Найти тему
ПАНТОГРАФ

Как ходил тульский троллейбус 30 лет назад

Предлагаю вспомнить как ходил тульский общественный транспорт 30 лет назад, а именно какие были маршруты городского транспорта в те годы. Буквально на днях я рассказал, как работал автобусный транспорт в начале 1991 года. Теперь рассказ о троллейбусе.

Троллейбус ЗиУ-682В-012 [В0А]. Машина ЗиУ-9 разных модификаций составляли монополию в тульском парке вплоть до 1996 года, фото из коллекции Владимира Щербакова
Троллейбус ЗиУ-682В-012 [В0А]. Машина ЗиУ-9 разных модификаций составляли монополию в тульском парке вплоть до 1996 года, фото из коллекции Владимира Щербакова

Наверное, это не очень позитивно, но количество троллейбусных маршрутов в те годы превышало их количество по состоянию на 29.01.2021 года. В настоящее время туляков обслуживает всего шесть маршрутов - 1 "Станция Южная - Малые Гончары", 2 "Станция Южная - ул. Курковая", 4 "Станция Южная - пос. Горелки", 5 "Станция Южная - Московский вокзал", 6 "Московский вокзал - пос. Горелки", 7 "Московский вокзал - ул. Курковая". Росчерком пера были ликвидированы в середине 2020 года маршруты 10,11,12, на которых работали троллейбусы с большим автономным ходом. Не особо развилась с той поры и троллейбусная сеть. Линия по ул. Металлистов по известным причинам была разобрана, линия до Аэропорта тоже, но была восстановлена при эпохе "Тулапассажиртранса", а теперь провода до бывшего Аэропорта (ныне ТЦ "Пенаты") висят без дела. Не используется и единственная полностью новая линия, ведущая в Пролетарский район. Единственное приращение троллейбусной сети, которое используется в маршрутном движении, это участок от ст. Северной до поселка Горелки, построенный в 1999 году. В остальном троллейбусная сеть Тулы замерла в своем развитии на "советском" времени. Хотя планов было как говориться громадье. Возможно, скоро таки троллейбусная сеть получит приращения в Южной части города в связи с планируемой ликвидацией троллейбусного кольца на ст. Южной и продления линии до района Ивановских дач. Такие планы существовали еще в 2011 году, но тогда они не были реализованы, в наше время шансы на успешную реализацию более высоки. К сожалению, у официальных городских властей больше планов на развитие троллейбуса не имеется, хотя у нас есть ряд идей, которые несколько позднее будут озвучены на канале. Серьезно сокращен за эти годы и троллейбусный парк. В последнее время на балансе находилось порядка 85 машин. Буквально на днях поступила партия подержанных троллейбусов из Москвы, так что пока их примут на баланс, пока спишут часть тульских машин, пройдет время и только после этого будет точно известно сколько у нас машин, но, полагаю, существенно больше не будет. К чему так много написано о текущем положении, просто сравнив с тем, что было 30 лет назад, Вы сможете сделать выводы. К слову, за эти годы были и периоды падений и расцвета. Максимальное количество маршрутов доходило до 11, в 2007 году торжественно запустили троллейбус в Пролетарский район, ныне провода висят без дела. В общем за эти 30 лет было всякое, но инвентарный парк машин ни разу не доходил и тем более перебил показатель рубежа 1990-1991 годов.

Но теперь, к делу. Посмотрим, какой был наш троллейбус на рубеже 1990/1991 годов.

На балансе находилось 149 машин (!) модели ЗиУ-9 (разные модификации). Ежедневно на линию выходило 120 троллейбусов (существенно больше, чем современный инвентарный парк). Троллейбусы курсировали по 9 маршрутам и перевозили ежедневно свыше 250 тысяч человек. Движение начиналось в 5 часов 15 минут, а заканчивалось в 1 час 30 минут (!). Проезд стоил 4 копейки - выше, чем в трамвае, но меньше, нежели в автобусе.

Схема маршрутов 1990-1991 годов, из коллекции автора
Схема маршрутов 1990-1991 годов, из коллекции автора

Работали следующие маршруты:

1 "Станция Южная - Малые Гончары". Длина маршрута 9,93 км, время в пути составляло 41 минута, интервал в часы "пик" 4 минуты, в "межпик" - 8 минут. Частота движения составляла 16 троллейбусов в час во время "пика" и 14 троллейбусов в час в "межпик". Что мы имеем сегодня - маршрут остался прежним, только вот выпуск на него составляет всего 8 машин, интервалы выросли существенно.

2 "Станция Южная - Курковая". Длина маршрута 8,5 км. Время в пути составляло 37 минут. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 4 минуты, в "межпик" - 8 минут. В часы "пик" частота движения составляла 14 троллейбусов в час, в "межпик" - 12 троллейбусов в час. От станции Южной последний троллейбус отходил в 0 часов 59 минут (!). В наше время максимальный выпуск на маршрут составляет 11 машин, интервалы также выросли, хотя не так существенно, как на единице.

3 "Малые Гончары - Московский вокзал". Длина маршрута составляла 6,7 км, время в пути 29 минут, маршрут работал лишь в часы "пик", интервал составлял 8 минут, частота движения - 7 троллейбусов в час. Тройке постоянно не везло, ее то ликвидировали, то пускали разными маршрутами, в итоге последняя ее версия полностью повторяла маршрут 30-летней давности, но в 2016 году посчитали, что тулякам данный маршрут не нужен и он был ликвидирован.

4 "Станция Южная - станция Северная". Длина маршрута 13,9 км. Время в пути составляло 51 минута. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 10 минут, в "межпик" - 17 минут. В часы "пик" частота движения составляла 6 троллейбусов в час, в "межпик" - 5 троллейбусов в час. В наше время маршрут следует от станции Южной до Горелок, т.е. продлен и его протяженность составляет 15,67 км, на маршрут выпускается 10 троллейбусов. На первый взгляд неплохо, но... троллейбусы на ул. Первомайской ходили существенно чаще и вот почему, та четверка была дополнением к давно забытому маршруту 4А.

4А "Станция Южная - Аэропорт". Длина маршрута 13,7 км. Время в пути составляло 51 минута. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 10 минут, в "межпик" - 17 минут. В часы "пик" частота движения составляла 6 троллейбусов в час, в "межпик" - 5 троллейбусов в час. Маршрут был закрыт одним из первых, еще в 1992 году.

5 "Станция Южная - Московский вокзал". Длина маршрута 6,7 км. Время в пути составляло 26 минут. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 4 минуты, в "межпик" - 6 минут. В часы "пик" частота движения составляла 16 троллейбусов в час, в "межпик" - 14 троллейбусов в час. Маршрут заканчивал движения от Московского вокзала в 0.31, от ст. Южной в 0.34. Маршрут сохранен в полном объеме. Современный выпуск составляет 14 машин, несколько меньше прежнего.

6 "Московский вокзал - Аэровокзал". Длина маршрута 7,2 км. Время в пути составляло 30 минут. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 6 минут, в "межпик" - 8 минут. В часы "пик" частота движения составляла 12 троллейбусов в час, в "межпик" - 11 троллейбусов в час. В наше время троллейбус перенаправлен от Московского вокзала до поселка Горелки, длина маршруты выросла до 9,3 километров, а выпуск сокращен всего до 6 машин.

7 "Московский вокзал - Курковая". Длина маршрута 5,2 км. Время в пути составляло 24 минуты. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 7 минут, в "межпик" - 11 минут. В часы "пик" частота движения составляла 10 троллейбусов в час, в "межпик" - 9 троллейбусов в час. От площади Московского вокзала последний троллейбус отходил в 0.55 (!). В наше время на маршрут выпускается всего 4 машины.

8 "Московский вокзал - площадь Победы". Длина маршрута 6,7 км. Время в пути составляло 28 минут. В часы "пик" троллейбусы курсировали с интервалом 7 минут, в "межпик" - 12 минут. В часы "пик" частота движения составляла 8 троллейбусов в час, в "межпик" - 7 троллейбусов в час. От Московского вокзала последний рейс отходил в 00.36 и пассажиры поездов могли спокойно уехать в южную часть города. Еще лет 15 назад маршрут заканчивал работу примерно в 19.00, и уехать, например, в 22.00 на общественном транспорте в район проспекта Ленина (от Советской до ул. 9 мая) было проблемно. Маршрут менял свой номер, из 8 стал 30, из 30 - 11, продлевался до ст. Южной, потом с использованием ТУАХ был продлен в Скуратовские поселки. И закрыт примерно полгода назад, тем самым лишена связь Московского вокзала с рядом кварталов на проспекте Ленина муниципальным транспортом. Как минимум в формате "Станция Южная - ул. Советская - Московский вокзал" маршрут необходимо восстановить.

ЗиУ-682В-013 [В0В] восьмого маршрута, 1992 год, фото с сайта СТТС, авто Ааре Оландер
ЗиУ-682В-013 [В0В] восьмого маршрута, 1992 год, фото с сайта СТТС, авто Ааре Оландер

Если посчитать современный выпуск троллейбусов, то он составляет 53 машины против 120 тридцать лет назад. Как это назвать? В условиях дикой автомобилизации, усложняющей экологическую ситуацию в городе, именно электротранспорт должен стать опорой в городских перевозках.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из архива автора, свободного доступа сети "Интернет".

Другие материалы канала по транспорту Тулы:

Давайте вместе порассуждаем какие еще трамвайные маршруты нужны Туле

Город красно-желтых "Татр"

В Туле впервые в новое время ограничили движение автомобилей ради трамваев

-4