним из главных архитекторов ускоренной индустриализации 1930-х. А если точнее, то такого тонкого вопроса, как получение денег за счет ограбления сельского хозяйства. Иными словами, все события того времени, связанные с недостатком продуктов питания, в какой-то мере были в зоне ответственности нашего героя.
Но вот чем Кагановичу действительно стоит гордиться – это строительство московского метрополитена (получившего потом его имя) и участие в реконструкции Москвы. Ставший опытным хозяйственником, приближенный вождя перед Великой отечественной рулил многими важными областями промышленности, а в ходе нее стал наркомом путей сообщения. С его именем была связана успешная эвакуация людей и предприятий на восток советской державы, хотя и в самом начале ему выразили недоверие.
После войны Лазарь Моисеевич, хоть и на время выпал из ближнего круга Сталина, оставался «главным евреем» Советского Союза и символизировал всему миру, что мухи отдельно, а котлеты отдельно. Т.е., самим фактом своего безбедного существования показывал, что борьба с оппортунистами, космополитами, врачами-вредителями и прочими несогласными (среди которых было много детей Сиона) ничуть не затрагивает евреев, верных делу партии.
В 1957-м Маленков, Каганович, Молотов и примкнувший к ним Шепилов были отстранены от руля и переведены на второстепенные должности. Каждый из них пользовался всеми благами высокопоставленных партаппаратчиков и прожил еще очень долго. Но только Каганович своими глазами сумел увидеть, как в 1991-м году разваливается государство, к созданию которого он приложил так много усилий.