Найти в Дзене
Формула-1 с головой

Формула-1 как стратегический спорт. Почему нельзя просто взять и поехать?

Оглавление

Предисловие

Дисклеймер: данная статья является авторской художественной интерпретацией информации, доступной в открытых источниках. Вы можете иметь своё мнение по поводу данных вещей и это - нормально.

Между фанатами нашего любимого автоспорта часто идут споры на тему того, что важнее – пилот или болид. Первые приводят в пример великолепные гонки людей, которые ездили на далеко не самых лучших машинах, но в определенной ситуации умудрялись привозить подиумы и победы. Вторые же рассказывают первым об эпохах "доминирования" некоторых команд, стараясь тем самым нивелировать достижения гонщиков. Но и та, и другая сторона часто забывают об одной, чуть ли не менее важной стороне. Я сейчас говорю о тактике и стратегии.

Источник: autocentre.ua.
Источник: autocentre.ua.

Ведь когда мы говорим о переменчивых условиях, то здесь важно подобрать правильную тактику, чтобы использовать нужные комплекты шин (а раньше – ещё и топлива), чтобы сэкономить лишние секунды, тем самым получить возможность финишировать выше. Но когда говорим про "быструю" машину, речь может идти не только о её характеристиках, но и о том, как она себя "ведёт" на данной трассе. Если мы будем использовать одни и те же настройки машины для разных трасс, то мы вряд ли сможем добиться максимального результата. Сегодня я хочу рассказать о некоторых примерах использования тактики и стратегии в гонках Формулы-1.

Перед тем как продолжить чтение данной статьи, подпишись на канал и поставь лайк, так Дзен будет знать, что вам такие темы интересны.

Стратегия гонки

Стратегия гонки - это глобальное направление хода ведения гонки. В Формуле-1 к этому можно отнести настройку болида и выбор способа получения более высокой позиции.

Источник: tr.motorsport.com.
Источник: tr.motorsport.com.

Настройка болида имеет в себе множество действий, которые способны поменять некоторые характеристики. Примерами могут служить:

  • Изменение угла атаки крыла. При увеличении угла болид сильнее прижимается к асфальту, что помогает проще проходить повороты, однако ускоряют износ резины и замедляют динамику болида
  • Изменение передаточного числа коробки передач. При увеличении данного числа машине будет проще ускоряться, но при этом максимальная скорость будет меньше. При уменьшении – всё происходит наоборот.
  • Изменение баланса веса относительно передней и задней части. При переносе большего веса на переднюю часть болида, задняя часть начинает скользить, из-за чего появляется избыточная поворачиваемость. При переносе веса на заднюю часть – скользит перед и появляется недостаточная поворачиваемость.
  • И многое другое.

Всё это настраивается с оглядкой на различные характеристики трассы и предпочтения пилота. Допустим для многочисленных поворотов трассы в Монако в качестве настроек подойдут большой угол атаки крыла и большое передаточное число. Но в Италии, где большинство времени пилот жмёт педаль газа в пол, потребуются абсолютно противоположные настройки, если мы хотим добиться лучшего результата.

-3

Выбор способа получения более высокого результата довольно просто объяснить. Каждая трасса, несмотря на то, что имеет место шириной как минимум для двух болидов, но при этом далеко не во всех местах одна более быстрая машина может опередить другую более медленную. Из-за чего, на подобных трассах приходится искать компромисс между тем, чтобы показать лучшее время на длинной дистанции и тем, чтобы не терять время за медленно идущими болидами.

Тактика гонки

Тактика - план, ориентируемый на получение лучших результатов в кратковременной перспективе. К тактике уже относятся вещи, которые мы видим по телевизору: выбор типа покрышек, выбор количества топлива в баках на старте, пит-стопы, совершённые на определённом кругу, экономия ресурсов болида и т.д. Начнём по порядку.

Источник: ntvspor.net.
Источник: ntvspor.net.

Перед стартом гонки команды, выбрав общую стратегию гонки и настроив болид, определяют основные пункты тактики:

  • Количество пит-стопов. Зависит от уровня износа шин различных составов и уровня топлива, желаемого и возможного для загрузки в болид.
  • Состав покрышек на гонку. Определяется в совокупности с количеством топлива на старте и зависит также от уровня износа покрышек и выбранной стратегией на гонку.
  • Выбор способа управления болидом. В данном пункте я имею в виду степень "атаки", с которой можно вести болид. Если позволяют ресурсы болида, то пилот может управлять болидом более агрессивно (жёстче тормозить, давить газ в пол и т.д.), что позволяет незначительно, но всё же ускориться. Или наоборот, когда нужно довезти машину более не заезжая в боксы, можно управлять болидом более аккуратно, не допуская излишнего риска и траты ресурсов болида.

Некоторые команды выбирают не оптимальные тактики, а "альтернативные". Такие стратегии не являются самыми лучшими, если на протяжении гонки не происходит ничего экстраординарного. Однако, если такие события происходят, то данные тактики позволяют потерять гораздо меньше времени, чем они могли бы потерять при выборе обычной стратегии.

Практическое применение

Привести пример значения стратегии в обыкновенных (читать как не меняющиеся) условиях почти невозможно, ведь в Формуле-1 выступают лишь инженеры-профессионалы, которые давно знают как настраивать болид для определенных трасс. А вот в переменных условиях это можно разглядеть. Предлагаю рассмотреть гонку Лэнса Стролла на Гран-При Турции 2020.

Источник: presstories.com.
Источник: presstories.com.

Квалификация Гран-При Турции была настоящим адом для пилотов, но при этом очень интересным зрелищем для рядового зрителя. И первое место по её итогам занял не кто-то из тройки лучших пилотов того сезона, а именно Стролл, удививший многих. В начале гонки Стролл на мокрой и скользкой трассе начал отрываться от всех. Но со временем пилоты накатывали траекторию, которая была более сухая и уже в этот момент гонки Стролл перестал отрываться от других пилотов и в итоге совершил пит-стоп.

Только вот уже после пит-стопа Стролл не поехал как его оппоненты, а стал замедляться. В чём была причина? Стролл не умеет водить в сухих условиях? Мне кажется всё же посуху водить проще чем в дождь. Тут дело скорее именно в настройках, которые были установлены именно на квалификацию и гонку по мокрой трассе. А когда трасса перестала быть похожа на сумасшедший каток, то здесь уже была очень большая прижимная сила, меньшая скорость на прямых и в итоге – 9 место с поул-позиции.

Источник: fia.com.
Источник: fia.com.

Пример хорошего стратегического решения был проявлен в сумасшедшем Гран-При Италии, причём сразу несколькими командами. Многие пилоты, которые успели заехать на пит-стоп до первого инцидента с Магнуссеном смогли выжать некое преимущество. Но был один пилот, который решил после этого инцидента остаться на трассе – Лэнс Стролл. И даже после аварии Леклера он не поехал в боксы, из-за чего смог сэкономить столько времени, что этого бы хватило на победу в гонке. Но он провалил старт и закончил гонку третьим. Но при этом , если бы он хотя бы раз остановился, он был бы седьмым, а то и ниже .

Итог

Формула-1 – технический вид спорта. Но технику тоже нужно настраивать, чтобы она могла приносить максимальную пользу. Поэтому даже если вы будете иметь идеальный болид, максимально талантливого пилота, но при этом абсолютно не будете заниматься тактикой, стратегией на гонку и настройками болида – то даже болид Williams’а вам будет не по зубам.

Если вам понравилась данная статья, то подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии на тему:"Какие самые удачные тактические решения принимали те или иные команды в гонках Формулы-1"?

Фиттипальди и Ферстаппен. Что объединяет эти фамилии? То, что это гоночные семьи, где уже как минимум два поколения выступало в Формуле-1 - кратко о них в этой статье.

Формула-1 - мир лжи и обмана, где нельзя верить никому. Даже своему работодателю. Примеры лжи пилотов и команд Формулы-1 в 2020 году.