Найти в Дзене
Книги АСТ нонфикшн

Как написать книгу, если в голове нет ни героев, ни сюжета? Личная история

 Josh Vuong / Unsplash
Josh Vuong / Unsplash

Когда в юном возрасте мы садимся писать рассказ — он как будто сам ведет нас, герои чувствуют и живут вместе с нами, даже не на бумаге. Всё меняется, когда начинаешь критически относиться к созданному, пытаешься, как на уроках литературы, "заложить" в произведение авторскую мысль.

Так было и с Екатериной Оаро, преподавателем писательского мастерства и автором книги «Держись и пиши»:

«Писать я перестала, когда начала изучать теорию писательского мастерства. Я прочитала, что такое конфликт, каким должен быть герой и что сюжет должен быть похож на синусоиду. И замерла.

Так я вообразила себе, что, садясь за текст, нужно иметь все: продуманных очаровательных персонажей с их "арками", мощную кульминацию, необычную композицию и свой стиль. И, конечно, идею — то самое школьное "что хотел сказать автор".

Я потеряла несколько лет, ожидая, когда текст родится у меня в голове. Ожидание мучило меня, подтачивало самооценку. Но однажды я прочла свидетельство Уильяма Фолкнера о том, с чего он — лауреат Нобелевской премии! — начал писать роман "Шум и ярость":

"Все началось с образа, который возник у меня в голове. В то время я не понимал, насколько он был символичен. Это была девочка в замаранных сзади штанишках, которая сидела на грушевом дереве и смотрела через окно в дом, где хоронили ее бабушку, и сообщала братьям, стоящим внизу, что происходит.
Jordan Rowland / Unsplash
Jordan Rowland / Unsplash
Когда я объяснил себе, кто они такие, что делают и почему у нее грязные штанишки, я понял, что уложить все это в рассказ не получится, это должна быть большая книга...
Сначала я попробовал изложить историю в том виде, как она представлялась одному из братьев, написал первую часть, чувствую — чего-то не хватает. Тогда я дал высказаться второму брату опять не то. Я взял третьего брата, потому что Кэдди по-прежнему казалась мне такой трогательной и прекрасной, что не хотелось заставлять ее всего лишь пересказывать события, я считал, если другие будут говорить о ней, книга наполнится живым чувством. И снова неудача. Тогда уже в четвертой части, я решил рассказать о случившемся от себя, и снова ничего не вышло...»

По примерам работ других писателей Екатерина поняла, что нужно изменить подход. Доверять тем образам, которые уже существуют, развивать их, пробовать разные способы изложения. Промахи нормальны, не нормально — останавливать игру.

«Текст может вырасти из смутного непрожитого чувства или вертящегося в голове вопроса, из необходимости суммировать свой опыт и разобраться, о чем он, из потребности решить социальный вопрос — да из чего угодно».

Уже много лет Екатерина обучает людей искусству создания текстов и, конечно, создает их сама. Её бесстрашная книга «Держись и пиши» поможет начинающим (и не очень) писателям смело приступить к делу и не опасаться за результат. Внутри вы найдете множество практических советов и упражнений, чтобы избавиться от творческого кризиса и вдохнуть жизнь в свои замороженные произведения.