Пьеса «Двенадцатая ночь» — последняя веселая, жизнерадостная комедия У. Шекспира. Ее сюжет типичен и в то же время необычен в творчестве этого выдающегося драматурга. Главная героиня, очаровательная юная особа Виола, во время кораблекрушения временно потеряла брата-близнеца Себастьяна.
Желая его отыскать под чужим именем, она переодевается мужчиной и под именем Цезарио поступает на службу к герцогу Орсино, который сделал ее поверенным и курьером своей любви к прекрасной Оливии. Последняя, до сих пор упорно отвергавшая ухаживания герцога, без памяти влюбилась в Цезарио, а в финале пьесы, случайно столкнувшись с Себастьяном, вышла за него замуж.
Такие невероятные метаморфозы привели к массе забавных сцен, которые повергают читателя в гомерический хохот. В самом деле, Виола настолько натурально разыграла молодого человека, что обманула решительно всех – даже чувственную Оливию. Волей случая Виола была вынуждена разыгрывать преданного слугу герцога, в которого сама без памяти влюбилась.
В делах сердечных Виола держалась на плаву, но когда дело дошло до дуэли с сэром Эндрю, которую от нечего делать организовал дядя Оливии сэр Тоби со своим веселым приятелем, она мгновенно струсила и едва не выдала себя с головой.
Вообще, Шекспир тонко, умело, а главное, — деликатно обыграл щекотливую тему мужского-женского. В его пьесе нет ни тени пошлости, а герои в финале адекватно распределяются по парам. Путаница, которая возникла из-за сходства Виолы и Себастьяна, представлена Шекспиром как комедия положений без всякого оттенка фальши и неприличных намеков.
Все герои мгновенно поверили в Виолу-Цезарио потому, что сами жили играючи. Оливия неумеренно горевала по своему брату, герцог явно переигрывал влюбленность, сэр Тоби с приятелями и шутом только и делал, что забавлялся, придумывая разные выходки.
Жизнь в пьесе Шекспира бьёт ключом в каждой сцене и диалоге. Поэтому забавная интрига вокруг Виолы-Цезарио и ее брата близнеца – очередная игра, которая, однако, кардинально меняет судьбы героев – к счастью, в лучшую сторону. Некоторые литературные критики находят в пьесе черты карнавального смеха, который высмеивает традиционные устои жизни и выворачивает ее наизнанку. Вероятно, поэтому Виола так легко разыграла мужчину, и никто ее не заподозрил в обмане.
Чувство ренессансной свободы в этой комедии бьет через край. Герои как бы высвобождаются от социальных условностей и границ и ведут себя самым необычайным, а порой – дерзким образом. В этом безудержном, веселом хаосе на некоторое время перемешались мужское-женское начала, но лишь для того, чтобы со смехом восстановиться в правах в конце пьесы.