1961
С этого года вступили новые правила Формулы 1. Новая система начисления очков (9 за 1 место). Автомобили теперь оснащены двигателями объёмом до 1500 см3, обязательно электрическими стартерами, выключателями массы, двухконтурными тормозными системами и дугами безопасности. Кроме того устанавливался минимальный вес в 450 кг для обеспечения безопасности по прочности кокпита. Протест английских гоночных команд против 1500-кубовой Формулы 1 дорого им стоил, поскольку они начали сезон 1961 г. без подходящих двигателей. Ferrari же начали сезон с сильной позиции, имея проверенный двигатель Формулы 2. Ferrari досрочно выиграли кубок конструкторов , а внутрикомандная борьба между пилотами свелась к противостоянию Ф.Хилла и фон Трипса, который перед гонкой в Монце имел преимущество в 4 очка. Но уже на втором круге гонки произошла чудовищная трагедия: из-за столкновения фон Трипса с Кларком погибли четырнадцать зрителей и сам фон Трипс. Титул достался американцу.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из восьми гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Ф. Хилл "Ferrari-156" 34
- В. фон Трипс "Ferrari-156" 33
- С. Мосс "Lotus-Climax-18" 21
- Д. Герни "Porsche-718/2" 21
- Р. Гинтер "Ferrari-156" 16
- И. Айрленд "Lotus-Climax-21" 12
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг. Двигатель мощность л.с.
- "Ferrari-156" 40 460 V6 1480 190
- "Lotus-Climax-21", "-18" 32 455 R4 1495 155
- "Porsche-718/2" 22 440 О4 1498 175
- "Cooper-Climax-T55", "-T58" 14 465 V8 1495 183
1962
Перед началом чемпионата Стирлинг Мосс получил серьёзную травму в результате аварии в Гудвуде. Выдающийся гонщик, четыре раза занимавший второе место и три раза третье по итогам чемпионатов, закончил выступления в Ф1, так и не завоевав корону. В межсезонье британские команды проделали много работы над усовершенствованием своих шасси и двигателей, нашли применение транзисторные катушки зажигания. Шла работа над уменьшением аэродинамического сопротивления автомобиля, поэтому его кузов теперь стал напоминать торпеду. В 1956-57 гг. площадь поперечного сечения типичного переднемоторного автомобиля Формулы Один составляла 0,85 м2, а к 1962 г. она была доведена до 0,54 м2 у Ferrari 156, 0,45 м2 у BRM и до впечатляющих 0,37 м2 у Lotus 25, где вместо пространственной рамы из труб был использован первый дюралюминиевый монокок. Карбюраторы уходили в прошлое, к концу года все команды использовали системы впрыска. Появились легкосплавные литые колесные диски. Ушли в историю большие деревянные рули, посадка пилотов стала полулежачей. Судьба титула Чемпиона Мира решилась лишь на заключительном этапе Гран-при Южной Африки, перед которым Грэм Хилл на BRM и Джим Кларк на Lotus имели по три победы , но Хилл имел на 4 очка больше. На старте Lotus вырвался вперед и создал 30-секундное преимущество, но утечка масла за двадцать кругов до финиша привела к сходу шотландца, Грэм Хилл выиграл гонку и взял титул. В кубке конструкторов команда BRM стала победителем, в первый и последний раз.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Г. Хилл BRM-P56 42
- Д. Кларк "Lotus-Climax-25" 30
- Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T60" 27
- Д. Сертиз "Lola-Climax-4" 19
- Д. Герни "Porsche-804" 15
- Ф. Хилл "Ferrari-156" 14
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки вес кг. Двигатель мощность л.с.
- BRM-P56 42 460 V8 1495 192
- "Lotus-Climax-25", 36 450 R4 1495 190
- "Cooper-Climax-T60" 29 465 R4 1495 190
- "Lola-Climax-Mk4" 19 455 R4 1495 190
- Porsche-804 18 465 O8 185
1963
В 1963 г. не было равных Джиму Кларку на Lotus 25 с двигателем Coventry Climax и шасси монокок , который состоял из двух продольных коробов замкнутого сечения, склепанных из алюминиевых листов, и четырех поперечных переборок. Боковины коробов являлись наружной поверхностью кузова, а внутри них размещались эластичные баки. Сзади на лонжеронах устанавливался двигатель. Верхняя часть кузова, носовой обтекатель и капот двигателя были выполнены из стеклопластика. Кузов Lotus 25 по сравнению с промежуточной машиной Lotus 24, в которой использовалась традиционная рама, оказался в три раза жестче и в два раза легче. Кроме того, лобовая площадь машины с монококом уменьшилась на 15%. Шотландец выиграл семь из десяти гонок календаря Чемпионата – Гран-при Бельгии, Голландии, Франции, Англии, Италии, Мексики и Южной Африки и за три этапа до окончания завоевал титул. Первую победу одержал многократный чемпион мира по мотогонкам Джон Сёртис, заменивший в Ferrari Фила Хилла. Свои первые подиумы завоевал Брэбхем на автомобиле собственной конструкции "Brabham-Climax-BT7.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Д. Кларк "Lotus-Climax-25" 54
- Г. Хилл BRM-P61 29
- Р. Гинтер BRM-P61 29
- Д. Сертиз "Ferrari-156B" 22
- Д. Герни "Brabham-Climax-BT7" 19
- Б. Мак-Ларен "Cooper-Climax-T66" 17
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки вес кг. Двигатель мощность л.с.
- "Lotus-Climax-25" 54 455 V8 1492 200
- BRM-P61 36 470 V8 1495 205
- "Brabham-Climax-BT7" 28 475 V8 1492 200
- Ferrari-156B Aero" 26 470 V6 1480 200
1964
В сезоне 1964 победы в гонках одерживали представители четырех марок– Lotus, Ferrari и BRM, которые использовали конструкции монокок или полумонокок, и Brabham, которые остались верны проверенной конструкции трубчатой пространственной рамы. Улучшались характеристики двигателей. BRM V8 развивал 208 л.с. при 11 000 об/мин, "Ferrari 158" – 210 л.с. при 11 000 об/мин. В личном зачете интрига сохранялась до последнего этапа. Перед последней гонкой в Мексике, турнирную таблицу возглавлял Грэм Хилл с 39-ью очками, у Джона Сертиза было 34, а у Джима Кларка – 30, и выиграть титул мог любой из них. Первым из претендентов устранился Хилл из-за контакта с Ferrari Л.Бандини. На протяжении 60-ти из 65-ти кругов Джим Кларк лидировал и, казалось, он сохранит свой титул Чемпионата Мира. Но последние несколько кругов Гран-при оказались самыми драматичными, и исход гонки и всего Чемпионата разрешился буквально в течение последних трех минут. На предпоследнем круге Lotus Кларка начал замедляться , теряя давление масла, и медленно пересек финишную черту на пятом месте. Дэн Герни ( который ввёл традицию поливаться шампанским на подиуме)на Brabham-Climax BT7 выиграл гонку . Сертиз на Ferrari финишировал вторым, благодаря Бандини, который перед самым финишем пропустил Сертиза вперед, и стал единственным Чемпионом Мира и в авто и в мотогонках. В 1962 г. в Южной Африке Кларк в очень похожих условиях упустил победу в Чемпионате из-за утечки масла, когда титул достался Грэму Хиллу.. Кубок Конструкторов достался Ferrari.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Д. Сертиз "Ferrari-158" 40
- Г. Хилл BRM-P261 39
- Д. Кларк "Lotus-Climax-33" 32
- Л. Бандини "Ferrari-158" 23
- Р. Гинтер BRM-P261 23
- Д. Гарни "Brabham-Climax-BT11" 19
Кубок конструкторов:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок
Место Команда/Автомобиль Очки вес кг. Двигатель, см3 мощность л.с.
- "Ferrari-158" 45 460 V8 1480 210
- BRM-P261 42 465 V8 1498 210
- "Lotus-Climax-33" 37 455 V8 1496 203
- "Brabham-Climax-BT11" 33 470 V8 1498 203
1965
Последний Чемпионат Мира, прошедший с 1,5-литровой Формулой, являлся повторением Чемпионата Мира 1963 г. – Джим Кларк на Lotus-Climax 33 полностью доминировал на гоночных трассах, выиграв шесть из десяти гонок. Набрав 54 очка ,он оформил чемпионство за три этапа до окончания первенства. Lotus также во второй раз выиграли Чемпионат Мира среди производителей. Кроме того Кларк на Lotus-Ford блестяще выиграл "Индианаполис 500", важнейшую из американских гонок. Две победы одержал Грэм Хилл, причем третью подряд в Монако. Свою первую победу в гонках Гран-При одержал молодой шотландец Джеки Стюарт, завоевов третье место в чемпионате.
Основной технологический прогресс 1,5-литровой Формулы заключался в улучшении среднемоторной компоновки, применении пространственной конструкции типа монокок, теории распределения веса, аэродинамики и геометрии подвески. В те годы был достигнут существенный прогресс в области конструкции шин. Новые нейлоновые обшивки и специальные смеси увеличили сцепление шин с дорогой, в то же время уменьшив вес и износ резины. В конце 1965 г. Coventry Climax (компания по производству пожарных насосов) ушли из гонок Гран-при, выиграв со своими двигателями 34 Гран-при Чемпионатов Мира 1958-1965 гг.
Личный зачет: Система начисления очков: : 9-6-4-3-2-1.
В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Д. Кларк "Lotus-Climax-33" 54
- Г. Хилл BRM-P261 40
- Д. Стюарт BRM-P261 33
- Д. Герни "Brabham-Climax-BT11" 25
- Д. Сертиз "Ferrari-158", "-1512" 17
- Л. Бандини "Ferrari-158", "-1512" 13
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки вес кг. Двигатель, см3 мощность л.с.
- "Lotus-Climax-33" 54 450 V8 1496 213
- BRM-P261 45 460 V8 1498 222
- " Brabham-Climax-BT11" 33 470 V8 1498 203
- "Ferrari-158", "-512" 26 460 V8 1480 210
иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner