Масштабный и долгий вооруженный конфликт в районе Великих озер (1996–2003 гг.) — формально две подряд гражданские войны в Демократической Республике Конго (Заир) – получил название «Великая африканская война» (об этом в статьях Великая Африканская война. Часть 1 и Великая Африканская война. Часть 2 ). В самом начале этой войны заирский диктатор Мобуту Сесе Секо решил сделать ставку на наемников. Так появился «Белый легион» — классический отряд «диких гусей».
Старый наемник Тавернье
По приказу Мобуту крупный заирский бизнесмен Жан Сети Яле встретился с «королем наемников» Бобом Денаром. Однако тот передал контракт своему другу известному бельгийскому наемнику, 61-летнему полковнику Кристиану Тавернье, который и возглавил «Белый легион». В середине 1960-х годов он сражался в рядах Коммандо 5 против мятежников симба и правительственных войск Конго, затем долгое время работал в рядах партизан Южного Судана полковника Джона Гаранга, там он встречался с заирским повстанческим лидером Лораном Кабилой, возглавившим нынешнее восстание против президента Мобуту. Тавернье никогда не прерывал связь со своим бывшим командиром Бобом Денаром, они вместе занимались изданием военных журналов.
В 1995 году Кристиан Тавернье совершил инспекционную поездку в Заир и составил доклад о крайне неудовлетворительном состоянии вооруженных сил страны. Интересно, что в этой поездке его сопровождал бывший глава канцелярии министра обороны Бельгии. В 1996 году Тавернье работал в Южном Судане, по итогам командировки он составил доклад о ситуации в местных партизанских формированиях. Тавернье находился в контакте с советником президента Франции Жака Ширака по африканским делам Фернаном Вибо — близким другом «господина Африка» Жака Фоккара (о нем в статье Франсафрика – самая успешная постколониальная система. Начало ).
).
Легион вступает в игру
Legion Blanche («Белый легион») — это романтическое название присвоила отряду белых наемников в Заире французская пресса уже после того, как это соединение вступило в бой. Его формирование при помощи французских спецслужб началось в Европе в ноябре- декабре 1996 года. Прикрытием для вербовки служила компания телекоммуникаций и воздушной разведки Geolink . Ее услугами французская разведка пользовалась и раньше, и это сотрудничество продолжи лось после заирской операции. Зарплата наемника варьировалась от 3 до 10 тысяч долларов (активное участие в боевых действиях) в ме сяц. Для сравнения, заирский солдат получал 2 доллара в месяц. 3 января 1997 года в Кисангани (Восточный Заир) — главную базу войск Мобуту — прибыли первые 18 наемников (почти все французы, бельгиец и итальянец).
Довольно быстро численность «Белого легиона» увеличилась примерно до 280 человек. В вербовке наемников Тавернье помогли два ветерана африканских войн — бывший полковник службы безопасности президента Франции GSPR , а теперь директор охранного агентства в Уагадугу (Буркина-Фасо) Ален Ле Карро и бывший жандарм Робер Монтойя, руководивший тогда офисом знаменитой ЧВК Executive Outcomes в Ломе (Того). Национальный состав «Белого легиона» — французы, бельгийцы, итальянцы, британцы, ангольцы, мозамбикцы, марокканцы, южноафриканцы, но большая часть — сербы из разгромленной хорватской армией в 1995 году непризнанной Республики Сербская Краина, а также из Боснии. Примерно сотней сербских наемников командовал лейтенант спецназа Милорад «Миша» Палемис. Сербы (большей частью бывшие бойцы краинского спецназа «Книнджа» под командой капитана Драгана) действовали самостоятельно. Были там и русские, и украинцы.
Война
Тем временем ситуация на фронте достигла критической точки. С октября 1996 года повстанцы Альянса демократических сил за освобождение Конго-Заира (АДСО), которых возглавил ветеран партизанской войны Лоран Дезире Кабила, постоянно наступали.
26 октября вокруг города Увира развернулись жестокие бои между милицией тутси и лучшим соединением заирской военной разведки SARM . Его бойцы продемонстрировали неплохую выучку, но отсутствие артиллерии заставило их отступить. Президентская гвардия, SARM , батальон спецопераций «Дракон» и десантный корпус были единственными боеспособными частями. Всего — 15 тысяч. Они имели самое современное вооружение, их тренировали израильские и французские инструкторы. Остальные заирские вооруженные силы и корпус жандармов (вместе 100 тысяч) ничего серьезного из себя не представляли. На стороне регулярной армии выступили отряды сил самообороны народности хуту Interahamwe — главных виновников геноцида тутси в Руанде в 1994 году.
Танков, тяжелой артиллерии и боевой авиации повстанцы не имели. Они продвигались вдоль границы с юга на север, действуя совместно с руандийскими частями. В течение месяца были взяты главные города региона — Увира, Букаву, Гома и разгромлены все лагеря беженцев хуту. Вскоре в войну вступила Уганда с целью разгрома на территории Заира баз союзного Interahamwe антиправительственного движения Объединенные демократические силы (ОДС) Уганды, которое поддерживал также Судан.
Мобуту сменил командование и приказал начать контрнаступление 21 декабря 1996 года без предварительной подготовки. Удары наносились по двум направлениям. Первый — от Бунии на север в сторону Бени, второй — на юг по линии Фици — Барака. Оба удара были отбиты, а 2 января 1997 года пала Буния. И вот тогда пришло время «Белого легиона».
Легион пытается поправить непоправимое
Базой легиона стал Кисангани. Вооружение наемников — автоматы АК-47, пулеметы М53, гранатометы РПГ-7, снайперские винтовки Драгунова. Было сформировано авиакрыло, которое включало четыре советских транспортно-боевых вертолетов Ми-24, полдюжины французских вертолетов Puma и Gazelle , несколько югославских легких штурмовиков Galeb и Jastreb , два учебно-боевых самолета SIAI - Marchetti S .211. От заирских ВВС в боях участвовали лишь несколько легких штурмовиков Aermacchi МВ .326 М. У сербов был свой транспортный самолет Ил-76, который они использовали как бомбардировщик. На вооружении соединения имелось также значительное количество переносных зенитно-ракетных комплексов 9М36 «Стрела-3». Наемники готовили заирские части к большому контрнаступлению, намеченному на 20 января 1997 года. Согласно плану заирского командования, 2 тысячи солдат элитных войск и наемники должны были действовать из Кисангани, 2,5 тысячи перебросили в Кинду и Локанду, 2,5 тысячи — в Калимие.
Наступление провалилось на начальном этапе. Заметную роль в нем сыграла лишь авиация легиона, которой удалось уничтожить несколько автоколонн АДСО с боеприпасами и таким образом несколько замедлить наступление повстанцев в районе Валикале. В оборонительных боях за Валикале особенно отличились сербские наемники, однако город пришлось оставить. Недалеко от деревни Муйенго колонна повстанческих войск, двигавшихся на Кинду, попала в засаду и была разгромлена комбинированными ударами с земли и воздуха, потеряв несколько сотен бойцов. И все же Кинду был потерян 1 марта.
Сам Тавернье с заирскими частями под командой французских наемников попытался очистить от повстанцев сектор в районе города Ватса. Но уже 2 февраля, после тяжелых боев, его части были окружены в районе городского аэропорта, и им пришлось эвакуироваться на вертолетах. Тавернье потребовал немедленного и полного подчинения ему сил в районе Кисангани, но получил отказ. По мнению заирских генералов, наступление на город должно было начаться нескоро. Дороги заминированы, коммуникации повстанцев растянуты, начался сезон дождей. В довершение всего полковник Тавернье был арестован по подозрению в присвоении финансовых средств, отпущенных на войну. Его все же выпустили из тюрьмы, и он немедленно бежал в Браззавиль. После этого и другие французские наемники покинули Заир.
10 марта отряд из оставшихся наемников вместе с частями 48-го полка армии Заира в 60 км от Кисангани остановил продвижение повстанцев и отбросил их на пять км. Но в заирских частях началось повальное дезертирство. 15 марта город пал. Последним на вертолетах его покинул сербский отряд, предварительно взорвав свой штаб. В конце марта в Киншасе «Белый легион» был распущен. Потери наемников неизвестны. По неподтвержденной информации, славяне Легиона продолжали воевать до мая 1997 года, после они были эвакуированы.
Также по теме:
ЧВК Blackwater – частная армия Эрика Принса
Частные военные компании на войне в Ираке. Часть 2
Частные военные компании на войне в Ираке. Часть 1
Боб Денар и успех наемников на Коморских островах
Полковник Боб Денар и провал наемников в Бенине
Частные военные компании на войне в Афганистане
Британские наемники и британский спецназ в Сьерра-Леоне
Наемники в Биафре – последняя война Роже Фолька
Восстание наемников в Конго. Битва за Букаву
Восстание наемников в Конго. Жан Шрамм и Боб Денар
Типажи наемников в Конго в западных СМИ
Французские наемники на войне в Конго и интриги бельгийских союзников
Британские наемники и скандал «Иран-контрас»
Наемник Бешеный Майк Хоар и его Коммандо 5. Часть 1. Начало
Наемник Бешеный Майк Хоар и его Коммандо 5. Часть 2. Большая война
Наемник Бешеный Майк Хоар и его Коммандо 5. Часть 3. Последние бои
Кубинские наемники в Конго. Против повстанцев симба и Че Гевары
Отряд наемников «полковника Каллана» в Анголе. Крутое начало
Отряд наемников «полковника Каллана» в Анголе. Катастрофа
Частная военная компания Sandline International. Папуасский контракт
Немецкие военспецы – самые востребованные наемники в период между двумя мировыми войнами
«Переворот Вонга» – провал наемников в Экваториальной Гвинее
Executive Outcomes в – самая эффективная частная военная компания. Операции в Сьерра-Леоне
Executive Outcomes – самая эффективная частная военная компания. Ангольский контракт
Частный военный бизнес США. Начало
Британские наемники в джунглях Суринама
Британские наемники и операция по ликвидации Пабло Эскобара
Британские наемники и госпереворот на Мальте
Война британского спецназа в Омане
Операция британских наемников в Йемене – предтеча создания первой ЧВК
Полковник Стирлинг и частный военный бизнес. Часть 1
Полковник Стирлинг и частный военный бизнес. Часть 2
« Дикие гуси» против «голубых касок» в Конго
Первая десятка лучших фильмов о наемниках
«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН