Найти тему
Ларискин Бор

Буддизм в Москве: Ступа Карма Дакини

Ступа Карма Дакини в буддийском дацане Тубден Шедублинг в Москве.
Ступа Карма Дакини в буддийском дацане Тубден Шедублинг в Москве.

В 2006 г., на участке, выделенном правительством Москвы между станциями метро «Владыкино» и «Отрадное» для строительства буддийского храмового комплекса (дацана) Тубден Шедублинг, была воздвигнута первая монументальная постройка комплекса — Ступа Ка́рма Да́кини.

Строительство началось после того, как «площадку, отданную под буддистский храмовый комплекс, посетил московский мэр Юрий Михайлович Лужков. Он подписал распоряжение, в соответствии с которым буддистов освободили от платы за строительство систем инженерного обеспечения (в том числе водопровода и канализации), необходимых для храма. По указанию Лужкова, на территории, отведенной для комплекса, за 40 тыс. рублей установили временную ступу»[1].

Мэр Москвы Юрий Лужков.
Мэр Москвы Юрий Лужков.

Материалом для изготовления ступы послужил бетон. Все формы данного сооружения отливались прямо на месте. Ступа не является реликварием. Ее возведение во многом было связано с необходимостью окончательно закрепить за московской общиной буддистов переданный им еще в 2000 г. участок.

Тем не менее, судя по названию, ступа имеет свое посвящение. Она сооружена в честь божества буддийского пантеона — Карма Дакини.

Карма Дакини
Карма Дакини

Что же это за божество?

Начнем с того, что да́кини[2] (тиб. кхадро, кхандрома) много. Из них наиболее почитаются те пять, которые связаны с главами Будда-семейств.

Пять главных дакини.
Пять главных дакини.

Буддисты чтят пятерых «Будд Высшей Мудрости» (пятерых «Дхьяни-Будд»[3], пятерых Татхагат). Те символизируют собой пять составных частей Высшей Мудрости первоначального Будды (санскр. Ади-Будды) и возглавляют «Пять Семейств Будд» (Пять Будда-семейств) [4]. Дакини рассматриваются как женские аспекты (начала, проявления, истечения) каждого из пяти Дхьяни-Будд, то есть, фактически, являются проявлением женской сущности, имеющейся в Будде наряду с мужской сущностью[5]. Дакини символизируют полную свободу движения энергий ума[6].

Пять Татхагат. Фрагмент тханки (буддийской иконы).
Пять Татхагат. Фрагмент тханки (буддийской иконы).

Карма Дакини, в честь которой освящена ступа в Отрадном, считается проявлением пятого Дхьяни-Будды — Амогхасиддхи (имя означает «Реализующий высший смысл»), который возглавляет семейство Карма — семейство действий.

Амогхасиддхи — будда севера. Тханка
Амогхасиддхи — будда севера. Тханка

Очень известным божеством данного семейства является также Зеленая Тара (Самайятара) — супруга Амогхасиддхи.

Зелёная Тара — супруга Амогхасиддхи. Тханка.
Зелёная Тара — супруга Амогхасиддхи. Тханка.

Амогхасиддхи представляет персонализированный образ Творческой Мудрости (Будды) или Мудрость преодоления кармы, соответствует воле, сформированному кармическому опыту, помогает живым существам в борьбе с омрачениями, особенно такими, как зависть и ревность. Кроме того, пятый Татхагата (Дхьяни-Будда) «курирует» север Земли, северные страны, в том числе Россию.

Карма-Дакини, будучи неразрывно связанной с Амогхасиддхи, также как и он отвечает за северное направление. Важной функцией ее является борьба с демонами зависти.

В целом, дакини представляют собой постоянно меняющийся поток энергии и могут являться взору в виде божества в его мирной или гневной форме, а также как человеческое существо. Особенно отличается деятельностью дакини семейства Карма (Карма-дакини). Поэтому на тханках она зачастую пишется в профиль: она слишком занята, чтобы обернуться анфас к созерцающему её изображение.

Символами дакини являются три предмета: изогнутый нож дигуг, посох-копье, называемый кхатванга[7], и чаша из черепа (габала, она же капала).

Дигуг, украшенный головой мифического чудовища макары.
Дигуг, украшенный головой мифического чудовища макары.

Рукоять ножа дакини, который она держит в правой руке, украшена половинкой ваджры, что означает, что дакини должна овладеть очень сильными (ваджрными) энергиями для того, чтобы суметь пользоваться этим ножом. Лезвие его «имеет форму полумесяца с крюком на конце. Это форма традиционного индийского ножа мясника. Кроме того, в древней Индии такими ножами расчленяли трупы людей, подготавливая их к кремации»[8]. Подобный предмет в руке у дакини свидетельствует о ее готовности к самым решительным и грозным действиям. Режущая кромка ножа символизирует остроту прозрения дакини, полукруглая форма растущую луну (потенциальную возможность всех вещей к росту)[9]. «Крюк в тибетской… иконографии ассоциируется с деятельным состраданием. Это крюк, улавливающий живых существ и извлекающий их из океана сансары. Нож в форме полумесяца с крюком на конце и ваджром на рукояти в руке дакини способен извлечь из сансары и отсечь эгоцентрированное “я”, а алмазная ясность ваджра направляет его движение»[10]. На рукоятке кривого ножа, который держит каждая из дакини в правой руке, помещены различные символы, в зависимости от принадлежности к тому или иному семейству

Кхатванга
Кхатванга

Посох-кхатванга (его дакини держит на сгибе левой руки) символизирует «союз метода и мудрости» — мужского и женского начал. Соответственно, в женских руках дакини кхатванга представляет собой супруга, активное мужское начало. Основание рукоятки посоха отмечено вишва-ваджрой[11].

Вишваваджра - скрещенный ваджр[a].
Вишваваджра - скрещенный ваджр[a].

Завершается посох трезубцем — символом «трех драгоценностей буддизма»[12].

По другим сведениям, трезубец символ «трех ядов»[13] — «вожделения, гнева и неведения». Из трех отрубленных голов «верхняя голова представляет собой череп, за ним следует голова, отрубленная несколько дней назад, а ниже — свежеотрубленная голова». Подобная градация по степени сохранности черепов также имеет свою мистическую символику.

Рукоять кхатванги с тризубцем и головами.
Рукоять кхатванги с тризубцем и головами.

В комментариях к тексту тибетской Книге мертвых сообщается, что кхатванга представляет собой «восьмигранный стержень, на нижнем конце которого половина ваджры, а выше — сосуд бессмертия, три отрубленные [человеческие] головы, символизирующие победу над похотью, ненавистью и неведением. Венчает все это трезубец»[14].

Габала (капала)  — ритуальная чаша из человеческого черепа.
Габала (капала) — ритуальная чаша из человеческого черепа.

Распространенной деталью иконографии дакини, том числе Карма дакини, является чаша из человеческого черепа — габала, которую дакини держит в левой руке. Чаша «до краев наполнена кровью или белой амритой. Габала символизирует вагину, а кровь (ракта) есть эссенция дакини, красная бодхичитта, женское дополнение к мужскому семени, или белая бодхичитта, мысль бодхи, «мысль, направленная к обретению просветления». Кровь в данном случае можно рассматривать также в качестве символа феноменального бытия, а чашу как окружение или пространство»[15].

Известный западный буддолог Сангхаракшита пишет, что «чаша из черепа символизирует смерть, реальность, пустоту — духовную пустоту эго, — а кровь символизирует великое блаженство, которое возникает в сердце практика Тантры, когда он (или она) погружается в пустоту, встречается с духовной смертью и ощущает реальность»[16].

Одна из дакини с характерными для них атрибутами: дигугом, кхатвангой и габалой.
Одна из дакини с характерными для них атрибутами: дигугом, кхатвангой и габалой.

Вера в существование дакини и в возможность людей вступать в контакт с ними, — важный элемент тантрического буддизма. Буддисты верят, что с «небесными девами» активно взаимодействовал основатель тибетского буддизма — гуру Падмасамбхава[17] во время осуществления наиболее глубоких тантрических практик, предполагающих выход к пределам сознания.

Падмасамбхава. Фрагмент статуи великого гуру.
Падмасамбхава. Фрагмент статуи великого гуру.

С семейством Карма соотносится зелёный цвет — цвет природы (природной гармонии), защиты, укрытия, прибежища. Божества данной группы изображаются с телами зелёного цвета. Окраска должна не только обозначить их принадлежность к северу, но и продемонстрировать их готовность всегда и всюду заниматься исправлением нарушенной гармонии, восстанавливать утраченное равновесие, связи между вещами и т.п. Действия представителей пятого Будда-семейства (в том числе Карма-Дакини) содействуют исправлению ума живых существ, направляя его на путь к Просветлению, то есть способствуют взращиванию «буддовости»

Ступа Карма Дакини в Отрадном состоит из трехступенчатого основания (ведики), полусферического купола-анды и простого, ничем не украшенного, шеста-навершия. По внешнему виду она из всех московских ступ наиболее близка к описанию ступы, которое дал Будда Шакьямуни своим ученикам, когда, как гласит предание, продемонстрировал им конструкцию из монашеского плаща, миски-патры и посоха[18].

Мальчики с патрами (сосудами для сбора подаяния) в руках. Если патру перевернуть вверх дном, она действительно напоминает купол-анду традиционной, буддийской ступы.
Мальчики с патрами (сосудами для сбора подаяния) в руках. Если патру перевернуть вверх дном, она действительно напоминает купол-анду традиционной, буддийской ступы.

Ступа Карма Дакини на фоне Пагоды Рая. Купол ступы напоминает перевернутую патру.
Ступа Карма Дакини на фоне Пагоды Рая. Купол ступы напоминает перевернутую патру.

Ступа находится вне ограждений, шагах в пятнадцати-двадцати от тротуара улицы Сигнальный проезд. Любой желающий может подойти вплотную к данному сооружению, осмотреть его с близкого расстояния и, возможно, получить заряд той самой зелёной гармонии от дакини севера Карма-Дакини.

Поскольку постройка создавалась как временная, будет жаль, если создатели дацана примут решение снести ее. Ступа Карма Дакини несет в себе не мало смыслов. Кроме того, она уже воспринимается как неотъемлемая часть Комплекса мировых религий в Отрадном.

Буддийские сооружения по соседству с московской Ступой Карма Дакини.
Буддийские сооружения по соседству с московской Ступой Карма Дакини.

Рядом со Ступой Карма Дакини возвышаются другие постройки дацана: Ступа Просветления в Отрадном, Пагода Рая и только что построенное здание малого храма.

*******************************************************************************

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.

[1] Ступа Просветления в Отрадном [Wikiwand] URL: https://www.wikiwand.com/ru/%D0%A2%D1%83%D0%B1%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%A8%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3 Online: 26.11.19

[2] Термин «да́кини» происходит из санскрита. В переводе на русский язык означает «дева, странствующая в небе», «идущая по небу», «небесная танцовщица», «небесная дева», «путешествующая в пространстве» и т.п. Множественное число также «да́кини».

[3] Термин «Дхьяни-Будда» образован от санскритского понятия дхья́на (санскр. «сосредоточение, созерцание», «ви́дение»). «Дхьяна» часто переводится на европейские языки как «медитация». Таким образом, дхьяни-будды — это будды, которых практикующие представляют себе во время медитации, а также, это будды, сами пребывающие в состоянии глубокого созерцания. Пять Дхьяни-Будд (Татхагат, Семейств): 1. Вайрочена (семейство Будды); 2. Акшобкхья (семейство Ваджры); 3. Амитабха (семейство Падма (Лотоса)); 4. Ратнасамбхава (семейство Ратны (Драгоценности)); 5. Амогхасиддхи (семейство Кармы). Обо всех семействах повествует тибетская Книга Мёртвых.

[4] См. соотношение «пяти семейств Будд» и «пяти скандх». Совокупность пяти скандх составляет «я» (личность) живого существа. Если мы свободны от пяти скандх, это означает, что в нас реализованы пять мудростей Татхагат — мы стали Буддой.

[5] Мужская и женская составляющие Будды выражают две важных стороны Просветления — сострадание и мудрость (санскр. каруна и праджня).

[6] Сангхаракшита. Творческие символы тантрического буддизма. Площадка для сожжения и небесные девы [Сайт «Буддаяна. Путь Будды»] URL: http://buddhayana.ru/%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B6%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8B.html Online: 07.12.19

[7] Кхатванга (санскр.) — тантрический посох или жезл.

[8] Знаменитый йогини. Женщины в буддизме. — М.: ТОО Путь к себе, 1996 г., С. 14

[9] Знаменитый йогини. Женщины в буддизме. — М.: ТОО Путь к себе, 1996 г., С. 14

[10] Знаменитый йогини. Женщины в буддизме. — М.: ТОО Путь к себе, 1996 г., С. 15.

[11] Вишва-ваджра (скрещенный ваджра) — символ абсолютной стабильности, символ основы мироздания, обладающей нерушимой природой.

[12] Литература: Бир Роберт. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. М.: Ориенталия, 2011, с. 276-280.

[13] Знаменитый йогини. Женщины в буддизме. — М.: ТОО Путь к себе, 1996 г., С. 15.

[14] Тибетская книга мертвых. Книга Великого Освобождения, составленная гуру Падмасамбхавой / [сост. Р. Турман; пер. с англ. О. Альбедиля]. — М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2019., С. 272.

[15]Знаменитый йогини. Женщины в буддизме. — М.: Путь к себе, 1996 г., С. 15.

[16] См. Сангхаракшита. Творческие символы тантрического буддизма. Площадка для сожжения и небесные девы [Сайт «Буддаяна. Путь Будды»] URL: http://buddhayana.ru/%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B6%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8B.html Online: 07.12.19

[17] Санххаракшита: «Отсюда популярность в тантрическом искусстве сцен, где изображена жизнь Падмасамбхавы на площадке для сожжений, в окружении дакини. Когда его изображают в подобном контексте, на нем нет его известного наряда – одеяний, лотосовой шапки и всего остального. Он изображается в форме херуки – как обнаженный йогин, сидящий на ковре из человеческой кожи или на груде человеческих костей. Его окружают трупы и горящие погребальные костры. Одной рукой он потряхивает маленьким барабанчиком, символом бесстрашия, а в другой руке – чаша из черепа: он пьет вино, символ великого блаженства. Со всех сторон его окружают дакини – танцующие, поющие, летающие в воздухе, окруженные радугами, обнимающие его. Атмосфера этого места возвышенна и внушает благоговение, а настрой обнаженного йогина — бесстрашие и героический дух. Он символизирует само человеческое сознание – человеческое сознание, сознательно ищущее критических ситуаций, сознание, ставшее лицом к лицу со смертью, со страхом, с реальностью. Он есть человеческое сознание, окруженное только что пробужденными энергиями, осознающее собственную силу, решившее следовать тантрическому пути, решившее обрести Просветление». См. Сангхаракшита. Творческие символы тантрического буддизма. Площадка для сожжения и небесные девы [Сайт «Буддаяна. Путь Будды»] URL: http://buddhayana.ru/%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%81%D0%BE%D0%B6%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%8B.html Online: 07.12.19

[18] Буддийское Предание говорит о том, что традиция строить ступы восходит к самому Будде Шакьямуни. Когда его спросили, как строить ступу, он снял свой плащ, представлявший собой кусок квадратной материи и расстелил его на земле. Сверху он поставил перевернутую патру (миску для подаяний), а на нее водрузил свой зонтик. "Вот так", последовал ответ Учителя. Буддистский ритуальный зонт на санскрите именуется чхатра (чатра).