Обеспечение безопасности движения железнодорожного транспорта является одной из главных задач компании ОАО "РЖД". Как известно, устранение последствий даже одной аварии или крушения окупает самые дорогостоящие программы и мероприятия, направленные на своевременное обнаружение отказов.
Одной из причин схода грузовых поездов является изло боковой рамы тележки в зоне радиуса R55.
Причинами появления усталостных трещин могут служить наличие внутренних литейных дефектов в нижнем сечении буксового проема боковой рамы (R-55) в невидимой для осмотрщиков вагонов зоне, которые привели к концентрации напряжений и дальнейшему излому боковой рамы. Внутренние литейные дефекты каждый раз одни и те же: «внутренние усадочные раковины» (рис. 1) и плохо заваренные «горячие трещины», а по сути — те же усадочные дефекты, выходящие на поверхность. Таким образом, причины аварий следует искать на заводах-изготовителях этих ответственных деталей.
Основным звеном в поиске трещин был и остается осмотрщик вагонов, который применяет малоэффективные приспособления. Поиск трещин осуществляется лишь на визуальном уровне при натурном осмотре боковых рам, но так как в 95% случаев изломы происходили в зоне радиуса R55, в невидимой для осмотрщика зоне, выявить их достаточно трудно. Эту проблему необходимо решать с использованием современных технологий, так как она напрямую влияет на безопасность движения и несет угрозу для жизни людей. Используемые сегодня методы не позволяют своевременно обнаружить зарождающуюся усталостную трещину, в большинстве своем уже морально устарели и не исключают наличие человеческого фактора.
Вашему вниманию представлю способ выявления трещин боковых рам тележек грузовых вагонов в радиусе R55.
В предлагаемом способе п о контуру поверхности боковой рамы тележки вагона (в данном случае зона R 55) на диэлектрический слой, перпендикулярно предполагаемому направлению распространения трещины, наносится токопроводящая дорожка в форме змейки и контролируется на разрыв. Проверка состояния токопроводящей дорожки проводится осмотрщиком вагонов с помощью прибора, работа которого основана на методе электромагнитной индукции (передача напряжения без проводов, бесконтактная проверка). Возникновение индукционного тока на проверяемой дорожке говорит о том, что она не имеет разрывов, в противном случае дорожка повреждена и указывает на образование трещины. Чем меньше ширина токопроводящей дорожки и шаг между звеньями змейки, тем выше вероятность выявить трещину наименьшей длины. В процессе проверки осмотрщик лишь только кратковременно подносит мобильное устройство с активным передающим контуром к поверхности регистратора, фиксирует состояние токопроводящей дорожки и если есть подозрение на трещину, принимает решение об отцепке вагона.
Реализация проекта поможет избежать ущерба, причиняемого в результате крушений поездов и схода подвижного состава по причине изломов боковых рам:
- прямой ущерб инфраструктуре;
- просрочка доставки груза;
- простой участков;
- полная или частичная утеря груза;
- предотвращение ущерба экологии окружающей среды,
а так же повысит имидж компании и доверие потребителей услуг.
Проект позволяет сократить потери в перевозочном процессе по причинам изломов боковых рам, направлен на обеспечение безопасности движения поездов, а так же следует целям стратегии развития ОАО «РЖД», обеспечивая повышение безопасности функционирования ж.д. транспорта.
Способ, безусловно, можно использовать не только в вагонном хозяйстве и применять исключительно для боковых рам. Способ применим на всей инфраструктуре, а так же в строительстве для контроля деталей конструкций, мостостроении, исследовательских работах, везде, где требуется контроль над появлением трещин.