Найти тему
Морская коллекция

Бронепалубные крейсера. Чужой среди своих. «Министро Сентено»

Оглавление

В конце 19-го века несмотря на развитие добычи полезных ископаемых и сельского хозяйства, а также расширения экспорта в развитые страны, страны Южной Америки не могли похвастаться устойчивым экономическим положением. В бюджете было то пусто то густо. Но гонка морских вооружений продолжалась. Основная битва шла между Чили и Аргентиной, но Бразилии тоже приходилось вкладываться, подтверждая свой статус.

В ноябре 1894 года Бразилия заказала у Армстронга сразу три бронепалубных крейсера по усовершенствованному проекту аргентинского «Вентисинко ди Майо». В Эльсвике 6 мая 1895 года заложили первый крейсер (№629). Однако первый транш от бразильцев пришел только в феврале 1896 года.

Сэр Армстронг нашел более платежеспособного клиента-Чили только что выгодно продали японцам первую «Эсмеральду» и перед предложением приобрести новый уже строящийся крейсер не устояли. Сделка была оформлена в сентябре 1895 года. Корабль обошелся чилийцам в 265 000 фунтов стерлингов.

Корабль чилийцы нарекли «Чакабуко», но при спуске на воду 1 февраля 1896 года он получил окончательное название-«Министро Сентено».

Хосе Игнасио Зентено дель Посо-и-Силва (28 июля 1786 - 16 июля 1847), чилийский военачальник, политический деятель и герой чилийской войны за независимость.

Бразильцы, однако, от планов обзавестись новыми крейсерами не отказались и в Эльсвике были заложены в августе 1895 года крейсер №630, а в феврале 1896 года-№631. Вместо перекупленного чилийцами крейсера для бразильцев заложили еще один корабль (№676)по тому же проекту в декабре 1897 года, после спущенного на воду китайского «Хай Тьен».

Очередные финансовые затруднения бразильцев привели к тому, что им достался всего один крейсер-«Альмиранте Баррозо» (№630). Два других пополнили флот США, готовящийся к войне с Испанией, где они служили как USS  New Orleans (№631) и USS  Albany(№676).

В итоге четыре практически одинаковых корабля оказались во флотах трех американских государств. Чилиец отличался однородным вооружением из 152-мм орудий. В остальном это классический элсвикский крейсер Ф. Уоттса.

-2

Ministro Zenteno on trials 1896
Ministro Zenteno on trials 1896

-4
1900
1900

«Министро Сентено» Ministro Zenteno. Sir W.G. Armstrong & Company. Заводской №629. Строительство начато 6 мая 1895 года. Спущен на воду 1 февраля (1 января) 1896 года. Введён в эксплуатацию 27 марта 1897 года. Списан в (1930)1931 году

Водоизмещение 3473 длинных тонны (3529 т). Длина 100,58/108 м. Ширина 13,33 м. Осадка 5,14 м.
Бронирование Палуба — 32 мм (89 мм на скосах) боевая рубка — 102 мм
Двигатели 2 паровые машины тройного расширения, 8 паровых цилиндрических котлов, 7500 л. с. Движитель 2. Скорость хода 20,25 узла. Запас топлива 850 тонн. Экипаж 300-317 человек.
Вооружение- 8×1 - 152-мм/40 Армстронг W(BB), 10 × 1 — 57-мм/40 Гочкиса, 4 × 1 — 37-мм/23 Гочкис. Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 450-мм торпедных аппарата (1 носовой, 2 бортовых)

Крейсер имел стальной двухтрубный корпус с таранным форштевнем. Силовая установка включала две вертикальных паровых машины тройного расширения общей номинальной мощностью 7500 лошадиных сил с искусственной тягой и 6500 при естественной тяге. На испытаниях крейсер смог показать 20,25 узла с принудительной тягой.

Механизмы были защищены полной арочной броневой палубой из стали толщиной 32 мм в плоской части и 89 мм на скосах. Рубку защищало 100 мм бронирование.

Крейсер был вооружен пушками единого главного калибра, восемью 152 мм /45 скорострельными орудиями, двумя в оконечностях в диаметральной плоскости и по три на борт.

Противоминное вооружение- десять 6 фунтовых 57 мм орудий и четыре 3-фунтовых 47 мм.

Из трех торпедных аппаратов калибра 450 мм один был неподвижным носовым, а два стояли по бортам на шарнирных опорах.

-6

Крейсер участвовал в обеспечении проведения Панамериканской конференции в Мексике в 1901 году. В 1907 году корабль совершил учебный поход, посетив Пунта-Аренас, Баия, Ла-Гуайра, Бермудские острова, Хэмптон-роудс, Аннаполис, Ньюпорт, Плимут, Брест, Эль-Феррол, Лиссабон, Аргель, Мальта, Специя, Генуя, Барселона, Картахена, Гибралтар, Санта-Крус-де-Тенерифе, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Пуэрто-Мадрин, Пунта-Аренас, Пуэрто-Монт, Талькауано и вернувшись в Вальпараисо 8 декабря 1907 года.

Revista_Naval_del_Centenario_de_Chile_1910
Revista_Naval_del_Centenario_de_Chile_1910
-8
Эль Зентено перед военно-морским училищем в Вальпараисо
Эль Зентено перед военно-морским училищем в Вальпараисо

-10
-11
1898
1898

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам