Найти тему
Даруль Фикр

Взятие Мекки. Часть 1.

Это произошло в месяц Рамадана восьмого года Хиджры (январь 630 г.).

Причина овладения Меккой: люди из племени Бакр, попросили знатных курайшитов оказать им поддержку против племени Хузаа людьми и оружием (племя Хузаа состояли в союзе с мусульманами). И они оказали им поддержку. Выступила группа курайшитов, скрывая свою внешность. Среди них были: Сафван ибн Умайя, Хувайтыб ибн Абдуль-Узза, Микраз ибн Хафс. Они встретились с племенем Бакр в местечке под названием аль-Ватир. Они неожиданно напали на группу хузаитов, убили более двадцати человек. После этого случая, вышел Амр ибн Салим аль-Хузаи во главе двадцати всадников своего племени и прибыл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы сообщить о произошедшем. Посланник Аллаха ﷺ встал со своего места, волоча свою накидку, и сказал:

«Я не помогу себе, если не окажу помощи племени Бакр, в том же в чем помог бы себе».

Также он сказал следующее:

«Эта туча предвещает победу племени Кааб» [1]

Курайшиты пожалели о содеянном и отправили Абу Суфьяна ибн Харба к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с целью обновить и продлить соглашение. Он пришел и обратился к Пророку ﷺ, но он ему не ответил. Потом направился к Абу Бакру, попросил его, чтобы уговорил Пророка ﷺ поговорить с ним. Абу Бакр сказал:

«Я этого не сделаю».

Потом пошел к Умару ибн аль-Хаттабу, обратился к нему. Тот воскликнул:

«Разве я стану ходатайствовать за вас перед Посланником Аллаха ﷺ? Клянусь Аллахом, если бы я нашел даже пылинку, то использовал бы ее против вас».

Абу Суфьян отправился обратно в Мекку не с чем. Пророк ﷺ начал подготавливаться к походу, при этом он скрыл свое намерение. Он сказал:

«О Аллах! Сделай так, чтобы курайшиты не узнали об этом, и чтобы мы застигли их врасплох!» [2]

Когда Пророк ﷺ подготовился к походу на Мекку, Хатыб ибн Абу Балтаа написал письмо к курайшитам, сообщая им о готовящемся походе Пророка ﷺ к ним.

Убайдулла Ибн Абу Рафи — писчий при Али — сообщил:

«Я слышал, как Али, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Посланник Аллаха ﷺ послал меня, аль-Зубайра и аль-Микдада, сказав:

«Отправляйтесь к оазису Хах. Там в палатке живёт женщина. У неё есть письмо. Заберите его у неё».

И мы отправились (туда) во весь дух. И вот (перед нами) эта женщина. Мы сказали ей:

«Доставай письмо!»

Но она ответила:

«Нет у меня никакого письма!»

Тогда мы сказали:

«Ты отдашь это письмо, а иначе сбросишь (свою) одежду!»

И она достала его из своих волос. Мы принесли его Посланнику Аллаха ﷺ. В нём (было записано):

«От Хатыба ибн Абу Бальтаы к людям из многобожников, населения Мекки...»

Он сообщал им нечто связанное с Посланником Аллаха ﷺ, и Посланник Аллаха ﷺ, спросил:

«Хатыб! Что это такое!?»

Тот ответил:

«Не торопись (с вердиктом) против меня, Посланник Аллаха! Я был человеком неразрывно связанным с Курайшем».

Суфьян сказал:

«Он был их союзником, хотя сам и не происходил из него. Он был одним из тех, кто был с тобою из числа мухаджиров, имевших родственные связи, которыми они защищали свои семьи».
«Поэтому мне захотелось, раз уж родства с ними мне дано не было, протянуть к ним руку, которой они защитят мою родню. Сделал я это не из-за неверия и не потому, что отступился от своей религии, и не из-за приятия неверия после Ислама».

И Пророк ﷺ, сказал:

«Он сказал правду».

А Умар сказал:

«Позволь мне, Посланник Аллаха ﷺ, отрубить голову этому лицемеру!»

Но он сказал:

«Он ведь участвовал в сражении при Бадре! Откуда тебе знать, быть может, Аллах проверил и знает всех участников сражения при Бадре».

И тот сказал:

«Делайте, что желаете, но я вам уже простил».

Тогда Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен, ниспослал:

«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам...» до слов «А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути» [3].

Потом Посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, отправился в путь. Вместо себя в Медине оставил Кульсума ибн Хусейна ибн Утбу. Выступил десятого числа месяца рамадан. Пророк ﷺ постился, вместе с ним постились и люди. Достигнув места под названием аль-Кудайд между Усафаном и Амаджом, стал разговляться. Он двинулся дальше и остановился в местности под названием Марра аз-Захран с десятью тысячами мусульман. Вместе с Посланником Аллаха шли мухаджиры и ансары — никто из них не отстал от него. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал привал в Марра аз-Захране, все источники информации для курайшитов были перекрыты, и они не получали никаких сообщений о Пророке ﷺ, были в полном неведении относительно его действий. В те же дни Абу Суфьян ибн Харб, Хаким ибн Хизам и Будайль ибн Варка вышли на поиски данных о нем, надеясь что-нибудь увидеть или услышать какую-нибудь новость.

Когда они достигли Марра аз-Захран, то увидели огромные костры и когда они расспрашивали друг у друга о кострах, их заметили люди из охраны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем их привели к Посланнику Аллаха, и Абу Суфьян принял Ислам. [4]

Ибн Исхак передаёт от Аббаса подробный рассказ о принятии Ислама Абу Суфьяном:

«Когда настало утро, отправился вместе с ним к Посланнику Аллаха ﷺ. Увидев его, Пророк ﷺ воскликнул:

«Горе тебе, о Абу Суфьян! Не настало ли для тебя время признать, что нет бога, кроме Аллаха?!»

Абу Суфьян ответил:

«Ты мне дорог, как отец и мать! Как ты терпелив, благороден и добрый родственник! Ей-богу, я подумал, о если вместе с Аллахом было какое-нибудь другое божество, то я бы в нем не нуждался».

Пророк ﷺ воскликнул:

«Горе тебе, о Абу Суфьян! Не пора ли тебе знать, что я Посланник Аллаха?»

Абу Суфьян ответил:

«Ей-богу, в отношении этого у меня до сих пор есть сомнение».

Аль-Аббас ему сказал:

«Горе тебе! Покорись и признай, что нет бога кроме Аллаха, что Мухаммад — Посланник Аллаха, пока тебе не отрубили голову!»

И он произнес слова исповедания веры, принял ислам.

Аль-Аббас рассказывает: «Я сказал:

«О Посланник Аллаха! Абу Суфьян - человек гордый. Сделай для него что-нибудь!»

Ответил:

«Хорошо. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он — в безопасности; кто закроет за собой дверь, он в безопасности; кто войдет в мечеть, он — в безопасности».

Когда Абу Суфьян собрался уходить, Пророк ﷺ сказал:

«О аль-Аббас! Задержи его у выхода из лощины возле горы — пусть посмотрит на проходящих мимо воинов Аллаха!»

Я ушел вместе с ним и задержал его у выхода из лощины — там, где велел держать его Пророк ﷺ. Мимо проходили племена со своими знаменами. Каждый раз, как проходило какое-нибудь племя, он спрашивал:

«О Аббас! Кто эти?»

Я отвечал:

«Салим».

Он говорил:

«Что между мной и племенем Салим?»

Потом проходит другое племя, и он спрашивает:

«О Аббас! А эти кто?»

Я отвечал:

«Племя Музаййана».

Он говорил:

«Что между мной и племенем Музаййана?»

Так продолжалось до тех пор, пока не прошли все племена: о каждом племени он спрашивал, я называл племя, и он восклицал:

«Что между мной и племенем таким-то».

Последним проехал Посланник Аллаха ﷺ во главе своего зеленого отряда. (Ибн Хишам говорит, что назвали его зеленым отрядом из-за множества железных доспехов, в которые были закованы мухаджиры и ансары — из-под железных доспехов были видны только их глаза.) Абу Суфьян был поражен и спросил:

«Боже мой! О аль-Аббас, а эти кто?!!!»

Я ответил:

«Это Посланник Аллаха ﷺ во главе мухаджиров и ансаров».

Он воскликнул:

«Никто не сможет одолеть этих. Клянусь Аллахом, о Aбy аль-Фадль, царство твоего племянника становится великим».

Я сказал:

«О Абу Суфьян! Это — пророчество».

Он воскликнул:

«В таком случае пусть будет благословен!» [5]

Я сказал:

«Скорей к твоему народу!»

[1] Рассказали об этом Ибн Саад и Ибн Исхак, текст Ибн Саада. Ибн Хаджар сказал: «передали аль-Баззар, ат-Табарани, Муса ибн Укба и другие».

[2] Передали Ибн Исхак, а Ибн Саад близким по смыслу.

[3] «Аль-Мумтахана / Испытуемая», 60:1

[4] Бухари и Муслим. Слова Бухари.

[5] Рассказали об этом Ибн Саад, Ибн Джарир также Бухари в похожей форме.