Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Указывая на "хищнический" характер Казанского ханства, историки любят ссылаться на завоевание татарами Вятки, а точнее города Хлынова, бывшего столицей Вятской земли. Предлагаю подробней взглянуть, что это была за история, и выяснить, кто и как угрожал Вятской республике.
Месть за поддержку Дмитрия Шемяки
Князья Северо-Восточной Руси считали Вятку своей вотчиной. Однако это не мешало её самостоятельно жить и процветать в качестве крупного торгового города. Склонность к самоуправлению вятчане восприняли от новгородцев и к власти русских князей относились как к неизбежному злу. В 1452 г. они воспользовались войной между Василием Тёмным и Дмитрием Шемякой и провозгласили независимость. Так возникла Вятская вечевая республика.
Однако уже в 1458 г. Василий Тёмный решил отомстить вятчанам за их поддержку Шемяки и уничтожить самопровозглашённую республику. Существовал договор 1435 г., по которому Новгород уступал Вятку Москве. Он-то и послужил формальным поводом для аннексии Вятского государства.
Сначала воеводы московского великого князья Иван Патрикеев и Дмитрий Ряполовский отвоевали у Вятки Орлов и Котельнич, а вскоре окружили вятскую столицу Хлынов. Город вынужден был сдаться, и воеводы привели Вятскую землю в покорность Москве.
Единственным плюсом изменившегося положения вещей было то, что Вятка сохранила за собой некоторые из прежних свобод, хотя и не самые главные.
Московско-казанские войны и вятской вопрос
В 1467 г. по инициативе Москвы обострились её отношения с Казанским ханством. Иван III хотел посадить в Казани царём своего человека и организовал для этого военный поход у устью Камы.
Противостояние затянулось, и этим решили воспользоваться хлыновские ушкуйники. Как пишет историк М. Худяков:
"Одновременно с операциями на приволжском театре войны, хлыновский военный отряд спустился по реке Вятке на Каму и начал действовать в тылу у казанцев, совершая нападения на купеческие суда на внутренних путях государства".
Поскольку речь шла о вторжении на территорию Казанского государства, хан Ибрагим принял решение ликвидировать не только причину, но и источник возникшей опасности. Он отправил крупное войско на север, "чтобы обезвредить гнездо вятских ушкуйников".
Казанцы успешно овладели столицей Вятского края и посадили в ней своего наместника. Вятка оказалась под оккупацией, но русские летописи не сообщают, чтобы татары бесчинствовали в новой колонии или изменили бы в неё форму правления. Вятчане предпочли бы освободиться от власти чужаков, но выбирать им не приходилось. Поэтому они смирились, сохранили у себя мягкий оккупационный режим и перестали досаждать татарам своими набегами.
Завоевание Хлынова резко улучшило криминогенную обстановку на водных путях Казани. "Русский партизанский отряд вынужден был удалиться вверх по р. Каме и кружным путём, через Вычегду, достигнуть Устюжской земли".
Период бесполезный увещеваний
Зависимость Вятки от Казани сильную озабоченность в Москве. Когда в 1485 г. вятчане отказались идти с войском Ивана III на Казань, на север был послан воевода Юрия Шестак-Кутузова. Вятчанам пришлось согласиться на мир, но он "кажется, был не искренний: по крайней мере, есть известие, что в 1486 году" они "нападали на Устюг…" и угрожали русскому Осиновцу.
Вятчан сочли злостными мятежниками, и митрополит Геронтий дважды посылал к ним "увещательные грамоты", указывая, что северяне грубят "господарю великому князю", пристают к его недругам, соединяются с "поганством", беспрестанно воюют отчину великого князя и не извиняются за свою грубость. Геронтий угрожал закрыть в Вятской земле церкви, изгнать священников и наложить проклятье на всех вятчан, но в лоно московской власти они не поспешили.
Осада и "добровольная" сдача
Угрозы сыпались до лета 1489 г., пока Иван III не решил перейти от дискуссий к войне. По разным подсчётам, покорять Вятскую землю двинулось от 16 до 64 и даже до 70 000 московских ратников. Ими командовал лучший полководец Ивана III князь Даниил Щеня.
В середине августа его гигантское войско подступило к Хлынову. По требованию Ивана III к нему примкнули полки из Устюга, Каргополя, Вологды, Белоозера, из Подвинья, с Ваги и Вычегды. Своему ставленнику казанскому царю Амину Иван III также приказал участвовать в вятском походе.
Даниил Щеня выдвинул вятчанам ультиматум и обложил деревянную хлыновскую крепость берестой. Лишь после этого горожане сдались на волю победителя и выдали Москве своих руководителей: бояр Аникиева, Лазарева и Богодайщикова.
"Развод" по-московски
В день святого Симеона Столпника, 1 сентября 1489 г., из Вятки в Москву вывезли лучших земских людей и купцов с их семьями. Земцев поселили в Боровске и Кременце, а купцов отправили на жительство в Дмитров. Оставшихся жителей проверили на лояльность и привели к присяге. Лидеры сопротивления – Аникиев и товарищи – были биты кнутом и повешены.
Вместе с вятчанами в Москву доставили их союзников – вотяцких князей. Иван III жаловал их своей милостью и отпустил домой, но не свободными, как раньше, а бесправными московскими данниками.