Уважаемые коллеги, это моя первая публикация в Дзен, поэтому позвольте представиться. По специальности я технолог лесозаготовок, окончил Уральский лесотехнический институт. Общий стаж работы в отрасли – более полувека.
Из них 9 лет на производстве, Ордена Трудового Красного Знамени Крестецкий опытный леспромхоз ЦНИИМЭ: мастер леса, технорук лесопункта, технорук и начальник цеха деревообработки, начальник цеха ДВП, который обеспечивался тепловой энергией от собственной котельной на древесном топливе мощностью 24 МВт.
Если считать цех ДВП с мокрым способом производства грубой физической моделью ЦБК, я на одном предприятии в сапогах «прошёл» весь лесопромышленный комплекс и биоэнергетику.
Второй этап – около 40 лет научно-исследовательской работы, из них 24 года в ЦНИИМЭ: аспирант, младший, старший, ведущий научный сотрудник, зав. сектором производства щепы на лесосеке, учёный секретарь института и координационного совета, зав. сектором планирования и координации научно-исследовательских работ в лесной промышленности.
На две последние должности, которые носят административный характер, я согласил только после того, как директор института согласился, что я буду совмещать эти должности с бесплатным руководством группой научных сотрудников с выездами на полевые работы. В результате я продолжал заниматься научной работой и был в курсе работы всего института, поскольку выполнял контроль за выполнением тематического плана, готовил проведение Учёных советов по рассмотрению важнейших научных работ, доклады директора на собраниях, а также освоил систему планирования научных исследований и координацию работы всех отраслевых институтов лесной промышленности.
В научном плане под моим руководством были разработаны технологии и система машин для производства щепы на лесосеке, которые позволяли исключить образование лесосечных отходов при рубках главного пользования, повысить съём древесины с лесосеки примерно на 20 %, повысить производительность труда и экономическую эффективность лесозаготовительных работ. Машины системы были сданы на серийное производство. Технологии защищены авторскими свидетельствами на изобретение.
Использование системы машин на рубках ухода за лесом на стадии прореживания позволило сделать эти убыточные и сегодня рубки рентабельными.
Технологии были отработаны в промышленных условиях, использовались в течении нескольких лет в Крестецком леспромхозе, а на рубках главного пользования внедрены на ряде лесокомбинатов в Белоруссии. По результатам работы в 1987 году технологии работ были утверждены Минлеспромом СССР в документе "Руководство по производству щепы на лесосеке".
Сегодня об этих работах не знает никто, но они актуальны более, чем в прошлом, поскольку доступные лесосеки по главному пользованию истощены, а на проведение рубок ухода на стадии прореживания расходуются средства из государственного бюджета.
По результатам работ мною были защищены кандидатская и докторская диссертации.
В 2014 году издательством Palmarium Academic Publishing, Германия, опубликована написанная по инициативе издательства монография на русском языке «О стратегии и тактике развития лесопромышленного комплекса России».
В настоящее время монография переработана и дополнена для издания в России. Также подготовлена для публикации в России монография « О малоотходной технологии лесозаготовок».
Сравнивая Советский период развития лесной промышленности с положение дел сегодня, прошлый опыт можно назвать золотым. Использование этого опыта может позволить самым быстрым образом повысить эффективность работы всего лесного комплекса.
Однако донести этот опыт до лесопромышленников сегодня – большая проблема. Перестала издаваться отраслевая газета «Лесная промышленность». Толстые журналы в Москве и С.-Петербурге выходят лишь 4 раза в году. Они публикуют, в основном, статьи о достижениях комплекса. Перестал существовать институт повышения квалификации. Так что мой выход в Дзен - мера вынужденная.
Современный период примечателен тем, что после многолетнего бездействия, проваленной Стратегии развития лесного комплекса России на период до 2020 года, наше Правительство, наконец, обратило внимание на лесной комплекс.
За время бездействия вклад лесопромышленного комплекса в ВВП страны снизился в 3,5 раза. Доля России в мировой торговле лесной продукцией, как отметил Президент, сократилась на порядок – с 18 до 2 процентов. Как отмечали эксперты, принятая два года назад Стратегия развития лесного комплекса России на период до 2030 года имела ошибки принципиального характера, а Лесной кодекс требует переработки.
Появилась информация, что Стратегии развития лесного комплекса России на период до 2030 года уже переработана. Вице - премьер Вероника Валериевна Абрамченко обратилась с письмом к Президенту России с предложением создать единый орган управления лесным комплексом. Президент предложил выстроить в лесном комплексе «эффективную вертикаль управления» и объявил о запрете с 2022 года экспорта необработанной и грубо обработанной древесины. Появилась надежда, что в развитии лесного комплекса может начаться новая эра.
Оценивая в целом проблемы современного лесного комплекса, можно сказать, что основной из них является отсутствие эффективной системы управления. Формулировка ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС существует лишь в основополагающих документах по лесу, таких как Лесной кодекс, Стратегия развития лесного комплекса.
В действительности на лесной ниве функционируют два совершенно самостоятельных ведомства – Федеральное агентство лесного хозяйства Рослесхоз, входящее в структуру Министерства природных ресурсов и Департамент химико-технологического, лесопромышленного комплекса и биоинженерных технологий Минпромторга России.
За последние годы название департамента менялось трижды: Департамент лесной и лёгкой промышленности (удачное сочетание, не правда ли?), Департамент химических технологий и лесопромышленного комплекса и департамент, показанный выше. Причём значение лесопромышленного комплекса (ЛПК) в структуре департамента постоянно снижалось. В последнем Положении о Департаменте лесопромышленный комплекс упоминается только в названии департамента. Это красноречиво говорит о том, сколь высокое значение в Минпромторге придаётся лесопромышленному комплексу.
Система управления лесным хозяйством, которое выполняет функции по обеспечению рационального лесопользования, воспроизводства, охраны, защиты лесов, включая охрану лесов от пожаров, хоть и в усечённом виде, сохранилась.
Как видим, на Рослесхоз возложены весьма трудоёмкие работы, требующие значительных финансовых ресурсов. Эти средства должен заработать лесопромышленный комплекс.
Что касается лесопромышленного комплекса, включающего большое количество отраслей по заготовке древесины и производству лесобумажной продукции: круглых лесоматериалов, пиломатериалов, фанеры, древесных плит, деревянных домов, целлюлозы, бумаги, картона и другой продукции, система управления им практически отсутствует. В Минпромторге делами ЛПК занимается совершенно бесправный и беспомощный Отдел лесопромышленного комплекса численностью с десяток человек. Ни в Правительстве России, ни в Минпромторге нет ни одного профессионала ЛПК.
Так что лесопромышленный комплекс сегодня – это огромный корабль без руля и без ветрил.
Напомню, в Минлеспроме СССР работало ~ 1 500 специалистов, прошедших хорошую школу на производстве и тщательный отбор.
Как можно охарактеризовать взаимоотношения этих ведомств? Работа двух ведомств очень тесно взаимозависима. Результаты работы каждого из них всецело влияют на результаты работы другого. Ошибки в деятельности лесного хозяйства отрицательно сказываются на эффективности работы ЛПК, снижают отчисления в бюджет, что, в свою очередь, отрицательно влияет на работу Рослесхоза.
Казалось бы, лесное хозяйство должно быть заинтересовано в создании самых благоприятных условий для лесоэксплуатации. Великий русский лесовод Георгий Фёдорович Морозов считал, что «рубка леса есть синоним его возобновления» . Практика, к сожалению, показывает, что такая заинтересованность отсутствует. В работе ведомств часто возникают разногласия, спорные вопросы. При возникновении спорных ситуаций мощное Министерство лесной промышленности СССР было способно отстаивать свои интересы. Это позволяло поддерживать баланс экономических и экологических проблем.
В настоящее время Рослесхоз «побеждает» всегда. Одной из таких «побед» является ужесточение Рослесхозом в 1994 году без каких-либо обоснований Правил заготовки древесины . Максимальный размер лесосек был сокращён в 4 раза, а минимальные сроки примыкания лесосек увеличены в 2 раза. Эти изменения повлекли увеличение потребности в лесовозных дорогах в 2,7 раза, а в лесовозных усах – в 3 раза. Лесопромышленному комплексу нанесён огромный ущерб.
Стоит ли удивляться, что при таком взаимопонимании ведомств сегодня не хватает средств ни на уход за лесом, ни на лесную охрану, ни на тушение лесных пожаров.
Специалисты лесопромышленного комплекса ещё в Советский период считали, что наличие двух лесных ведомств, часто проводящих противоречивую политику, является вредным для экономики лесного комплекса. Двоевластие вредно по определению.
Провозглашённое Правительством намерение создать единый орган управления лесным комплексом способно существенно повысить эффективность системы управления лесным комплексом. В лесном комплексе появится единый руководитель – Стратег.
Отсутствие Стратега делает бессмысленной саму разработку Стратегии.
Как вариант, единый орган управления лесным комплексом можно создать почти без затрат на базе Рослесхоза, выведенного из подчинения Минприроды России. Надзорные функции за работой лесного комплекса могут быть переданы, например, Минприроды.
Но создание единого органа – это полдела. Не менее важно то, кто возглавит этот орган. Если это будет очередной эффективный менеджер, эффекта, как это показывает практика, ждать не стоит. Ведь мало принять Стратегию, её надо реализовать. Это может сделать только квалифицированный специалист, наделённый государством большими полномочиями и возможностями.
Объединение важно также тем, что необходимо решать массу проблем, связанных механизацией и машинизацией работ в области лесного хозяйства. Специалисты лесного хозяйства, лесоводы – это, по сути, лесные агрономы. Многие из них выбирали лесохозяйственный факультет потому, что им «не по зубам» сопромат. Не потому ли и сегодня самым распространённым орудием при посадке леса является сажальный меч Колесова, изобретённый директором Харьковского земледельческого училища А.А. Колесовым в 1883 году.
Пример решения масштабных задач в недалёком прошлом в лесопромышленном комплексе имеется. В пятидесятых годах прошлого века под руководством Министра лесной промышленности СССР Георгия Михайловича Орлова была выполнена огромная работа по переводу лесозаготовительной промышленности страны на не имеющую аналогов в мире технологию заготовки и вывозки древесины хлыстами и деревьями.
Эта колоссальная по своим масштабам работа министерством была выполнена в кратчайший срок – за пять лет. Результатом этой работы был рост производительности труда в лесной промышленности на 10 процентов в год, на 50 процентов за пятилетку. Сегодня эта технология является доминирующей в Канаде, США и уже шагнула в южное полушарие. Понять перспективность разработки отечественных ученых и выполнить работу такого масштаба по внедрению её в промышленность в кратчайший срок мог только профессионал высочайшей квалификации, облеченный государством большими полномочиями.
Лесному комплексу нужен современный Орлов.
Более подробно устранение проблем лесопромышленного комплекса рассмотрено в монографии «О стратегии и тактике развития лесопромышленного комплекса России», с. 234, 2014 г. Заказать книгу можно через интернет-магазины, например, «Люблю книги».
Следующие публикации будут посвящены проблемам лесопромышленного комплекс и путям их решения.