Найти тему
Всё о мире Толкина

Об Эльфах (Elves)

Оглавление

Эльфы (Квенди) - первая раса, сотворённая Илуватаром, и считались его старшими детьми, отчего им и было дано имя Перворождённые; они разительно отличались от Людей и Карлов, и, в отличие от них, не были подвержены смерти от старости, ибо обладали своеобразным бессмертием, и жизнь их была длиною с жизнь самой Арды.

Пробуждение

Легенда гласит, что первыми пробудились Имин, Тата и Энель, и первым, что они узрели были звёзды, сотворённые Вардой, королевой Валар, чей труд был завершён в самый час пробуждения Эльфов; шорох вод озера Куивиэнен стал первым звуком, донёсшимся до их слуха, и лишь после они обнаружили своих супруг, почивших в траве, и, восхитившись их красотой, не преминули тотчас же разбудить спящих; каждый из трёх Эльфов воссоединился со своей супругой.

Со временем к ним примкнули и иные Эльфы, пробудившиеся позже, а Имин, Тата и Энель стали вождями трёх племён — Миньяр , Татьяр и Нельяр (или Линдар). Они поселились у вод озера и стали давать имена и названия всему, что их окружало, и постепенно создали собственную речь и назвались Квенди, Говорящие.

Однако факт пробуждения Квенди до поры оставался неизвестен для Валар, ибо они, поселившись в Валиноре, более не возвращались в Средиземье; и первым о пробуждении прознал Мелькор и выслал к пробудившимся злых духов, которые запугивали, а чаще похищали Эльфов, бродивших в одиночку либо небольшими группами; среди эльфов ходят легенды, будто пленённых Эльфов заточали в крепости Мелькора, где тот, извращая их душу и тело, создавал из них Орков.

Но случилось так, что Вала Оромэ, возвратившийся в Средиземье ради охоты на тварей Мелькора, услышал отдалённое пение и направил своего коня Нахара туда, откуда оно доносилось; и, добравшись до места, Оромэ узрел Эльфов и восхитился их красой, и прозвал их Эльдар, Народ Звёзд.

«Оромэ взирал на Эльфов, исполненный удивления, так, будто их появление было чем-то неожиданным, чудесным и непредвиденным.»
(с) The Silmarillion. Of the Coming of the Elves and the Captivity of Melkor

Разделение

Хоть поначалу Квенди и страшились Оромэ, благороднейшие из них не признали в нём темного всадника, каким его представляли слухи, пущенные Мелькором, ибо очи Оромэ сияли светом Валинора, и светел был его лик; и Эльфы доверились ему.

Эльфы приветили Оромэ и он прожил с ними некоторое время, после чего вернулся в Валинор и поведал Валар о пробуждении Квенди и о деяниях Мелькора. Встревоженные словами Охотника, они созвали совет, на котором Манвэ, королём Валар и супругом Варды, было принято решение пойти войной против Мелькора, дабы защитить от него Эльфов. Решение было поддержано, войско двинулось в Средиземье около 1099 года Древ, и так началась Война, длившаяся по самый 1100 год и завершившаяся сковыванием Мелькора и последующим его заточением в Залах Мандоса, в ходе которой изменились сами очертания той земли.

Одержав победу, Валар призвали Эльфов в Валинор, однако те не пожелали принять приглашение, ибо страх перед Стихиями всё ещё владел сердцами Квенди. Тогда Оромэ предложил взять с собой в Валинор по одному Эльфу от каждого племени, дабы те могли узреть красоту Благословенных Земель и уговорить свой народ принять приглашение; от Ваньяр (тех же Миньяр) он выбрал Ингвэ, от Нолдор (Татьяр) — Финвэ, а от Телери (Нельяр) — Эльвэ. Красота и благость Валинора поразили трёх Эльфов и, возвратившись в Средиземье, те поведали о них своим сородичам и убедили тех уйти на Запад, совершив Великий Поход. Тогда страх перед Валар окончательно покинул Квенди, и многие из них согласились последовать за Оромэ; иные же предпочли звёздный свет свету Древ Амана и не пожелали покидать родные берега, за что и были прозваны Авари, Отказавшиеся; и решение, принятое ими, стало причиной первого разделения Эльфов. Предводителей двух племен Авари звали Морвэ и Нурвэ.

Среди Авари было около половины эльфов Нельяр, а также некоторая часть Татьяр. Миньяр же в полном составе возжелали уйти на Запад.

Остальные же двинулись в путь, но в пути их количество убавилось, ибо некоторые из народа Телери устрашились перехода через Туманные Горы и остались в Долинах Андуина, где и осели под предводительством Ленвэ, и стали зваться Нандор, Те, что повернули назад. Сами же Телери, будучи самым многочисленным племенем, шли медленнее всех, и позже остальных двух племён достигли западных берегов Средиземья, а по достижении оных, обнаружили, что Ваньяр и Нолдор уже отчалили на острове, предоставленном им Улмо заместо корабля. Кораблей у Телери не было, и им предстояло ещё ненадолго остаться в Средиземье, ожидая возвращения острова.

В те дни Эльвэ, их предводитель, любил погулять в лесах, но заплутал во время одной из своих прогулок, и тщетно искали его Телери; когда же возвратился Улмо, зазывая их за Море, лишь часть племени последовала его зову, предводительствуемая Олвэ, младшим братом Эльвэ; остальные отказались покидать берег без своего пропавшего вождя, и продолжили поиски, так и не увенчавшиеся успехом. Прошло немало времени, прежде чем Эльвэ вновь появился средь Телери и, собрав остатки своего народа, увёл их в основанное им королевство Дориат; там они стали называться Синдар, Серые Эльфы, а он провозгласил себя их владыкой. Телери, ныне обитавшие по ту сторону Моря, называвшиеся также Фалмари, основали Алквалондэ, Лебяжью Гавань, тогда как Нолдор построили город Тирион на холме Туна, а Ваньяр поселились в Валмаре, у тронов Валар, ибо почитали их.

Эльфы Синдар, что поселились в Дориате, назывались Иатрим, те, что стали проживать в Хитлуме, звались Митрим, а эльфы Синдар, что обитали на западном и юго-западном побережье Белерианда, назывались Фалатрим.

Эльфы Нандор, которые под предводительством Дэнетора, сына Ленвэ, перевалили через Эред Луин и, с позволения короля Дориата, поселились в Оссирианде, назывались Лаиквенди.

-2

Исход Нолдор

-3

Но шли века, и срок заточения Мелькора подошёл к концу, и Тёмный Вала был выпущен из Залов Мандоса; однако, вопреки ожиданиям Манвэ, время, проведённое в неволе не усмирило его, но лишь наполнило жестокостью и завистью, и, освободившись от оков, Мелькор стал сеять ложь среди Эльфов, противопоставляя их друг другу и Валар. Поверил лжи и Феанор, старший сын Финвэ, более прочих Нолдор ненавидевший Мелькора; и, желая защитить своё величайшее творение, Сильмарили, от кого бы то ни было, он начал ковать оружие, что было явлением необычным и новым в Амане, где царил мир и не случалось войн.

Облачившись в доспехи и вооружившись клинком, Феанор ворвался во дворец Финвэ и стал угрожать своему брату Финголфину, за что был изгнан Валар из Тириона на двенадцать Лет Древ (1 год Древ равен 9,582 солнечным). Укрепившись в своей нелюбви к Валар, он ушёл на север и возвёл там крепость Форменос, ставшую новым хранилищем для Сильмарилей. Спустя несколько лет, Манвэ устроил пир в Тирионе, велев Феанору явиться туда, и тот нехотя повиновался, однако, не пожелав надевать на праздник Сильмарили, опрометчиво оставил их в своём новом жилище. Прознав об этом, Мелькор подступил к Форменос и, убив Финвэ, бесстрашно защищавшего вход в крепость, разорил сокровищницу, похитил Камни и бежал в Средиземье.

Весть о смерти отца и пропаже Сильмарилей разгневала Феанора, и тот, в порыве слепой ярости, поклялся отомстить Мелькору любой ценой и призвал Нолдор, восстав против Валар, покинуть Валинор и вернуться в Средиземье. И многие Нолдор вняли его речам и ушли за ним; и так начался Исход, в котором Эльфы познали предательство, смерть и лишения.

Битвы Белерианда

Вернувшись в Средиземье, Мелькор, ныне названный Морготом, желал как можно скорее узурпировать власть и подчинить себе Эльфов, не покинувших земли к востоку от Моря. Преследуя эту цель, он напал на Эльвэ (ныне известного как Тингол) и Кирдана, владыку Фалатрим, дав тем самым начало Первой Битве — первой из пяти великих битв, состоявшихся в Белерианде со времён Великого Похода и по самый конец Первой Эпохи; великим трудом, но победа в этой битве досталась Эльфам.

Несмотря на поражение, войска Моргота осадили Фалатрим, и осада могла бы увенчаться успехом, не отвлеки осаждающих неожиданное возвращение Нолдор. Оставив осаждённых, Орки поспешили атаковать новоприбывших, но были перебиты и потерпели сокрушительное поражение в Битве-под-Звёздами, длившейся десять дней и увенчавшейся победой Эльфов-Нолдор.

Но ненависть Моргота к Эльфам всё крепчала, и несколько десятков лет спустя, в 60 году Первой Эпохи, он вновь напал на Нолдор, ошибочно думая, что те не готовы к битве; однако эта неудачная попытка уничтожить недругов, вошедшая в историю как Дагор Аглареб, Славная Битва, завершилась поражением Моргота и началом Осады Ангбанда, продлившейся до самой Битвы Внезапного Пламени.

Осаждённый, Моргот вынашивал план атаки, который ему удалось привести в исполнение лишь в 455 году в Дагор Браголлах, Битве Внезапного Пламени, когда реки огня, вырвавшись из Ангбанда, миновали Ард-гален, обращая его в выжженную пустыню Анфауглит, и унесли бесчисленное количество эльфийских и людских жизней. Удача наконец улыбнулась Морготу, одержавшему победу в Битве. Тогда, потерпев поражение и исполнившись отчаяния, Финголфин, Верховный Король Нолдор Средиземья, оседлал своего коня, держа путь к Ангбанду, и вызвал Моргота на поединок; король пал, а Фингон, его старший сын, унаследовал королевский титул и власть над Нолдор.

Тогда, желая раз и навсегда сокрушить Врага, а заодно и вернуть похищенные им Сильмарили, Маэдрос объединил Эльфов и Людей в Союз и атаковал врага летом 472 года; и силы Союза одержали бы победу, если бы не предательство со стороны Истерлингов, тайно служивших Морготу. Сражение, получившее название Нирнаэт Арноэдиад, Битва Бесчисленных Слёз, завершилось колоссальными потерями со стороны Союза и узурпацией Хитлума предателями-Истерлингами.

Спасение Эльфов

Не прошло и полвека с поры Нирнаэт, как в 495 году был захвачен Нарготронд, в 503 году был разрушен Гондолин, потаённый город Тургона, сына Финголфина, а Дориат, королевство Тингола, — разорён Карлами, убившими короля. Так три величайших эльфийских королевства были разрушены, а беженцы, избежавшие гибели при падении королевств, бежали к Устьям Сириона и на остров Балар, где владычествовали Гиль-галад и Кирдан; среди спасшихся бегством находились и Туор с Идрилью, — дочерью Тургона, — а также их совсем ещё юный сын Эарендиль, ставший по прошествии лет владыкой Гаваней Сириона. Но суша не держала Эарендиля, чьё сердце было отдано Морю, и часто он покидал берега Средиземья на своём корабле, надеясь найти родителей, уплывших в Валинор, и отыскать Бессмертные Земли и Валар, чтобы попросить у них прощения за деяния своего народа и испросить о помощи в борьбе с Морготом.

Так, много попыток и бед спустя, Эарендилю вместе с супругой Эльвинг, дочерью Диора и Нимлот, удалось достичь Амана и, представ пред Валар, просить у них помощи и прощения. Стихии вняли мольбам и отправили в Средиземье войско под предводительством Эонвэ, герольда Манвэ, и в 545 году Первой Эпохи разразилась Война Гнева, продлившаяся по самый 587 год и увенчавшаяся победой Эльфов и окончательным поражением Моргота, который был пленён, закован в цепь и изгнан за Двери Ночи, в Пустоту; но в ходе битвы разрушился Белерианд, и воды бескрайнего Моря поглотили ту землю, оставив от неё лишь пару небольших островов.

Закат эльфийской расы

Казалось бы, после изгнания Моргота ничто более не должно было нарушать мир и спокойствие Средиземья, но Саурон, подданный Моргота, бежавший из Белерианда после поражения своего владыки, восстал против Эльфов, не покинувших Средиземье, и вёл с ними войны на протяжении двух последующих Эпох.

Наступало владычество Людей, ибо число Эльфов в землях к востоку от Моря было ничтожно мало́ и могущество их медленно, но верно таяло; и Эльфы чувствовали это. Несмотря на решение остаться в Средиземье, некогда ушедшие в исход Эльдар тосковали по Валинору, по его великолепию; томимые этой тоской кузнецы-Нолдор во главе с Келебримбором, внуком Феанора, стремились усовершенствовать своё кузнечное мастерство, дабы воссоздать и сохранить красоту утраченной ими земли. В те дни в начале Второй Эпохи эльфийские кузнецы, называвшие себя Гвайт-и-Мирдайн, проживали в Ост-ин-Эдиль, — городе, основанном ими же в Эрегионе в Эриадоре.

Прознав об этом стремлении, Саурон облачился в прекрасную личину и, назвавшись Аннатаром, Владыкой Даров, заявился в Эрегион и предложил эльфийским ремесленникам свои услуги в качестве учителя; поверив новоприбывшему, Эльфы охотно согласились принять его помощь. И Аннатар сдержал слово, научив их многим приёмам и тонкостям работы с металлом, и множество прекрасных вещей сотворили они, следуя его советам; но помыслы Саурона-Аннатара не были чисты изначально и, замыслив неладное, он совратил Келебримбора и велел тому выковать Кольца Власти: Девять — Людям, Семь — Карлам, и Три — Эльфам; и первые Шестнадцать были выкованы им при помощи Аннатара, а оставшиеся Три — без его вмешательства. Тогда же Аннатар, сбросив с себя личину, вернулся в Мордор, где им было выковано Единое Кольцо — то, что правит остальными Девятнадцатью; но, вопреки ожиданиям Саурона, Кольцо не возымело власти над Тремя эльфийскими, ибо его создатель не принимал никакого участия в их создании и руки его не касались тех Колец.

Тогда, желая заполучить власть над всеми Кольцами, а главное — над их носителями, Саурон объявил Эльфам Войну и, убив Келебримбора, захватил и разрушил Эрегион; но Три ему так и не достались, ибо Эльфы, раскрыв обман и разоблачив в Аннатаре Саурона, спрятали Кольца: Нарья и Вилья были отосланы Гиль-галаду в Линдон, а Ненья — Галадриэли.

Эта и последующая войны забрали много эльфийских жизней, в том числе и жизнь Гиль-галада; и немного Эльфов осталось в Средиземье в последующие столетия, ибо, терзаемые тоской по Морю, они взбирались на корабли и покидали родные берега, уходя на Запад. Некогда эльфийские земли пустели и обретали новых обитателей в лице Людей.

Но окончательный закат эльфийской расы настал с завершением Третьей Эпохи и победой Свободных Народов в Войне за Кольцо, в которой Единое было уничтожено, Три Кольца Эльфов — потеряли силу, а наступление владычества Людей в Средиземье ощущалось всё острее и острее. В последние несколько лет Третьей Эпохи многие Эльфы ушли за Море навечно, уступая место младшей расе; и лишь немногие остались в землях к востоку от моря в Четвёртую Эпоху: остатки эльфийского народа всё ещё обитали в Темнолесье и Линдоне, чего нельзя сказать о Ривенделле и Лотлориэне, полностью покинутых Эльфами ко времени правление Короля Элессар и последующей смерти Арвен.

Рано ли, поздно, часть Эльфов Темнолесья и Линдона также ушла на Запад; иные же, не пожелавшие покидать родные им места, истаяли, утратили зримый облик. Говорится, будто в более поздние Эпохи они блуждают незримыми смертному глазу и являют свой некогда облик лишь тем, кому сами пожелают. Известно, что такое состояние для эльфов противоестественно и что оное приносит мучения, а потому и оставшиеся Квенди вскоре оказались бы на Западе.

-4

Жизнь и обычаи Эльфов

От Людей Эльфы отличались не только красотой, в разы превышающей людскую, но и высоким ростом (часто под два с лишним метра); однако и они, подобно Людям, различались между собой цветом волос, правда, и тут действовала определённая закономерность: так, Ваньяр были обладателями волос золотого цвета, Нолдор были темноволосы (в основном, шатены и брюнеты), равно как и Телери, за исключением родичей Эльвэ, обладавших волосами цвета серебра; большинство Эльфов были сероглазы. Но их самым разительным отличием от Людской расы было так называемое бессмертие — Эльфы не старели под гнётом лет (но истончались и уставали) и не были подвержены болезням; они не умирали естественной для Людей смертью, но могли быть убиты, — клинком или горем.

Эльфы считали, что их жизнь начинается не с рождения, но с самого зачатия (от которого до рождения проходил ровно год, порой с разницей в пару дней), и, несмотря на то, что разум их развивался быстрее, чем людской, тела их, напротив, развивались медленнее — так, дети смертных могли полностью вырасти телом, в то время как Эльф того же возраста походил на ребёнка не старше десяти лет; и лишь к пятидесяти годам они достигали своего окончательного внешнего облика, который мог претерпевать незначительные изменения ещё последующие пятьдесят лет.

Эльфы вступали в брак лишь единожды (хотя, порой случались и исключения) в жизни: по любви либо обоюдному согласию, ибо принудить их к браку было невозможно; однако, случись подобное, фэа (душа) Эльфа, принужденного к браку, тотчас же покидала осквернённое тело и уходила в Залы Мандоса. Брак был для них естественен, и зачастую они вступали в него ещё до достижения столетнего возраста; заключению союза предшествовала помолвка и обмен серебряными кольцами, а год спустя (порой — ещё позже) помолвленные заменяли эти кольца золотыми и приносили клятвы Манвэ, Варде и Эру в знак своего союза.

Что же до рождения детей, то Эльфы зачинали лишь в мирное время и лишь по обоюдной воле; но, в отличие от Людей, у них уходило много энергии на зачатие и вынашивание ребёнка, поэтому количество детей в эльфийских семьях редко превышало четыре, правда, в ранние и безмятежные дни Эльдар случались и исключения — так, у Финвэ было шестеро детей, у его сына Финарфина — пятеро, а у Феанора — семеро.

(Подробнее о быте эльфов - 10 том Истории Средиземья, "Законы и Обычаи Эльдар")

"Магия" Эльфов

«Эльфийская магия» либо предметы, сотворённые Эльфами и якобы заключавшие в себе некое колдовство, часто упоминались представителями иных, неэльфийских, рас; однако вопрос о наречении эльфийских искусства и мастерства «магией» либо «колдовством» спорен и не до конца ясен, ибо сами Эльфы обращались к этим терминам, говоря об особом качестве, характерном лишь для предметов эльфийской работы и недоступном другим расам.

Их «магия» — это Искусство, освобожденное от многих его человеческих ограничений: более легкое и непринужденное, более живое, более полное (произведение и замысел идеально соответствуют друг другу). А целью ее является Искусство, а не Власть, вторичное творчество, а не подчинение и не деспотичная переделка Творения. «Эльфы» «бессмертны», по меньшей мере пока длится этот мир, и потому их скорее занимают горести и тяготы бессмертия среди изменчивого времени, нежели смерть. Врага в последовательных его обличьях всегда «естественным образом» занимает абсолютная Власть, он — Владыка магии и машин; но проблема, — что это страшное зло может родиться и рождается от вроде бы доброго корня, из желания облагодетельствовать мир и других — быстро и в соответствии с собственными планами благодетеля, — становится повторяющимся мотивом.

Языки Эльфов

  • Праквендийский;
  • Аварин и его диалекты (некоторые смешались с Нандорином);
  • Общий Эльдарин (ранний язык всех Эльдар);
  • Квенья (речь Нолдор и Ваньяр);
  • Квендья или Ваньяринский Квенья (повседневная речь Ваньяр, наиболее близкая к архаичному Квенья);
  • Нолдоринский Квенья или Квенья Ушедших-в-Исход («эльфийская латынь» Средиземья);
  • Общий Телерин (ранний язык всех Линдар);
  • Телерин (язык Фалмари);
  • Нандорин (язык Нандор, претерпевший влияние Аварина);
  • Язык эльфов из Великого Зеленолесья (позже - Темнолесья);
  • Язык эльфов Лотлориэна (язык Галадрим);
  • Синдарин (язык Синдар);
  • Дориатрин (диалект Иатрим);
  • Фалатрин (диалект Фалатрим и Родотлим);
  • Северный Синдарин (диалект Дортониона и Хитлума, эльфов Митрим);
  • Гондорский Синдарин (диалект Гондора).

Феи и Фэйри

В ранних стихотворных работах Толкина читателю предстают крохотные танцующие феи и Эльфы, характерные для произведений викторианского периода, и эти же Эльфы оказывают частичное влияние на его более поздние работы.

В Книге Утраченных Сказаний читателю предстают две разновидности Эльфов: строго «средневековая», под которую можно отнести Феанора с Тургоном, и более беззаботная, как, например, Солосимпи (в более поздних работах — Телери) и Лутиэн Тинувиэль.

Ранее Толкином рассматривалась и версия о посещении Валинора детьми во сне, и посещении Эльфами детей по ночам; однако он скоро отказался от неё.

После выхода в свет Властелина Колец, Толкин яро протестовал против употребления слова «Эльф» относительно шекспировских Эльфов из Сна в летнюю ночь , «викторианских» фей, озорных и неугомонных крошек, созданий из произведений Майкла Дрейтона и чудны́х существ с крыльями бабочек.

Важно! При переводе слова «Эльф» он предлагал использовать слова «Алп» (Alp) и «Алб» (Alb) — более естественную и верную форму английского elf.

Автор статьи - портал Evendim.ru. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-5

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!